Лучшие фильмы про самоубийства

Проблема суицида приобретает поистине глобальный характер. Всё чаще попытки самоубийства становятся формой поведения, к которой прибегает обыватель в той или иной кризисной ситуации.

Суицид в кино

В силу разных причин человек принимает решение свести счёты с жизнью. Каждый год на планете из-за самоубийства погибает более миллиона человек, причём лишь треть из них страдает поведенческими или психическими расстройствами. Суицидальный феномен – это устойчивое статистически социальное явление, которое волнует не только профессиональных медиков, но и творческие умы планеты.

Кинодеятели всех уровней и мастей нередко обращают внимание на печальное явление. Они снимают фильмы про самоубийства, выискивая его первопричины, связывая суицидальное поведение своих героев с отдельными закономерностями: социально-экономическими или культурно-историческими условиями развития общества. В этой публикации собраны одни из самых значимых и резонансных работ современной киноиндустрии на столь животрепещущую тему.

фильмы про самоубийства

Притча об уходящем в небытие сословии

Режиссёр Масаки Кобаяси – одна из самых противоречивых и колоритных персон японской киноиндустрии. Творения мастера раскрывают подлинную историю страны. В своих проектах он выстраивает сюжет на конфликте, выискивая оригинальные вариации его решения.

Его картина «Харакири» (1962) заслужено занимает первые позиции в категории «Лучшие фильмы про самоубийства». Сюжетное повествование представляет собой дискуссионный рассказ о священном ритуальном самоубийстве, тесно переплетённом с кодексом самураев «Бусидо». В результате у Масаки Кобаяси получилась одна из самых значимых картин в истории японской и мировой киноиндустрии.

Это в который раз подтвердил и выход ремейка в 2011 году – «Харакири 3D». Режиссёр картины Такаси Миике умудрился сохранить сюжетную канву, но в своей авторской версии смело сместил акценты. Если у Кобаяси история получилась эпичной и строгой, то Миике создал настоящее артхаусное кино с ударением на почти оперный, аффектированный драматизм. Но кто сказал, что современные фильмы про самоубийства не могут быть жестокими романсами со слезами?

фильмы про самоубийство подростков

Экзистенциально-сатирический вызов

Итальянский режиссёр Марко Феррери снял массу интересных, провокационных картин, вызвавших бурные скандалы, неприятие и протесты блюстителей нравственности и ханжей. Среди них имеются и необычные фильмы про самоубийства, основанные на так называемом гастрономическом сведении счётов с жизнью: «Семя человеческое», «Диллинджер мёртв», «Сука».

Но картина «Большая жратва» (1973) превзошла все ожидания. Фильм – злой выпад против буржуазии – доведён до логической в своей алогичности кульминации. Выход киноленты в прокат спровоцировал грандиозный скандал. Общественность возмущало поведение главных героев – четырёх давних друзей-мужчин среднего возраста, которые однажды собрались вместе только для того, чтобы есть. Герои устраивали небольшие перерывы на сон и плотские утехи, но на первом месте всегда оставалась пища и обжорство. Они ели до самой смерти. Вот такая социально-политическая критика от Марко Феррери.

лучшие фильмы про самоубийства

Кино-пощёчина

Фильмы про самоубийство подростков чаще всего снимают на основе реальных событий. Проект Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы» (1999), например, основан на случившейся трагедии в застойные 70-е годы в американской провинциальной глубинке. В основу сценария положены документальные хроники о хрупких чувствах тинейджеров сонного патриархального города. Автор – знаменитый американский писатель Джеффри Евгенидис.

Режиссёр в своей дебютной работе рассказывает о криминальном случае, вызвавшем общественный резонанс. Её фильм про самоубийство девочки и последствия её выбора – это рассказ о несбыточности пресловутой американской мечты и крахе первых романтических чувств.

Повествование сосредоточено на внешне благополучной семье Лисбон, в которой подрастают 5 дочерей. Но идиллию рушит суицид младшей девочки. Родители, будто обезумев, желают уберечь детей от ненужных, по их мнению, контактов с внешним миром, что приводит к ещё более трагическим последствиям. Многие фильмы про самоубийства поднимают проблемный вопрос – взаимоотношения отцов и детей.

фильмы про подростковое самоубийство

Типично постмодернистский продукт

Режиссёр и сценарист Ли Чан Дон в 1999 году снимает фильм «Мятная конфета». Проект кинокритики сразу причисляют к типичным кинопродуктам постмодернизма. Автор представляет на суд зрителя экзистенциальный взгляд на жизнь центрального персонажа Ким Йонгху (Соль Ген Гу), при этом все события в ленте происходят на фоне истории страны.

Как уже говорилось, фильмы про самоубийства зачастую тесно связаны с закономерностями в социально-экономическом развитии государства. Работа Ли Чан Дона – прекрасное этому доказательство. Автор, взяв на вооружение известный драматургический приём-инверсию, демонстрирует кульминацию трагедии в самом начале фильма. После чего через череду ретро- и интроспекций, охватывающих период в 20 лет, погружает зрителя в сеанс углублённого психоанализа, раскрывая подсознание главного героя, фокусируя внимание на следах психологических травм его прошлого. В итоге после просмотра остаются без ответов вопросы: была ли попытка самоубийства, состоялась ли смерть? Режиссёр не показывает факт суицида, что довольно странно для корейского кинематографа, который часто любит смаковать кровавые сцены.

фильм про самоубийство девочки

Трилогия о смерти

Её создал американский режиссёр Гас Ван Сент. Его знаменитая трилогия состоит из картин: «Джерри», «Слон» и «Последние дни». Просмотрев фильмы, можно сделать вывод, что автор совершил попытку исследовать смерть во всех её проявлениях: добровольную и насильственную. Наследуя минимализм первых двух работ в «Последних днях», он неумолимо фиксирует неуловимое испарение жизни, выскальзывание духовной составляющей из телесной оболочки.

В «Слоне» двое заскучавших парней устраивают расстрел в средней школе. Этот фильм снят на основе реальной трагедии, случившейся в учебном заведении. Одновременно в «Последних днях», которые перекликаются со «Слоном», автор затрагивает тему одинокого человека, блуждающего в абсолютно враждебном, чужом мире. Таким образом, не расследуя, не навязывая своей точки зрения на происходящее, Гас Ван Сент показывает зрителю последние дни жизни Майкла Питта, в котором легко узнаётся всемирно известный музыкант Курт Кобейн. Практически с первых минут хронометража зритель смотрит на развивающиеся события глазами мертвеца.

Не экзистенциальные драмы

Таких кинолент достаточно много. Не все картины о попытках суицида являются экзистенциальными драмами, среди них есть фильмы ужасов про самоубийства. Прекрасным примером является работа Фидона Папамайкла «Изнутри» (2008), в котором зло прикрывается добродетелью. Действие разворачивается в провинциальном религиозном городке, в котором резко увеличивается количество суицидальных смертей. Горожане считают виновником Эйдена, семейство которого в окружении религиозных фанатиков всегда оставалось белой вороной.

фильмы ужасов про самоубийства

Не выдержав превратностей юношеского максимализма...

Фильмы про подростковое самоубийство обычно раскрывают подводные камни самого проблематичного периода в жизни каждого человека. В это время все, даже незначительные, проблемы приобретают размер глобальных. Ребёнка душит страх перед будущим, необходимостью вступать во взрослую жизнь. Именно в это время подростки испытывают безразличие практически ко всему происходящему. На них давит ещё и пресловутая первая любовь, которая часто бывает безответной и в силу юношеского максимализма считается вечной. Лучшими работами в этой категории считаются «2:37», «Самоубийцы: История любви», «Дети-самоубийцы», «Зал самоубийц» и «Чат».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.