Во многих культурах существует наиболее общее понятие человека. Этот стандартный образ является эталоном для многих приверженцев той или иной культуры. Однако стоит отметить, что существует большое количество теорий о том, что же все таки выделяет человека из всего многообразия живых существ на планете Земля. С биологической точки зрения, только у человека есть сознание, которое позволяет ему совершенно по-другому смотреть на окружающий мир. Но только ли сознание делает всех нас ключевыми фигурами в игре за выживание на планете? Представители религиозных верований считают, что человека делает человеком Бог. Ведь исключительно люди могут молиться и непосредственно реализовать замысел Божий. Хотя в представленных теориях есть рациональное зерно, они не полностью освещают действительность. Ведь кроме того что человек осознает себя, он является, прежде всего, существом социальным. Это значит, что он не просто сосуществует с иными представителями своего вида, но и тесно взаимодействует с ними.
Таким образом, всем людям дана возможность решать, какими именно они хотят быть, выбирать конкретные социальные группы или же создавать свои. Все представленные факты говорят о наличии такой особенности, как свобода выбора, о которой пойдёт речь далее в статье.Свобода воли
Существует несколько различных терминов, которые в принципе характеризуют одно и то же явление, но с разных позиций. Отсюда следует, что свобода воли – это возможность любого человека, в силу наличия у него сознания, делать выбор в зависимости от конкретно сложившихся обстоятельств. Однако следует заметить, что представленный выше термин характеризует философскую категорию, которая есть не что иное, как прообраз свободы выбора.
Два подхода к видению свободы воли
В философии существует два основных подхода к рассмотрению свободы воли. Первый называется метафизическим либерализмом. Он свидетельствует о наличии у человека свободы воли в силу неверности утверждения, что детерминизм верен. Иными словами, приверженцы этого подхода поддерживают мнение о том, что человек волен делать выбор самостоятельно. Второй подход говорит, что детерминизм неверен. Таким образом, свободы воли попросту не существует. Следует отметить: второй подход является в корне неверным, если помимо чисто философских взглядов ориентироваться на иные показатели. Ведь человек, по сути, не скован жёсткими природными рамками, в отличие от животных. Наиболее простым примером является наличие в животном мире пищевой цепи и её отсутствие в человеческой среде.
Что такое свобода выбора?
Свобода выбора – это, по сути, то же самое, что и свобода воли, однако первый термин используется не в философии, а в юриспруденции. Как показывает история, на протяжении многих веков люди лишались возможности самолично выбирать для себя что-либо. И лишь в середине XX века было принято решение о том, что человеческие права являются основным приоритетом. Таким образом, с того времени свобода выбора – это не просто термин, а принцип реализации людьми своих прав и свобод. Отсюда следует, что данное определение необходимо рассматривать через призму именно права.
Свобода выбора в юриспруденции
Практически во всём мире на уровне законодательства существуют нормативные акты, которые закрепляют принцип свободы выбора и создают условия для его непосредственной реализации. В данной статье автор будет рассматривать этот принцип через призму национальных правовых традиций Российской Федерации. Учитывая сложившуюся тенденцию демократизма в РФ, свобода выбора – это личное, свободное право каждого человека в полной мере использовать свои правомочия, а также ресурсы, которыми он обладает, например деньги. Существует несколько основных примеров проявления принципа свободы выбора, а именно:
- право работника самолично выбирать место и вид труда;
- право потребителя на расходование имеющихся у него денег для удовлетворения собственных нужд;
Таким образом, свобода выбора, примеры которой представлены выше, является в большей степени совокупностью правомочий, которые человек может осуществлять.
Конституционное закрепление принципа
Следует помнить, что глава 2 Конституции РФ закрепляет ряд основных прав и свобод человека и гражданина. Одним из подобных является право свободы выбора. Но существует один достаточно интересный факт. Непосредственно определения права свободы выбора не существует в Конституции. Оно является совокупным понятием, которое определяет возможность человека реализовать свои конституционные права. Примером является глава 2 Конституции РФ, в которой закреплены разные правомочия, а именно:
- Право на жизнь (ст.20).
- Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22).
- Право на неприкосновенность частной жизни (ст.23).
- Право на свободу вероисповедания (ст.28) и т.д.
Как мы понимаем, конституционное право основное по своей сути, поэтому прописывать отдельно принцип свободы выбора попросту нет смысла, потому что в нём воплощаются все те правомочия, которыми Конституция РФ наделяет каждого гражданина и человека.
Проблема свободы выбора
На сегодняшний день многие правоведы задумываются о том, какой смысл в действительности несёт свобода выбора. По этому поводу существует множество теорий. В одной из них говорится, что свобода выбора – это непосредственная возможность человека действовать в рамках, которые предписываются действующим законодательством России и конституцией. С другой стороны, человек волен выбирать не только в рамках форматизированных официальных норм, но также ориентироваться еще и на свои моральные принципы. Таким образом, остаётся непонятным факт того, должны ли законы быть приоритетом в процессе непосредственного выбора, или же это сугубо личное правомочие? Скорее всего, людям дана возможность выбирать самим, но любое их решение должно быть в рамках правового режима, который существует в России.
Свобода, выбор, ответственность
Не менее важным является вопрос о соотношении свободы выбора и ответственности. Дело в том, что Конституция России как бы закрепляет описанный в статье принцип в полной мере. По сути, человек может делать все, что хочет. Но некоторые общественные отношения, мораль и иные факторы не дают возможность людям осуществлять абсолютно все свои задумки. К примеру, человек хочет совершить какое-либо правонарушение. По сути, он делает свой выбор. Но за него он понесёт установленную законом ответственность. С точки зрения права, любые выходящие за рамки правового поля действия должны наказываться, если они имеют негативный характер. Но с позиции здравого смысла, человек фактически отвечает за совершённый им выбор. Таким образом, свобода выбора – это двойственная категория, которая существует как в правовом, так и философском поле.
Решение проблематики соотношения свободы выбора и ответственности многие юристы видят в моральных устоях общества. Ведь, как уже указывалось ранее, человек – это, прежде всего, социальное существо. Поэтому в процессе взаимодействия с иными индивидами он должен подчиняться общеустановленным правилам, не соблюдая которые любой из нас уподобится животному.
Нарушение свободы выбора
Очень часто государство, которое должно быть фактическим гарантом обеспечения прав и свобод человека, нарушает все принципы этой сферы. В данном случае мы говорим о специфических политических режимах, которые приходят к власти в том или ином государстве, для более удобного контроля над людьми. Как показывает практика многих столетий, подобные антидемократические режимы практически всегда ущемляют права людей. При этом свободы выбора у населения подобных стран фактически нет. Потому что любые проявления инициативы наказываются, так как люди должны жить исключительно в заведомо созданных рамках. В таких странах, как правило, существуют "мертвые" конституции. Потому что тоталитарная власть понимает, что конституционное право - основное по своей сути. При жестком соблюдении конституционных норм невозможно каким-либо образом угнетать население.
Следует отметить: подобные режимы тотального контроля не приносят ничего хорошего как для государства, так и для жителей на его территории. Хотя на первых этапах организации новой страны жёсткие рамки просто необходимы, потому что без них невозможно добиться нужного эффекта.
Подводя итоги
В заключение нужно сказать, что свобода выбора фактически делает всех нас людьми. Поэтому не стоит пренебрегать данной возможностью, а наоборот, пытаться пользоваться ею постоянно, во всех ключевых жизненных ситуациях.