Секретарь канцелярии - это не самая высокооплачиваемая, но достаточно престижная должность в аппарате районного суда. Для поступления на работу кандидат должен иметь высшее юридическое образование и обладать базовыми навыками делопроизводства. Опыт для занятия этой должности необязателен.
Как устроиться на работу?
Как узнать о существовании вакантного места? Обычно этой информацией владеет консультант суда, заведующая или непосредственно канцелярия. Секретарь (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и другие крупные российские города нередко опускают эту позицию в списках должностей районных судов, и тогда секретарские обязанности перечисляются в должностной инструкции консультанта или специалиста первого, второго или третьего разряда) - это лицо, на которое возлагается ответственность за эффективную организацию делопроизводства. Хотя примерно то же самое можно сказать и о некоторых других административных должностях, следует помнить, что секретарь судебного заседания, к примеру, отвечает за оформление гражданских, уголовных и административных дел только в процессе рассмотрения этих дел судьей. Секретарь канцелярии либо заводит дела (то есть оформляет иски, заявления и уголовные материалы непосредственно после их поступления в районный суд и до принятия документов к рассмотрению конкретным судьей), либо производит предписанные нормативными актами действия в отношении уже рассмотренных дел, по которым вынесены решения, определения или приговоры.
Чтобы устроиться на работу в канцелярию районного суда, следует для начала позвонить в суд и узнать о наличии или отсутствии подходящей вакансии. Если вакантное место не является декретным, придется сдать экзамен на знание текста Конституции РФ и основных положений федерального закона "О государственной гражданской службе". Сдача экзамена проводится на конкурсной основе, так как на вакантное место обычно претендуют несколько кандидатов. Если же вакансия освободилась в результате ухода предыдущего работника в декретный отпуск, сдавать экзамен не требуется, так как с соискателем заключают не постоянный, а срочный служебный контракт.
Обязанности
К сожалению, по отношению к данной профессии не существует определенного перечня обязанностей. Список всегда остается открытым. Тем не менее можно указать основные виды деятельности, которую выполняет среднестатистический секретарь судебной канцелярии. Это:
- принятие гражданских и уголовных дел, а также административных материалов от секретарей судебного заседания, проверка правильности их оформления и факта соблюдения всех требований процессуального законодательства;
- хранение дел за последние два года (включая текущий) в активном архиве канцелярии;
- изготовление исполнительных листов по заявлению лиц, участвующих в деле;
- проставление даты вступления судебных актов в законную силу;
- отправка вступивших в законную силу судебных актов в заинтересованные инстанции, включая, к примеру, кадастровую палату или тюрьму;
- изготовление ксерокопий судебных актов по заявлению сторон и их заверение у соответствующих судей;
- прием граждан по рассмотренным делам;
- прием телефонных звонков от граждан, представителей организаций и государственных органов;
- выполнение поручений председателя суда, судей, заведующего канцелярией, консультанта, администратора.
Как можно догадаться, последний пункт подразумевает практически любые действия, входящие в компетенцию отдела делопроизводства в районном суде, и секретарь канцелярии обязан исполнять порученное в рамках своей должностной инструкции и нормативной документации.
Перспективы
Хотя не все считают такую профессию, как секретарь канцелярии, достаточно престижной, на самом деле она способна дать хороший толчок к движению по карьерной лестнице всем, кто мечтает о должности мирового судьи. Достаточно иметь пятилетний стаж работы в районном суде на должности, требующей наличия высшего юридического образования, чтобы соответствовать базовым требованиям закона, предъявляемым к кандидатам на должность мирового судьи.