Главной темой в творчестве Альберта Лиханова являются взаимоотношения ребенка, подростка с жестоким миром взрослых. Становлению подрастающего поколения посвятил он большую часть своих произведений. Тема военного детства также не осталась без внимания этого писателя. Детям войны, их лишениям и отнюдь не детским страданиям посвятил Лиханов «Последние холода». Краткое содержание этой повести представлено в статье.
Дети и война
В военной прозе Лиханов отражал ощущения, пережитые им в детстве. Родился писатель в 1935 году, и свидетелем трагических событий минувшей войны стал, будучи ребенком. Дети и война – сочетание страшное и противоестественное. Произведения, посвященные военному детству, у этого автора публицистичны и проникновенно правдивы. Наиболее трагическому из них дал символичное название Лиханов – «Последние холода». Краткое содержание этой книги – это рассказ о тяжких испытаниях, которые пришлось вынести детям во время войны. Читая это произведение, испытываешь восхищение и страх.
История рассказана от первого лица. От лица того мальчика, который спустя десятилетия смог взглянуть на пережитое глазами взрослого человека, а затем рассказать своим читателям о героизме и храбрости. На многое были способны эти дети в самые страшные мгновения своей жизни.
Анна Николаевна
В начале повести автор обращается к воспоминаниям о своих первых школьных годах. С любовью и уважением рассказывает о первой учительнице Лиханов. «Последние холода», краткое содержание которых – голод, холод и болезни, сопутствующие детям войны, не лишены все же добрых ностальгических описаний.
Самый яркий образ, который останется в сердце главного героя, Анна Николаевна – учительница младших классов. Уроки арифметики, русского языка и географии она совмещала с мудрыми уроками жизни, которые порою, как будто задумавшись о чем-то, преподносила своим ученикам в ненавязчивой форме. «В учении нельзя обманывать себя. Учителю можно солгать, себе – никогда», – произносила она вдруг тихо, словно разговаривала сама с собой.
Талоны на питание
Главного героя произведения зовут Коля. Действие происходит в небольшом городе, в глубоком тылу. Дети здесь, несмотря ни на что, продолжают ходить в школу, матери - на работу. Отцы где-то далеко сражаются с врагом. Но в действительности война повсюду, даже там, где нет сражений и битв. Последний год войны, о котором идет речь в повести, – это и есть ее краткое содержание (А. А. Лиханов). «Последние холода» – история о решающих битвах за родину, которые вели не только отважные солдаты на передовой, но и мирные жители в тылу. И даже дети.
В этот период из радиоприемников повсюду разносится голос диктора Левитана, который торжественно объявляет об очередной победе. Но голод и болезни подорвали здоровье людей. Особенно тяжело лишения переносят подростки и дети. Главному персонажу, как и прочим школьникам в этом тыловом городе, полагаются талоны на питание. Мать и бабушка делают все для того, чтобы мальчик не испытывал чувства голода. Но ощущение несытости все же его не покидает.
Столовая № 8
С большой достоверностью изображает тыловой быт писатель Лиханов. «Последние холода», краткое содержание которых – это, прежде всего, тяжелые условия, в которых находятся дети, - это мудрое произведение. Описанию столовой, в которой мальчик получает дополнительное питание, отводится огромное внимание. Рацион этот, как выражается сам автор, был действительно дополнительным. Основным его назвать было нельзя. Кислые щи, безвкусная овсянка – такая пища не радовала Колю. Хотя уже в первый день посещения столовой он заметил, что у детей здесь установилось своеобразное отношение к еде. Они ели быстро, с аппетитом и весьма уважительно относились к тете Груне – местной раздатчице.
Шакалы
Доедать невкусный обед Колю приучила мать. И даже в этой холодной столовой он силился проглотить липкую неаппетитную овсяную массу в силу воспитания. Он вырос среди близких, любящих его людей. Но есть на свете дети с более сложной судьбой, о чем в своем произведении и повествует Альберт Лиханов. «Последние холода», краткое содержание которых позволяет осознать тяжесть невзгод, обрушившихся на детское сознание, является также произведением о судьбах, которые даже на военном фоне кажутся чрезвычайно трагическими.
Шакалы. Так называли в этом тыловом городе детей, которые испытывали настолько сильный голод, что ежедневно наведывались в столовую № 8, дабы выпросить остатки ничтожного обеда у детей с более благополучной судьбой. Первая встреча Коли с такими детьми произвела на него неизгладимое впечатление. К «шакалам» он не испытывал неприязни и презрения. Он все думал о том, сколько дней и ночей можно не есть, чтобы начать попрошайничать и доедать чьи-то объедки…
Вадим и Марья
Необходимость понять и посочувствовать человеку даже тогда, когда жизнь его далека и совсем не похожа на твою, – основная идея произведения и ее краткое содержание. А. А. Лиханов «Последние холода» написал спустя много лет после событий, которые легли в основу этой повести. В книге он хотел донести не только до детей, но и до взрослых то, насколько важно для человека в тяжелые моменты ощутить участие и поддержку.
У главного героя вызывало отвращение поведение нового знакомого - Вадима, одного из так называемых шакалов. Но позже Коля осознал, как несправедлив был в своих мыслях. Вадим и его сестра, Марья, стали его друзьями.
Содержание повести Лиханова «Последние холода» – это печальная, но вместе с тем оптимистичная история о детях, которые повзрослели слишком рано. Пытаясь выжить, они научились не только добывать себе хлеб. Прежде всего они стали людьми, способными любить, сострадать и помогать ближним.