Юрий Андрухович – известный украинский писатель, поэт, переводчик художественных текстов, эссеист. Родился в 1960 году в Ивано-Франковске, прежнее название которого было Станислав. Родной город писателя стал отправной точкой творчества нескольких выдающихся авторов и художников, для которых были характерны наиболее яркие черты украинского постмодернизма. Это явление назвали позже «станиславским феноменом».
Образование и карьера
Юрий Андрухович, биография которого как автора началась в Ивано-Франковске, в составе поэтической группы «Бу-Ба-Бу» (Бурлеск – Балаган – Буффонада), выбирает для получения высшего образования город Львов. Он поступает в Институт полиграфии, на отделение литературного редактирования и журналистики, которое заканчивает в 1982 г.
В 1991 г. Юрий Андрухович заканчивает Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького в Москве. В 1994 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему творчества Богдана-Игоря Антонича, запрещенного в СССР украинского поэта ХХ века. Темой докторской диссертации стало творчество американских поэтов-битников.
Инициатор учреждения Ассоциации украинских писателей. Многократно публикуется в популярных литературных журналах Украины. Юрий Андрухович, произведения которого переведены и изданы во многих странах Европы, сам активно переводит литературу с английского, немецкого, польского и русского языков на родной украинский.
Общественная деятельность
Родившийся в Ивано-Франковске, Андрухович вряд ли мог принадлежать культурно к какой-либо традиции, отличной от украинской. В конце 80-х гг. он становится активным деятелем демократической организации «Рух» («Движение»), пропагандировавшей независимость УССР. Роман «Московиада» выражает неприятие всего, что связано с распавшимся СССР и страной-правонаследницей.
Юрий Андрухович, фото которого с годами все более демонстрируют его сходство с типичным украинским казаком, – искренний патриот своей родины и активный продолжатель ее культурной традиции. Но в его личных взглядах все же присутствуют сугубо индивидуальные ноты, которые не дают вешать на него бездумно ярлыки. Убеждения Андруховича можно охарактеризовать в целом как космополитические. Если в его произведениях и присутствуют антироссийские проявления, то они направлены, скорее, на государство с его порождениями, чем на культуру, язык и народ.
Творческий путь
Первый сборник Андруховича «Небо и площади» увидел свет в 1985 г. Это была поэзия, которая уводила читателя в мир студенческой свободы, хулиганства и карнавальных настроений. В сборнике были два основных мотива, которые удачно отразились в названии. «Небо» символизировало натурфилософию, природу с ее извечным круговоротом, а «площади» - урбанизм. Стихи молодого Андруховича могли уходить настроениями в некоторую патетику, но были лишены избитых метафор и клишированных образов.
В 1989 г. свет увидели сборники «Середмістя» («Центр города») и рассказ «Слева, где сердце». В 1990-е годы писатель отдает предпочтение жанру романа: в 1992-м выходит нашумевшая "Московиада", в 1996-м - "Перверзия". Одна из последних работ Андруховича - "Лексикон интимных городов" - повествует о сокровенных в самых различных смыслах этого слова моментах его жизни.
Российская столица в творчестве писателя
Годы проживания в столице России стали тем периодом жизни, когда писалась "Московиада". Юрий Андрухович издает роман, именуемый некоторыми критиками как «Малый Апокалипсис», в 1993 г. В произведении описан один, длящийся словно бесконечно, день из жизни некого Отто фон Ф. Этот молодой человек, студент, ведет разгульную беспорядочную жизнь, постоянно употребляет алкоголь и вступает в беспорядочные отношения с женщинами. Цель его жизни из произведения не ясна. Скорее всего, она отсутствует. Заведение, которое посещает Отто, описано как преддверие преисподней, а на страже у входа в него находится Вельзевул. Москва представлена в романе как ад, куда главный герой попал за свои многочисленные грехи.
Пройдя всевозможные круги и скитания в этом «аду», Отто попал в мрачный лабиринт, выйти из которого он смог, только убив самого себя. Суицид, совершенный в параллельном мире, возвращает его обратно в реальность. Лабиринт как образ прогнившей советской империи передает в повествовании тягостное и депрессивное настроение 90-х. Герой спасается из Москвы бегством, уезжая в родную Украину.
Жанровая специфика
Произведения Андруховича – яркий пример украинского постмодернизма. Его называют классиком современной украинской литературы. Удостоиться такого звания еще при жизни – большое достижение. Что вызывает к нему такую любовь и уважение читающей публики?
Начав как поэт и опубликовав несколько стихотворных сборников, он отдал предпочтение прозе и жанру романа. Многое в его творчестве перекликается с классикой мировой литературы, например, блуждания героя в «Перверзии» напомнили об «Илиаде» Гомера, «Московиада» сюжетом и смыслом созвучна с романом «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева. В произведениях Андруховича реальность тесно переплетена с вымыслом, фантастикой и иллюзией. Мифологические отклики и библейские параллели находятся в непосредственном соседстве с жизненными и общественными реалиями.
Андрухович имитирует и своеобразно цитирует разные литературные стили – барокко, бурлеск, магический реализм, маньеризм, в определенных моментах его романы приобретают оттенки исповеди, триллера и сатиры. Писатель склонен к игре со своим читателем и его воображением, вводя его в самый центр фантасмагорических превращений. Прочтение его произведений оставляет стойкое, характерное для постмодернизма, ощущение абсурдности современного мира, приправленное тонкой и едкой иронией писателя.
Работа с театром
Богатый творческий материал и актуальная проблематика не оставляют равнодушными режиссеров. Произведения Андруховича активно ставятся на многих украинских и зарубежных сценах. С 2007 г. писатель сотрудничал с Молодым театром (г. Киев), где исполнял одну из главных ролей в спектакле по своему же произведению - «Перверзии». Впоследствии там же была поставлена его «Московиада».
Талант писателя признан заграничными деятелями искусства. Дюссельдорфский драматический театр заказывал Андруховичу оригинальные тексты для постановок. По мотивам романа «Двенадцать обручей» польский Театр танца поставил в 2011 г. пьесу Carpe Diem, которая имела большой успех.