Начиная с 4 ноября и по 4 декабря 2015 года в Центральном выставочном зале города Москвы проходила тематическая картинная выставка. Экспозиция носила название «Романтический реализм, советская живопись 1925-1945 гг.».
Ажиотаж
Тема наследия Советского Союза, конечно же, всегда имела спорный и противоречивый характер. Относиться к этому времени можно по-разному. Вот и выставка в Манеже «Романтический реализм» не стала исключением. Одни критики упрекнули ее в завуалированной симпатии к одному из самых кровавых периодов советской истории, другие оценили стремление дать искусству той эпохи новое дыхание.
Однако, как и любое другое искусство, романтический реализм – это часть истории, и он имеет право быть. Поиски нового взгляда на привычную всем агитационную культуру, вероятно, никогда не потеряют своей актуальности. В этот раз организацией выставки, посвященной теме советского искусства, занялся Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры. Основной целью этого проекта было наглядно показать суть советской пропаганды и представить обществу возможность увидеть избранные произведения этого периода.
Выставка
Конечно же, на этой экспозиции можно было встретить и произведения настоящих гигантов сталинской эпохи – всем известных Исаака Бродского, режиссера и сценариста Сергея Герасимова, талантливого живописца Александра Лактионова. Но представлены были на выставке под названием «Романтический реализм» картины и менее известных, но нисколько не менее одаренных личностей – советского живописца и скульптора Александра Дейнеки, художника Александра Лабаса – основных представителей романтического реализма. Не преминули выставить и работы российских художников Василия Купцова, Николая Денисовского и многих других деятелей Советского Союза.
Посыл
Самое интересное в этой выставке – это в каких условиях она проходила. «Романтический реализм» открылся одновременно с экспозицией, посвященной православной Руси. Естественно, что тематика у этих двух выставок диаметрально противоположная. Если романтический реализм прославляет дух советского прошлого, то духовный взгляд на эту тему ставит под сомнения все мнимые «достижения» сталинского периода. Сквозь призму православия история Союза Советских Социалистических Республик показана как борьба, лишения, террор и живущие в выдающемся государстве страдающие и терпеливые люди. Это история о том, как стране не повезло с ее правителем, безжалостным и кровавым тираном. Однако духовная выставка не стремилась пересмотреть историю или подать ее в своей собственной интерпретации. Главная задача почти любого религиозного течения – это возвысить мучеников. Ими в данном случае и выступил советский народ.
Православная выставка не стремилась очернить культуру Советского Союза. Однако она все же произвела свое впечатление и кинула тень на экспозицию «Романтический реализм». Картины в соседних комнатах имеют абсолютно противоположный характер – красочные, яркие, жизнерадостные этюды, веселые счастливые люди, смеющиеся с них. Светлое будущее, кажется, так и льется с холстов. Так где же правда? На чьей стороне истина? Есть ли другое мнение, отличное от этих? Возникает множество вопросов, ответить на которые не представляется возможным.
Зрелище
Вот и они, сами полотна, выставка в манеже «Романтический реализм». Обычному человеку сложно представить или даже трудно поверить, что эти картины, полные радости и света, писались в то время, когда в подвалах без суда и следствия чекисты расстреливали ни в чем не повинных людей, а в колхозах и на заводах тысячи рабочих пытались выполнить очередной план. Так соответствует ли написанное действительности? На этот вопрос каждый после просмотра картин должен ответить себе сам.
Организаторы выставки предлагают принимать искусство сталинской эпохи как дань прошлому, как красивые запечатленные несбывшиеся мечты об общем дружном счастливом будущем, эталоне общества и государства. На то выставка и носит гордое мечтательное название «Романтический реализм». С одних полотен на нас почтенно смотрят выдающие личности и политические деятели вроде Сталина или Ворошилова. Чуть поодаль со стен выставочного центра, полные энергии и жизненных сил, задорно глядят на посетителей гимнастки и физкультурницы. Еще чуть дальше – величественная архитектура того времени, построенная или задуманная. Если не вспоминать об истории, то зрелище весьма впечатляющее. Все в лучших традициях сталинской агитпропаганды.
Выводы
Никто из организаторов не отвергает мученической истории собственного государства, но и не отрицает, что таким прошлым можно и нужно гордиться… А живопись нужна для того, чтобы ею наслаждаться, даже если она и не совсем правдиво описывает ситуацию. Но так или иначе, романтический реализм как течение в культуре имеет право на существование. Стоит лишь помнить, что не все то просто, что лежит на поверхности. Как и в этом случае.