Аббатство Сен-Дени чаще всего не включают в стандартную экскурсионную туристическую программу. Происходит это из-за того, что расположено оно в весьма неблагополучном пригороде Парижа. Но это место представляет собой большую историческую ценность, его непременно стоит посетить.
Легенда создания аббатства
Происхождение названия Сен-Дени связывают с легендой о Дионисии - первом епископе Парижа и святом покровителе Франции. Как гласит история, он был отправлен в эти края Пантификом для обращения галлийцев-язычников в христианскую веру. Его казнили на Монмартре при правлении короля Валериана: отрубили голову. Однако тело святого Дионисия подошло к своей голове, взяло ее в руки и прошагало еще порядка шести-семи километров на северо-восток. После чего оно упало рядом с небольшим поселением, которое впоследствии и было названо его именем: Сен-Дени. Случилась эта история в далеком 258 году нашей эры. До сих пор на иконах св. Дионисий изображается держащим голову в руках.
На месте захоронения Дионисия Парижского, точнее даже над самой могилой, в 475 году была построена с благословения святой Женевьевы церковь монастыря Сен-Дени. В те времена здесь располагалось галло-римское кладбище. А в VII веке приказом короля Дагобера Первого вокруг было воздвигнуто аббатство. Сам правитель пожелал быть погребенным именно здесь. В аббатстве хоронили всех монарших особ Франции: королей и королев, принцесс и принцев. Сведения о количестве погребений высших особ в разных источниках различаются, ведь сохранились далеко не все захоронения. Многие могилы были уничтожены.
Готический стиль берет здесь свое начало
Сама церковь святого Дионисия реконструировалась многократно: в седьмом веке при создании монастыря, при правлении Пипина Короткого. В XII веке аббатство стало уже весьма влиятельным и мощным во Франции. Поэтому было принято решение о его расширении и постройке новых зданий. Эту масштабную реконструкцию начал осуществлять аббат Сугерий - просвещенный и незаурядный религиозный деятель своего поколения, путешественник. Его ценили, прислушивались к нему сразу несколько французских королей (например, Людовик Четвертый и Людовик Седьмой).
Замысел реконструкции был в том, чтобы отразить возросший вес Франции и ее культуры в Европе, да и во всем мире. Строительство длилось не один десяток лет. Аббату хотелось сохранить изначальный облик. Так в результате смешения архитектурных традиций и веяний возник готический стиль: сплав бургундского и романского стилей. И первым зданием, возведенным в готике, стала церковь аббатства Сен-Дени.
Сугерию-архитектору принадлежит создание высоких окон-витражей с изображениями историй из Библии, "витражная роза" над входом, ставших украшениями аббатства. Церковь Сен-Дени продолжала реставрироваться и после кончины аббата Сугерия. В последующие века в ней постоянно что-то изменяли, поэтому до наших дней убранство тех веков дошло только частично.
Гробница французских королей
В XIII веке Людовик IX приказал перенести захоронения всех правивших до него монарших особ на территорию Аббатства. Церковь стала служить также гробницей королей Франции.
По надгробиям разного времени можно проследить, как изменялось и развивалось погребальное искусство в разные века. Часть плит и памятников украшена статуями-фигурами спящих монархов (это характерно для двенадцатого века), в эпоху Возрождения надгробия украшались композициями уже с надеждой на воскрешение.
Аббатство Сен-Дени в дни революции во Франции
Столетняя война, гугенотские войны нанесли значительный урон архитектуре аббатства, а вот гробницы пострадали большей частью во время Великой Французской Революции. Прах Самодержцев был свален в ров и закопан, большое количество хранившихся на территории произведений искусства было вывезено или утрачено.
Рассказывают, что революционеры выставили на всеобщее обозрение тело короля Людовика Четвертого. Какое-то время любой мог подойти и поглазеть на останки. Некоторые тела были разорваны на части, разнесены по домам некрофилами и даже проданы.
Этой черной страницей история аббатства Сен-Дени чуть не закончилась. Собор должен был быть снесен по указу Национального собрания, но в последний момент он был отменен.
В 1814 году сваленные в "братские могилы" мощи королей были выкопаны, собраны в крипте в ассуарий. А в 1869 году и сама базилика аббатства Сен-Дени была отреставрирована замечательным французским архитектором Виоле-ле-Дюком, который восстановил не один великий памятник. Он потрудился, к примеру, над собором Нотр-Дам, Мон-Сен-Мишеля и другими. Еще в XVII веке Сен-Дени снова стала функционировать в качестве усыпальницы для короны.
Церемония погребения короля
В XVII веке, согласно теории французских юристов, король должен быть бессмертным. Всячески это подчеркивалось с помощью большого количества ритуалов погребения. Самодержец имел двойственную суть: человека и помазанника Божьего. Например, похороны короля Генриха Четвертого длились сорок дней. Внутренности монарха были извлечены после смерти и захоронены в аббатстве Сен-Дени отдельно и без церемоний. Сердце чистилось, настаивалось на спирту и складывалось, натертое травами в тканевый мешок, потом в свинцовую коробку, которая помещалась уже в серебряную шкатулку. Сердца монархов хранили в разных местах. Им придавалось особое значение, так как именно сердцем они болели за Францию. Тело же бальзамировалось, погребалось отдельно. Также изготавливалось чучело короля из соломы, правда, после Французской революции ни одно из них не сохранилось. Чучело Генриха Четвертого имитировало с помощью специальных ритуалов жизнь живого короля целых 10 дней.
В Сен-Дени все королевские регалии сопровождали забальзамированное тело до самого последнего момента: произнесения знаковой фразы перехода престола в новые руки.
Король умер... Да здравствует король!
После этой фразы регалии короля как можно быстрее следовали в Реймс на коронацию.
Значение Сен-Дени
Начиная с XI-XII веков аббатство имело большой вес во Франции: здесь не только погребались монархи, но и обучались наследники, здесь короновались королевы. Монастырь Сен-Дени вел просветительскую деятельность в Средние века, монахи занимались благотворительностью: здесь находились больница, дом престарелых и приют.
Базилика аббатства имеет и архитектурное значение: она является истоком развития готического стиля, здесь зародилось витражное искусство.
Некрополь Сен-Дени отражает развитие погребальных церемоний Франции и является уникальным памятником, имея 51 надгробие.
В 2004 году здесь было похоронено сердце Людовика XVII, сына Марии Антуанетты, который хоть и не правил, но был признан королем многими европейскими странами и в США.
Как добраться до аббатства
К базилике вас приведет тринадцатая линия парижского метрополитена. Остановка называется Basilique St Denis в направлении окраинной станции.
Также можно использовать скоростную электричку (в Париже она под аббревиатурой RER), линию D, станция так и называется: Saint Denis.
Режим работы Базилики
В приалтарную часть церкви можно попасть совершенно бесплатно. Отсюда можно посмотреть на захоронения через решетку. Базилика открыта для посещений практически каждый день, кроме случаев, когда в ней проходят отпевания или венчания. Вход в некрополь платный, он находится с правой стороны собора Сен-Дени. Фото внутри запрещены.
Никакие события в истории Франции не смогли полностью разрушить эту погребальню великих монархов, памятник французской культуры, свидетеля смены времен и культур. На посетителя, несомненно, произведут сильное впечатление готические своды собора, виртуозные витражи и сильно различающиеся по стилю эпохи надгробия: от мрачных средневековых до вселяющих надежду на воскрешение и жизнь вечную памятников эпохи Возрождения.