Что такое алгоритм с ветвлением? Примеры и определение алгоритмов ветвления

Любой интеллект в животном мире пользуется определёнными алгоритмами предпочтения, которые выражают личные «хочу». Можно сказать, что потенциально искусственные интеллекты тоже будут пользоваться чем-то подобным. А пока к реализации человеческого восприятия мира наиболее близко подошли именно благодаря алгоритмам с ветвлением. И они будут рассмотрены в данной статье с объяснением их логики и особенностей.

Что такое алгоритм с ветвлением в программировании?

алгоритм с ветвлением
Прежде чем приступить к основной теме, необходимо сделать небольшой экскурс в теорию. Алгоритмом называется четкая последовательность действий, которая направлена на то, чтобы достичь определённой цели или решить поставленную задачу. Делятся они на три типа:

  1. Линейные.
  2. С ветвлением.
  3. Циклические.

Нас интересует алгоритм с ветвлением, поэтому описан будет только он. Данная команда предлагает выбор процедуры или функции, и при соответствии определённым условиям, которые есть на данный момент, происходит выбор. Структура такого алгоритма называется разветвляющейся. Она обеспечивает выбор между несколькими альтернативами. Каждый из путей (в большинстве случаев) ведет к общей точке в программном коде. Важным ветвление является и тогда, когда необходимо пропустить определённое действие. Используется оно и тогда, когда пользователю предоставляется выбор, и этот выбор следует запомнить для дальнейшей работы. В целом полезны и легки эти алгоритмы с ветвлениями. 6 класс теоретически даже сможет понять и реализовать полученные знания на практике. Если есть вопросы – прочитайте статью, скорее всего, после завершения этого процесса их не останется.

Использование алгоритмов с ветвлением

алгоритмы с ветвлением 6 класс
Так уж получилось, что возникновение ситуаций, когда всё можно будет сделать без выбора, ничтожно маловероятно, поэтому необходимо продумывать, какие варианты потенциально могут возникнуть. Так, проводя параллель с жизнью, можно привести классический пример с погодой: если на улице жарко, то необходимо надеть майку и шорты, если идёт снег – курточку. Случаются и более сложные выборы, от которых может зависеть дальнейшая жизнь человека (или работы программы). Алгоритмы разнятся своей сложностью и детализированием описания шагов. Так, для создания ориентира для себя можно использовать простое ограниченное описание (что и как должно работать). Но с компьютером такой фокус не прокатит. Здесь необходимо пошаговое решение каждой задачи. Алгоритм включает в себя ветвление, которое, в свою очередь, может продолжаться практически бесконечно. Хотя на практике редактирование такого написанного кода является проблемным. Чтобы вы имели представление, предлагаем ознакомиться с такими формами:

  1. Простая. Если вы хотите быть здоровым, вам необходимо заниматься спортом.
  2. Сложная. Есть желание быть здоровым? Если да, то занимайтесь спортом. Если нет, то валяйтесь на диване и смотрите телевизор.
  3. Сложная форма с неполным ветвлением. Необходимо выйти на улицу. Идет ли дождь? Если нет, можно сразу выходить. Если идёт – возьмите зонтик. И только потом выходите на улицу.

Создание алгоритмов в общих чертах

что такое алгоритм с ветвлением
Вот вы создаёте алгоритм с ветвлением, по которому будет выполняться программа. Если есть желание изобразить выбор схематически, то подойдёт ромб. Верхушкой обозначим передачу сигнала, а в остальные три стороны осуществляется рассылка ответов. При этом вовсе необязательно использовать их все: достаточно и двух. Ромб, кстати, это оператор ветвления, который используется для обозначения этого действия. Но мы немного забежали вперёд. С чего начинается любая работа? С получения данных! При построении алгоритма не забывайте указывать, с какими данными идёт работа. Также всегда должно быть логическое завершение. Ведь алгоритм, который невесть где обрывается, может вызвать «вечное» использование процессора, и игра попросту зависнет. Что, конечно, вызовет негативную реакцию.

Что необходимо, чтобы создать схему и практическую реализацию алгоритма?

алгоритм с ветвлением примеры
Прежде чем приступать к рисовке схемы, необходимо хорошо выучить, что за что отвечает, чтобы в будущем не было логических ошибок. Также необходимо выучить все нюансы реализации алгоритмов с ветвлением на тех языках программирования, на которых планируется написание программы. Чтобы в будущем не возникало проблем, необходимо отточить своё умение на «чистых листах». Ведь если понять, как и что работает, то реализация в большинстве случаев не составит проблем. Если проблемы всё же возникают, попробуйте создавать алгоритм минимальными работающими шажками, чтобы выявить проблему.

Особенности при создании

алгоритм включает в себя ветвление
Потенциально ветвления могут быть бесконечными. Поэтому при их создании можете не ограничивать себя количеством условий (хотя в конечном итоге чем их больше, тем труднее ориентироваться). Также немного о полном и неполном ветвлении. Что представляет собой первое, наверное, понятно. А в каких случаях используется неполное и как определить, что оно необходимо? Если есть необходимость провести дополнительные действия, в связи с особенностью построения программы, и одновременно есть вариант простого продолжения, или было нужно впихнуть строки кода туда, где они не предусмотрены – то это как раз тот случай. И схема построения будет неполной, но в полном объеме выполняющей свой функционал.

Пример

Давайте, чтобы усвоить полученные знания лучше, разберёмся со всей сказанной информацией на примере простой программки. Ведь хоть и лёгок алгоритм с ветвлением, примеры позволят лучше разобраться, что и как. Допустим, вы пишете простую игрушку, в которой управляемый человеком персонаж должен убежать от компьютерных персонажей. Если между ними происходит контакт, то по истечении небольшого промежутка времени осуществляется какое-то действие (герой начинает медленнее бежать или вообще проигрывает). Что и как тут сделать – выбор за вами. Но всё же следует учитывать целый аспект всевозможных действий, которые открываются перед программистом для реализации задуманного. Так, можно отнимать «жизни» у персонажа или сделать так, чтобы на управляемого человеком героя накладывался определённый эффект вроде замедления, и действенным он был, пока работает цикл, который, в свою очередь, работает в определённом временном промежутке. Конечный выбор за вами.

Послесловие

оператор ветвления
Итак, под конец необходимо подвести итоги всему, что было сказано выше. Освоить составляющие программирования, в том числе и алгоритмы с ветвлением, не составляет труда, если хорошо постараться. Необходимо изучить все, с чем придётся работать. Также для лучшего эффекта полезной будет практическая реализация полученных знаний. Можете начать с чего-то простого, прорабатывая алгоритм на бумаге или в электронном файле, постепенно перенося его в среду разработки.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.