После поражения в Русско-японской войне штаб императорского флота приступил к серьезной модернизации морских боевых кораблей. Особое внимание было уделено Черноморскому бассейну – именно там в случае мировой войны могли разгореться боевые действия. Эскадренный броненосец «Император Николай I» – один из кораблей, подготовленных военными инженерами для масштабных морских сражений.
Разработка кораблей
В конце 1913 года Главное управление кораблестроения приступило к разработке новых принципов бронирования и распределения боевой нагрузки. Предусматривалась усиленная защита броней средней палубы – до 63 мм металла, боевых рубки и скосов. Были предприняты меры для того, чтобы усилить броню палубной артиллерии – слой металла на ней в уязвимых частях превышал 300 мм. В результате модернизации проекта судна его полное водоизмещение выросло почти до 28 тыс. тонн, увеличились линейные размеры, улучшились ходовые характеристики – «Император Николай I» (линкор) мог развивать скорость до 21 узла. Эти и другие усовершенствования были отражены в проекте, который 12 марта 1914 года подали на согласование морскому министру.
Николаевские верфи
Ранней весной 1914 года одобренные чертежи военного корабля с проектом спецификаций отправились в г. Николаев. В те времена постройкой крупных гражданских и военных судов занималось «Русское судостроительное акционерное общество». К технической документации прилагалось сопроводительное письмо, в котором судостроителям предлагалось определиться со временем постройки корабля и общей суммой затрат. После ряда согласований «Император Николай 1», линкор, был оценен в 32,8 тыс. рублей, а на его постройку отводилось три года. Правда, свое окончательное имя линкор получил несколько позднее.
В процессе рассмотрения представленных чертежей корабельным инженером В.И. Юркевичем были предложены некоторые изменения, которые понижали носовую волну, способствовали уменьшению нагрузки на машинные установки. Впоследствии Юркевич эмигрировал во Францию, где принимал непосредственное участие в проектировании французского лайнера «Моггапс Не». Многие узлы этого корабля были разработаны инженерами русского адмиралтейства.
Закладка линкора
15 апреля 1914 года на открытом стапеле Николаевской верфи состоялось торжественная закладка нового военного корабля. В церемонии принял участие сам Николай II. Предварительное наименование судна было «Иоанн Грозный». На утверждение императору было предложено два названия – «Святой равноапостольный князь Владимир» и «Император Николай 1». Линкор был назван по имени предка правящего царя – именно такое решение принял император. Возможно, это решение было продиктовано необходимостью повысить боевой дух собственного флота.
В документах же «Император Николай I», линкор, появился лишь 2 июня того же года. Этим логическая последовательность было несколько нарушена – нельзя же зачислить во флот корабль, который только что был заложен. Такое нарушение было продиктовано необходимостью получения денежных средств на его постройку.
Война и корабли
Первая мировая внесла свои коррективы и существенно отодвинула сроки спуска на воду военного судна. «Император Николай I» (линкор) нуждался в различных импортных составляющих, но их доставка была отложена или прекратилась вовсе. Надежды возлагались на отечественные машины и механизмы. Но их установка требовала пересмотра некоторых узлов военного корабля. В проект был внесен дополнительный фальшборт от первой башенной установки до самого носа. Это способствовало улучшению мореходных качеств судна. Окончательные доработки были приняты во внимание, и судно было достроено на отечественных стапелях с дополнительным фальшбортом. Тогда же и окончательно утвердилось название корабля – «Император Николай I».
1916 год – время разгара мировой войны. Несмотря на сложную обстановку на фронтах, судостроители сумели довести до конца строительство судна - 5 октября линкор сошел со стапелей и пришвартовался у стенки завода. В то время готовность судна составляла 77,5%. Работы велись с перерывами весь 1917 год, но в начале 1918 Временное правительство было вынуждено заморозить их завершение, и «Император Николай 1» (линкор) так и не был окончательно достроен.
Судьба корабля в 1920-е годы
После гражданской войны и иностранной интервенции в Николаев вошли бойцы Красной Армии. Несколько попыток завершить строительство боевого корабля завершились впустую – знаний для постройки современного судна у рабочих и крестьян не было, как не было и представлений о такой науке, как военное дело. «Император Николай I», линкор, предназначенный для военных побед на Черноморском флоте, так и не вступил ни в одно сражение. Впоследствии он был отбуксирован на верфи Севастополя, где и был распилен на металлолом.
Возрождение корабля
Интерес к военным боевым кораблям прошлого значительно возрос после выхода игры World of Warships. Судно с непростой судьбой собрало в себе многие достижения русской инженерной мысли начала XX века. «Император Николай I», линкор в полном боевом снаряжении, занимает четвертый уровень исследований русской (советской) ветки боевых кораблей
Характеристики линкора максимально приближены к реальным. Его скорость и вооружение соответствуют уровню военной техники начала XX века. И теперь "Император Николай 1", линкор - великолепный образец русской военной инженерной мысли, принимает участие в виртуальных морских сражениях игроков со всего мира.