Последние годы ознаменовались медленным, но все же верным выходом флота из той глубочайшей ямы, в которой ВМФ оказался после развала СССР. В частности, впервые за многие годы на воду начали реально спускать действительно новые корабли, построенные именно в Российской федерации. Таким, к примеру, является корвет «Дагестан». Корабль этот уже успел завоевать немалую известность, удачно отстрелявшись крылатыми ракетами по базам террористов на территории Сирии. Как же создавался и сам «Дагестан», и прочие корабли проекта 11661?
Начало разработки
Еще в начале 1980-х годов оказалось, что страна остро нуждается в достаточно большом количестве кораблей, предназначенных для охраны прибрежной зоны. Новые суда стали бы логичной заменой проекта 1124. Необходимость в новой модели возникла по причине того, что сторожевые корабли проекта 11540 начали «продвигать» для решения более масштабных задач. В частности, их планировалось отправить на замену уже успевшего устареть проекта 1135.Ответственным за разработку назначали опытного конструктора Ю. А. Никольского, а затем В. Н. Кашкина, которые уже успели прекрасно себя зарекомендовать, работая на Зеленодольском судостроительном заводе. Именно благодаря их труду и появился ракетный корабль «Дагестан».
Требования заказчика
Заказчики из ВМФ сразу же потребовали, чтобы в конструкцию была заложена гидроакустическая станция. Из-за этого водоизмещение пришлось увеличить сразу до 2000 тонн, что приблизило проектируемые суда к «конкурентному» проекту 12441. Впрочем, эти корабли имели более мощное ракетное вооружение и площадку для противолодочных вертолетов, так что об их использовании в качестве сторожевых речи не шло. В то же время действительно сторожевой корабль «Дагестан», хоть и не имеет столь мощного вооружения, является более маневренным и быстрым.
Как проходило строительство
Запланирована постройка новой техники была на начало 90-х годов. Что произошло в то время, мы уже знаем. Так, в конце 90-го года был заложен флагман, получивший название «Буревестник», но после известных событий финансирование его постройки было резко свернуто. Уже в 1995 году несчастного «Буревестника» законсервировали, а уже через пару месяцев – окончательно разобрали на слом.
По тому же проекту в 1993 году был заложен плановый корабль, предназначавшийся для нужд индийского ВФМ, но в том же 1995 году деньги, предназначенные для его постройки, «внезапно» исчезли. Пока все дружно выясняли, что же случилось и куда делись средства, индусы от покупки отказались. Со временем деньги все же сумели изыскать, корабль достроили, и он стал «Татарстаном».
В 2003 году он стал официальным флагманом Каспийской флотилии. Когда же появился рассматриваемый нами «Дагестан»? Корабль изначально был заложен в том же злосчастном 1991 году, но, в отличие от всех своих собратьев, все же был достроен и сдан флоту под своим первоначальным именем.
Неудивительно, что срок постройки был грандиозным. Изначально «Дагестан» хотели передать флоту в 2012 году, но из-за повреждений, которые корабль получил в ходе швартовых испытаний, даже этот срок пришлось растягивать. Только в середине года он сумел выйти в море, чтобы в рамках Государственной приемки произвести стрельбы своим главным калибром, ракетами «Калибр-НК». На этот раз все прошло успешно, а потому в конце ноября 2012 года судно официально вошло в состав Российского флота.
Отличительные признаки «Дагестана»
Сторожевой корабль «Дагестан» с полным на то правом можно называть уникальным. Начать хотя бы с испытаний, которые проходили не только в Каспийском, но и в Черном море. Проводили их в весьма непростых условиях. Все этапы государственных проверок прошли отлично, даже стрельбы из новейшего ракетного вооружения были проведены на высшую оценку.
По сравнению с его «близнецом», то есть с «Татарстаном», судно имеет ряд очень важных и заметных отличий. Во-первых, ракетные установки на этом судне расположены вертикально, что позволяет вести огонь практически в любом направлении, вне зависимости от курса, которым следует корабль «Дагестан». Вооружение позволяет уверенно уничтожать разноплановые цели на расстоянии до 300 километров, вероятность этого составляет 0,85-1. Этот параметр был успешно проверен на практике, когда в ходе испытаний был поражен условный штаб противника, расположенный на расстоянии 180 километров от корабля.
Универсальность
Скорострельные пушки и эффективная система зенитного огня значительно повышают боевую живучесть судна, позволяя создавать эшелонированную противовоздушную оборону. Фактически все эти обстоятельства позволяют назвать ракетный корабль «Дагестан» универсальным судном. В принципе, сами разработчики говорят о том, что его можно спокойно причислять к категории фрегатов.
Противоречит этому разве что отсутствие действительно мощного противолодочного вооружения, но на Каспии попросту нет подводных лодок. Так что корабль «Дагестан» (Каспийская флотилия, 693) полностью соответствует месту использования, будучи в состоянии выполнять все возложенные на него задачи.
Одной из главных изюминок судна является материал его надстроек (особый сплав магния и алюминия). Этот сплав позволяет эффективно рассеивать радиолокационный сигнал, делая ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661 менее заметным для систем обнаружения потенциального противника. Кроме того, есть и активные системы постановки помех. Весь этот комплекс эффективно скрывает истинные контуры корабля, защищает его от поражения «умными» боеприпасами, в том числе и крылатыми ракетами.Наконец, "Дагестан" проектировался с учетом максимальной для кораблей такого класса автономности: он может находиться в плавании на протяжении не менее двух недель, пройдя при этом порядка пяти тысяч морских миль. Чтобы обеспечить приемлемый для экипажа уровень комфорта (а при столь малом водоизмещении это важно), в конструкцию были внесены активные успокоители качки. Это позволяет людям хорошо выдерживать даже волнение средней степени. Активная система кондиционирования воздуха делает возможной эксплуатацию даже в условиях тропического и субтропического климата.
Основные технические характеристики судна
- Полное водоизмещение – 2200 тонн.
- Полная длина корпуса - 102,4 метра.
- Наибольшая ширина палубы - 14,4 метра.
- Высота борта, мидель - 7,25 метров.
- Нормальная осадка - 5,6 метров.
- Максимальная скорость крейсерского хода – 29 узлов.
- Максимальная дальность плавания (в экономичном режиме дизеля) – 5000 морских миль.
- Автономность по запасам пищи и питьевой воды – 20 суток.
- Рекомендуемое число членов экипажа – 84 человека.
Конструкция корпуса и палубные надстройки
Архитектура корабля относится к классическому варианту, с гладкой палубой и десятью водонепроницаемыми отсеками. Все надстройки выполнены из особых сплавов магния с алюминием. Благодаря этому факту, обеспечивается минимальная радиолокационная заметность судна. Корпус судна исполнен из низколегированной стали, стойкой к действию агрессивных сред и морской воды. За счет этого можно предполагать длительный срок службы этих фрегатов.
Вооружение
Имеется прекрасное ракетное, артиллерийское, а также зенитное вооружение, причем последнее также построено на ракетной основе. Основным «козырем» является противокорабельный комплекс «Уран» («Уран-Э»), оснащенный ракетами модели Х-35(Э). Дальность поражения цели – от 130 до 260 километров, в зависимости от модификации и типа используемых снарядов. Чем же уникален конкретно «Дагестан»? Корабль – единственный из всей серии, который первым получил на вооружение комплекс «Калибр-НК», который на нем же и «обкатывался», в том числе и в боевых условиях.Это вооружение примечательно тем, что позволяет наносить удары (стандартными ракетами) по морским и береговым целям, находящимся на расстоянии до 300 км. Если же применяются крылатые ракеты, то эффективная дальность поражения противника значительно (в несколько раз) увеличивается. Многие специалисты смогли поверить это только после стрельб по базам террористов.
Артиллерийская составляющая
На носу имеется 76,2-мм автоматическая артиллерийская система модели АК-176М. Общий боезапас составляет 152 выстрела. Кроме того, для уничтожения низколетящих целей предусмотрено сразу две установки (калибром 30 мм) АК-630М. Их общий боезапас – сразу 3000 выстрелов. Эти установки позволяют с высокой эффективностью бороться с морскими, воздушными, а также некоторыми береговыми целями. Какая еще артиллерия устанавливается на ракетный корвет «Дагестан»? Корабль имеет на вооружении 14,5-мм автоматические станковые пулеметы.
Защита от нападения с воздуха
Для создания надежной эшелонированной противовоздушной обороны на кораблях проекта 11661 используется зенитный комплекс «Оса-МА-2». В пусковых установках данной системы может располагаться вплоть до 20 ракет. Но на «Дагестане» для этих же целей используется более эффективный ЗРАК «Палаш», который (в экспортном варианте) монтируется и на те корабли данного проекта, которые изначально строились для продажи зарубежным заказчикам.
Защита от атак подлодок
Чтобы не оставлять корабль «Дагестан» проекта 11661 беззащитным перед лицом возможного нападения вражеских подлодок, конструктивно предусмотрены два торпедных аппарата калибром 533 мм. Заметим, что на экспортные варианты кораблей того же проекта монтируется реактивная бомбометная установка модели РБУ-6000. Возможна посадка и базирование противолодочного вертолета Ка-27. Для его заправки, в частности, предусмотрены отдельные топливные резервуары на борту. При условии его транспортировки вертолет может находиться в специальном ангаре (со сложенными лопастями).
Впрочем, все это не слишком необходимо, если обсуждать корабль «Дагестан». Каспийская флотилия (693 судно закреплено за ней), а также морские соединения других стран в этом регионе, попросту не имеют здесь ни одного подводного корабля. Но здесь нужно помнить, что судно в любой момент может быть отправлено в Черное море, а там гипотетическая вероятность атаки из-под воды имеется.
Радиотехническое вооружение
Радиолокационное оборудование «непостоянное», так как с появлением новых и более эффективных моделей его заменяют. Аналогичная ситуация в случае, когда его нужно сопрягать с новыми образчиками вооружения. В частности, на некоторых кораблях того же проекта, в том числе построенных для нужд зарубежных флотов, комплексы менялись по два-три раза.
За радиолокацию на «Дагестане» отвечает комплекс «Минерал-М», в роли РЛС общего назначения выступает «Позитив-М1». Гидроакустический комплекс, ответственный за своевременное выявление подводных лодок противника - модель МГК-335. Корабль «Дагестан» (фото которого есть в статье) может ставить активные помехи, для этого используется РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Их полевые испытания показали, что данные системы способны достаточно эффективно противодействовать попыткам потенциального противника нанести удар «умными» противокорабельными ракетами.
Силовая установка
Основной двигатель – дизельный, двухвальный, модели CODOG. Тип дизеля - 61Д, среднеоборотистый. Суммарная мощность мотора равна 8000 л. с. Эта силовая установка ответственна за стандартные режимы хода. Имеются также две газовые турбины, суммарная мощность которых составляет 29 000 л. с. Они могут разогнать корабль до 28 узлов, и предназначены для использования в боевом режиме, когда жизненно важной становится степень маневренности судна. Для обеспечения всего судового оборудования электричеством имеется сразу три дизельных генератора, причем мощность каждого составляет 600 кВт.
В завершение
В настоящее время корабль Каспийской флотилии «Дагестан» является пока что последним судном своего проекта, стоящим на вооружении ВМФ Российской Федерации. Приблизительно в 2011-2012 гг. вообще появлялась информация о полной остановке и заморозке работ в этом направлении, но она не подтвердилась. Сообщается, что в строй должны поставить еще два корабля серии, но сроки их поставки заметно увеличились. Причина проста – Украина, в свете известных событий, отказалась выполнять условия контракта по поставкам газотурбинных установок.
Отечественные судостроители обещают, что это прискорбное обстоятельство не помешает им выполнить план по перевооружению отечественного флота. Остается только надеяться, что ракетный корабль «Дагестан», вооружение которого сделало бы честь и более крупному военному судну, не станет «последним из могикан».