Рынок велосипедов настолько велик, что можно запутаться среди разнообразия категорий в предложениях магазинов (горный, городской, «турист», «двухподвесный», ВМХ). А еще существует разделение по типам и подвидам в каждой из групп. Если сравнивать конструкцию, то в ней от моделей прошлых веков, по большому счету, осталась только принципиальная схема (наличие двух колес, рамы и седла). Какими же были первые ретро-велосипеды, насколько сильно их изменило время?
История изобретения
Упоминания о прототипе механизма, отдаленно напоминающего велосипед на двух колесах, по неподтвержденным данным, имеются еще в документальных хрониках, датируемых 1791 годом. Те первые ретро-велосипеды (фото размещено чуть ниже) не имели педалей, они приводились в движение человеком при отталкивании ногами от земли. Фактически это были самокаты, но не привычные для нас, а с седлом.
Официальный патент на это изобретение получил Карл фор Дрез в 1818 году. За год или чуть более до этого он сконструировал первую деревянную «машину для ходьбы» и удачно приспособил ее для передвижения. По нашим меркам ее можно классифицировать как «беговел». То устройство в честь изобретателя получило название «дрезина». Оно имело два одинаковых колеса, из которых переднее могло поворачиваться рулем. Седло на раме располагалось на высоте, дающей возможность отталкиваться ногами с обеих сторон шагающими движениями и при возможности сидеть, двигаясь накатом после разгона.
Первый велосипед
Серьезным усовершенствованием можно считать появление педалей. В 1840 году их впервые смонтировал кузнец из Шотландии. Педали работали по рычажному принципу. Усилие передавалось шатунами, как у старых паровозов, на заднее колесо.
Педали на передней оси, работающие по принципу вращения, запатентовал в 1853 году француз Пьер Мишо. В то же время в конструкции появилось седло с пружинными амортизаторами и тормоз. После появились спицы в колесе (1867 г.) и прототип цепной передачи (1868 г.). В это время в Париже первые ретро-велосипеды участвовали в официальных гонках на дистанции 2 км.
Затем пошла мода на велосипеды-пауки. Эта конструкция отличалась большим передним колесом. Педали жестко крепились к оси. Большой диаметр обода делал велосипед опасным видом транспорта. Его высота могла достигать полутора метров и больше. Но и скорость можно было развить до 30 км/час. Правда, неровности на дороге представляли для управления серьезные проблемы.
Важные усовершенствования
На следующем этапе развития ретро-велосипед с большим колесом спереди оснастили цепной передачей. Педали разместили на раме, и ведущим стало заднее колесо. Первый безопасный «байсиклет» (так его назвал изобретатель Г. Лоусон) имел два одинаковых по размеру колеса (1885 г.).
В дальнейшем на ободе появилась резиновая шина (1889 г.) с клапаном и давлением воздуха в ней. Изменилась форма рамы (ромбообразная), она стала больше напоминать современные модели. В следующем десятилетии в конструкцию добавились шарикоподшипники. Раму стали делать из тонкостенных труб. Появился педальный тормоз и переключение скоростей.
С развитием технологий стали внедряться в велосипедную промышленность новые материалы. В 1974 году в моделях появились титановые и углепластиковые рамы. А в 1990-е особую популярность приобрели индексные системы для быстрого переключения скоростей.
Технический прогресс в России
В конце XIX века ретро-велосипеды были не только в частных владениях состоятельных жителей городов, но даже числились на балансе муниципальных служб. Врачи прописывали новомодное увлечение для избавления от хандры, вызванной сменой сезонов года, для укрепления позвоночника и как средство для общего укрепления организма.
В начале XX века велосипед широко применялся мелкими чиновниками для разъездов. Двухколесный «бициклет» был в ходу у почтальонов, приказчиков, рассыльных. Для развозки грузов использовались трехколесные велосипеды (трициклеты), а для транспортировки больных и раненых приспосабливались двухсторонние парные сцепки-тандемы с четырьмя управляющими ездоками.
Ретро-велосипеды СССР
Советская промышленность после революции какое-то время была в застое. Но велосипеды продолжали выпускаться. Комплектующие завозились из Англии. Производство было налажено на Харьковском велосипедном заводе (ХВЗ). Чуть позже конструкторы смогли наладить выпуск собственных деталей. Ретро-велосипеды Советского Союза были простыми и практичными, выпускались без излишеств и повышенного комфорта.
После разрухи Гражданской войны лишь с средины 20-х годов прошлого столетия их производство возобновилось. На том же ХВЗ, после восстановления производственных мощностей выпускалась популярная модель «Украина». Первый детский двухколесный образец был выпущен в 1936 году на «Ленинградском металлисте». Кроме этих двух предприятий велись работы на Московском и Минском велосипедных заводах, на ЗиСе и ГАЗе. В Литовской ССР, на Шауляйском ВМЗ, была выпущена подростковая модель «Орленок».