Бессмысленная и бесполезная работа имеет в русском языке много других названий. Одно из самых распространенных – мартышкин труд. Этому выражению и посвятим нашу сегодняшнюю статью.
Источник – басня И.А. Крылова «Обезьяна»
Творчество нашего прославленного баснописца – это кладезь крылатых выражений. Много фразеологизмов вышло из-под его пера и обогатило русский язык его стараниями. "Мартышкин труд" (значение его будет ясно после изложения сюжета басни) – не исключение. Это один из ярчайших примеров того, как удачная литературная обработка давно известной истории приводит к популяризации сюжета.
Обезьянки – замечательные создания, но в сознании народов, которые привыкли жить бок о бок с этими хвостатыми древолазами, их образ связывается со всем подлым и низким, что есть в человеческой натуре, например кривлянием, дерзостью, подлостью и высмеиванием. Крылов эксплуатирует этот миф в своей басне.
Чурбан или соха
Крестьянин встал до первых петухов и принялся за работу. Он вспахивал поле, со всей страстью души отдаваясь этому тяжелому делу, и усталость была ему неведома. Солнце поднималось все выше, и на дороге появились первые путники. Кто бы ни прошел мимо пахаря, все дивились его упорству. И каждый старался подбодрить добрым словом и похвалой, хоть немного облегчить его труд. Он же не отвечал и продолжал сосредоточенно трудиться. В ветвях зеленого дерева, что стояло на краю поля, оказалась мартышка, и комплименты людей ее прельстили. Она тоже захотела себе немного славы и признания. Подумала она, что все дело в сложности задания, и если она будет делать что угодно с таким же усердием, то получит желаемое. Поэтому она отыскала где-то тяжелый чурбан и начала его перетаскивать с места на место, нимало не смущаясь пустоты этого занятия. Тем временем мужик продолжал кропотливо обрабатывать сохой землю, и на него сыпались похвалы прохожих.
На обезьяну же никто так и не обратил внимания. Хотя работа у двух существ тяжелая, и внешние признаки одинаковые - усталость и пот градом, - между ними есть огромная разница, которую замечают все, кто может их сравнить. Мужик трудится на пользу, его усилия прокормят семью, а зверушка занята бессмысленным перетаскиванием тяжелого куска дерева с места на место. Поэтому значение выражения «мартышкин труд» воплощает в себе предельную степень никому ненужной работы, которая не приносит выгоды даже самому деятелю, вызывая у окружающих только негативные отклики.
Мораль
Басня учит не столько в духе XIX века (произведение было напечатано в 1811 году), сколько в духе недавнего советского прошлого, когда не личность, но общество было мерилом всего. И.А. Крылов наставляет читающих: не стоит притязать на славу и похвалу, если в трудах нет пользы. Вот таким непростым оказался фразеологизм «мартышкин труд», который весьма тесно связан с произведением русского классика.
Фразеологический синоним – миф о Сизифе
У древних греков был свой символ бессмысленного труда. Воплощением беспочвенности усилий выступает Сизиф – божественный потомок. У него была одна беда: он был хитер, как бестия, и хотел больше всего на свете провести бессмертных олимпийцев. Поэтому сначала обвел вокруг пальца бога смерти – Таната, а потом и владыку подземного царства – Аида.
А с богами, как известно, шутки плохи. Сизиф в полной мере поплатился за свой обман. Теперь он вечно закатывает огромный камень на высокую гору: толкает его вверх, обливаясь потом, но ему каждый раз не хватает совсем чуть-чуть, чтобы закончить работу, и валун снова скатывается вниз. Для Сизифа эта работа бесконечна, бесцельна и беспочвенна. Обезьянка, в отличие от древнегреческого героя, хотя бы не осуждена на вечные муки.
Бессмысленный труд как путь к просветлению или разгадке собственной жизни
Иногда лучше всего никакими вопросами не задаваться, просто делать нечто - и все. Например, в известном фильме «Трасса 60» главный герой хотел получить ответы на все вопросы. Джинн в исполнении Гэри Олдмана откликнулся на его запрос и дал заведомо бесполезную работу с неким тайным смыслом. Лишь проходя путь, главный герой Нил Оливер понял, что задача, поставленная перед ним, не имеет ничего общего с фразеологизмом «мартышкин труд».
Буддисты и пифагорейцы испытывали претендентов, желающих попасть в их ряды, работой, которая заведомо не имеет никакого смысла. По правилам, так должно было продолжаться около 5 лет. Кто выдерживал, тот оставался.
Не только целые школы, но и отдельные мудрецы изводили своих учеников тем, что на первый взгляд сильно противоречит здравому смыслу. Потом неофит понимал глубокую мудрость наставника и, фигурально выражаясь, обращался в его веру.
Человеку иногда нужно отдыхать от смысла
Подзаголовок кажется очень странным, ведь все должно иметь цель. На самом деле, если человек взрослый и работает, в его жизни слишком много рационального, оправданного, нужного и соответствующего. Поэтому во время досуга наш современник желает предаться чему-то бессмысленному, но приятному. Зачем? Погружение в несерьезную и бессодержательную деятельность обладает огромным терапевтическим эффектом, помогает человеку выносить чрезмерную разумность всей остальной жизни.
Хобби – это пристанище от навязчивости внешнего мира. В нем человек скрывается и обретает иллюзию гармонии и мира, успокаивается. Каждый человек черпает силы в чем-то своем: один читает книги, другой коллекционирует модели пароходов, третий гоняется за редкими марками. С точки зрения стороннего наблюдателя хобби может быть абсолютно бессмысленным, но зато для того, кто в него погружен, оно - спасительный остров от цифр, задач и целей, поглотивших «мир взрослых». Другими словами, хобби – это не баловство и совсем не мартышкин труд, а путь постижения собственной сущности.