Сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла» по произведению русского писателя Фазиля Искандера пишут в шестом классе. Увлекательный юмористический рассказ не оставит равнодушными не только учащихся, но и взрослых. Писатель, ныне живущий и здравствующий, повествует нам о нелегких, но веселых школьных годах мальчишек.
Смысл названия
Конечно, ни о каком настоящем геройстве мифического персонажа здесь речь не пойдет. Это ироническое название придает рассказу особый смысл.
С самого начала произведения мы можем наблюдать взаимосвязь с Древней Грецией. Отчество учителя Диогенович, что напоминает нам о древнем, очень своеобразном философе Диогене. Сам преподаватель по происхождению является греком. Отсюда и толкование такого необычного отчества. Когда учитель что-то рассказывал ребятам, то вспоминал басни Эзопа (тоже, кстати, древнегреческого писателя). Поэтому сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла» обязательно должно включать анализ названия рассказа, который связан с этим с сыном Зевса лишь косвенно.
Образ главного героя
Мальчик, от лица которого ведется повествование, обучается в мужской школе. Художественное время в произведении – военные годы, когда всем приходилось очень тяжело. Пятиклассник очень увлекательно повествует нам о веселой школьной жизни, о футболе, на который бегали с удовольствием во время перемен. Но один забавный случай меняет отношение мальчишки к жизни, который нужно обязательно прокомментировать, когда начнете писать сочинение по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла».
Однажды в школу пришла доктор делать прививки. Наш рассказчик был очень рад такому стечению обстоятельств: он как раз был не готов к уроку математики. Учитель, которого так любили и в то же время побаивались дети, Харлампий Диогенович, не позволил бы находиться на уроке с нерешенной задачей. И тогда мальчику пришлось пойти на обман: он хитростью позвал доктора и медсестру к ним на урок математики делать прививки. Обман, который тут же раскусил Харлампий Диогенович и назвал подвигом, заставил ребенка задуматься над своим поступком. Анализ сцены с разоблачением должен быть включен в сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла».
Необычный учитель
Очень необычный у ребят преподаватель математики с интересным именем. Манера вести уроки у него тоже своеобразная: Харлампий Диогенович никогда не читал нотаций, не ругался и не кричал. Он старался с юмором подойти к ситуации, ставя мальчишек в смешное положение.
Нет, он не унижал их, шутки были добрыми и в глазах одноклассников авторитет виновного не падал.
Сочинение на тему «Тринадцатый подвиг Геракла» будет полным, если привести в пример эпизоды, в которых учитель подшучивает над ребятами.
Юмор взамен нотаций
Когда кто-то из учеников опаздывал на урок, учитель подбегал к нему, кланялся, как большому человеку, встречал, как драгоценного гостя. Мальчишка тут же стыдился, краснел и чувствовал себя неловко. Он усваивал этот урок надолго, поскольку не хотел больше оказываться в таком нелепом положении.
Во время контрольной работы преподаватель подсмеивался над Шуриком Авдеенко, который упорно пытался списать у соседа. Он вытягивал шею и пытался рассмотреть тетрадь одноклассника, но Харлампий Диогенович это замечал и называл Шурика лебедем. Конечно же, это вызывает смех одноклассников, но шутки были добрыми и позволяли увидеть себя со стороны.
Пишет сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла» 6 класс. А это значит, что мальчики из рассказа являются практически ровесниками для них. Шестиклассники, читая это произведение, могут увидеть себя в некоторых из персонажей. Тогда они смогут дать оценку как поступкам героев, так и своим собственным.
План
Писать сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла» по плану гораздо проще: он содержит все основные моменты произведения. При подготовке необходимо учесть тему, которая дана по этому произведению. Если это анализ рассказа в целом, то необходимо спланировать основные моменты, которые будут раскрыты в сочинении.
- Образ мальчика, являющегося главным героем произведения.
- Он же является для нас рассказчиком. Читатели не знают его имени, не видят внешних данных, но при помощи повествования от первого лица мы словно читаем его мысли и переживаем вместе с ним.
- Одноклассники главного героя и их отношения между собой. Без характеристики товарищей сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла» будет не совсем полным. Нам интересно наблюдать, какие разные типажи героев встречаются в рассказе. Некоторые из них напоминают читателям своих друзей, знакомых или даже самого себя.
- Образ Харлампия Диогеновича.
- Этот пункт подразумевает раскрытие характера учителя, описание его необычного стиля поведения. Обязательно необходимо проанализировать сцену, в которой преподаватель сравнивает поступок мальчика с подвигом Геракла.
- Оценка своего поступка рассказчиком. Понял ли он свою ошибку? Раскаивается ли? Об этом обязательно необходимо сказать.
Воспользовавшись нашими советами, вы легко напишете хорошее сочинение, которое будет оценено на «отлично»!