Под Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) следует понимать комплекс обязательных требований к процессу обучения на определенном уровне. Для их реализации в учебном заведении должна быть разработана основная программа, состоящая из учебного плана, календарного графика, рабочих проектов курсов, предметов, дисциплин. В нее также должны входить методические и оценочные материалы. В соответствии с этой программой педагоги строят свою профессиональную деятельность в течение учебного года в целом, планируют каждое занятие в отдельности. Рассмотрим далее основные этапы урока по ФГОС.
Общая классификация
В школе преподается достаточно много разных предметов. Содержание информации, безусловно, различно. Однако все уроки можно классифицировать на следующие группы:
- Открытие новых знаний.
- Уроки рефлексии.
- Занятия общеметодологической направленности.
- Уроки по развивающему контролю.
Задачи занятий
На каждом уроке ставятся и реализуются определенные цели. Так, на занятиях открытия новых знаний у учащихся формируется умение использовать новые способы действий, расширяется понятийная база за счет присоединения новых компонентов. На уроках рефлексии закрепляются и при необходимости корректируются уже изученные алгоритмы, термины, понятия. На занятиях общеметодологической направленности формируются обобщенные деятельностные нормы, выявляются теоретические основы дальнейшего развития содержательно-методических направлений. Кроме этого, происходит становление способностей к систематизации и структурированию изучаемого материала. На занятиях развивающего контроля у детей формируются навыки самоанализа. Необходимо отметить, что разбиение на этапы урока по ФГОС (второго поколения) не должно нарушать непрерывность обучения.
Характеристика этапов урока по ФГОС: "Открытие нового знания"
Каждое занятие строится по определенной схеме. Можно выделить следующие этапы урока по ФГОС (математика это будет или русский язык, в принципе, значения не имеет):
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация и пробное действие.
- Выявление места и причин затруднения.
- Построение проекта и решение проблемы.
- Реализация сформированной модели.
- Первичное закрепление с проговариванием вслух.
- Самостоятельная работа с самоконтролем.
- Включение в систему знаний и повторений.
- Рефлексия учебной деятельности на занятии.
Мотивация
Цели этапов урока по ФГОС различны. Однако, вместе с этим, они тесно взаимосвязаны друг с другом. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов. Реализация этой задачи обеспечивается:
- Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность.
- Актуализацией требований к обучающемуся со стороны педагога.
- Установлением тематических рамок деятельности.
Актуализация и пробное действие
В качестве главной цели на этом этапе выступает подготовка мышления детей и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий. Для ее достижения нужно, чтобы обучающиеся:
- Воспроизвели и зафиксировали навыки, знания и умения, требуемые для создания новой модели поведения.
- Активизировали мыслительные операции и познавательные процессы. К первым, в частности, относят синтез, анализ, обобщение, сравнения, аналогию, классификацию и пр. Познавательные процессы - внимание, память и пр.
- Актуализировали норму учебного действия.
- Попробовали самостоятельно выполнить задание по применению нового знания.
- Зафиксировали появившиеся затруднения при реализации пробного действия либо при его обосновании.
Выявление проблем
Ключевой задачей на этой стадии выступает осознание, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений. Для достижения этой цели нужно, чтобы дети:
- Проанализировали все свои действия. Стоит сказать, что самоанализ сопровождает все этапы современного урока (по ФГОС).
- Зафиксировали шаг или операцию, на которой появилась проблема.
- Соотнесли собственные действия на месте возникновения затруднения с ранее изученными способами и определили, какого именно умения не хватает для решения поставленной задачи, аналогичных ей вопросов.
Построение проекта
Цель данного этапа - формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации. Для ее достижения учащиеся:
- В коммуникативной форме формулируют конкретную задачу предстоящих учебных действий, посредством которых выявленная ранее причина затруднений будет устранена.
- Предлагают и согласовывают тему урока, которую педагог может уточнить.
- Выбирают модель формирования нового знания. В качестве нее может выступать метод уточнения или дополнения. Первый актуален в том случае, если новую модель можно создать на основе уже полученных знаний. Метод дополнения применяется, если изученные аналоги отсутствуют, и нет необходимости вводить принципиально новые знаки либо способ действия.
- Выбирают средства, с помощью которых формируется знание. К ним относят изученные модели, алгоритмы, способы записи, понятия, формулы и другие инструменты.
Реализация проекта
Основной задачей выступает формирование детьми новой модели действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов. Для этого обучающиеся:
- Выдвигают на базе выбранного метода гипотезы и обосновывают их.
- Используют предметные действия со схемами, моделями при построении новых знаний.
- Применяют выбранный метод для решения задачи, которая вызвала затруднение.
- Фиксируют в обобщенном виде способ действий.
- Устанавливают преодоление проблемы, возникшей ранее.
Первичное закрепление
Оно необходимо для усвоения детьми нового метода действий. Для этого нужно, чтобы дети:
- Проговаривали вслух свои шаги и их обоснование.
- Решили несколько типовых задач по новому способу действий. Это может осуществляться в парах, в группах или фронтально.
Самостоятельная работа и самопроверка
Эти этапы современного урока по ФГОС имеют особое значение. В ходе самостоятельной работы проверяется степень освоения полученного знания, формируется (по возможности) успешная ситуация. Эти этапы урока по ФГОС предполагают:
- Выполнение работы, аналогичной первой, но решаются задания, в которых ранее были допущены ошибки.
- Проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов.
- Установление преодоления затруднения, которое возникло ранее.
Эти этапы урока по ФГОС включают в себя особый вид работы для тех детей, у кого проблем при решении в первый раз не возникало. Они занимаются заданиями творческого уровня по образцу и затем проводят самостоятельную проверку результатов.
Включение в сферу знаний и повторений
В качестве ключевой задачи выступает применение моделей действий, которые вызывали затруднение, закрепление изученного материала и подготовка к восприятию следующих разделов предмета. Если предыдущие этапы урока по ФГОС пройдены удовлетворительно, то дети:
- Решают задачи, в которых рассматриваемые модели действий связаны с изученными ранее и друг с другом.
- Выполняют задания, направленные на подготовку к изучению других (следующих) разделов.
Если предыдущие этапы урока по ФГОС дали отрицательный результат, повторно проводится самостоятельная работа и осуществляется самоконтроль для другого варианта.
Рефлексия
На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы. Для этого обучающимся необходимо:
- Уточнить алгоритм исправления допущенных ошибок.
- Назвать способы действий, которые вызвали затруднение.
- Зафиксировать уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов.
- Оценить свою работу на уроке.
- Наметить цели для последующей деятельности.
- По результатам работы на уроке согласовывается домашнее задание.
Занятие развивающего контроля
Рассмотрим, например, этапы урока музыки по ФГОС:
- Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности.
- Актуализация и пробная учебная деятельность.
- Локализация личных затруднений.
- Построение проекта коррекции обнаруженных проблем.
- Реализация новой модели.
- Обобщение затруднений в речи.
- Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- Решение задач творческого уровня.
- Рефлексия работы.
Выполнение контрольной деятельности
Главная задача мотивации к коррекционной деятельности аналогична описанной ранее и состоит в выработке внутренней готовности учащихся к реализации требований образовательной работы. В данном случае, однако, имеет место контрольно-коррекционная направленность. В этой связи необходимо:
- Установить цель урока и сформировать условия для появления внутренней потребности у учеников включиться в работу.
- Актуализировать требования, предъявляемые к обучающемуся со стороны контрольно-коррекционных действий.
- В соответствии с решенными ранее задачами, определить тематические пределы и создать ориентиры для работы.
- Сформулировать метод и процедуру контроля.
- Определить критерий оценивания.
Подготовка мышления детей
Учащиеся должны осознавать собственную потребность в контроле и самоанализе, выявлении причин возникновения сложностей. Для реализации этой задачи нужно:
- Провести повторение контролируемых моделей действий.
- Активизировать такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, а также познавательные процессы, которые необходимы для контрольной работы.
- Организовать мотивацию детей к осуществлению деятельности с использованием запланированных способов действий.
- Создать условия для выполнения индивидуальной контрольной работы.
- Предоставить детям возможность провести самоанализ своей деятельности по заранее установленному критерию.
Занятие общеметодологической направленности
Этапы комбинированного урока по ФГОС ориентированы на формирование у детей представления о приемах, связывающих изучаемые ими понятия в одну систему. Кроме этого, они способствуют осознанию методов построения плана непосредственно самой образовательной деятельности. Она, в свою очередь, обеспечивает самостоятельное изменение и саморазвитие обучающихся. На таких занятиях осуществляется создание норм и способов учебной деятельности, самооценки и самоконтроля, рефлексивной самоорганизации. Такие занятия считаются надпредметными. Они проводятся за рамками какой-либо дисциплины на классном часе или во время внеклассного мероприятия.
Заключение
Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого занятия должны определяться задачи, варианты действий учеников. Немаловажное значение имеет и организационный этап урока по ФГОС. Он предшествует формированию мотиваций у детей. После приветствия, преподаватель проводит проверку подготовленности, определяются отсутствующие. После этого фокусируется внимание учеников, задается необходимый настрой на восприятие информации. При необходимости и наличии возможности педагог может откорректировать план занятия на организационном этапе.