Современные родители должны знать причины, симптомы, виды неврозов у детей, ведь такая проблема со здоровьем в последнее время встречается все чаще. Термин подразумевает психогенные патологии, когда человек реагирует на травму психического характера. Спровоцировать ее может продолжительная ситуация, влияющая на индивидуума, внезапное происшествие или остро воспринятое событие. В детском возрасте такая ситуация переносится особенно тяжело.
Откуда пришла беда?
Спровоцировать неврозы у детей 3 лет и более старшего возраста могут самые разные ситуации. Довольно часто причина – в эмоциональной травме, повлиявшей на психику маленького человечка. Свою роль может сыграть генетический фактор или патологии, которые ребенок перенес в какой-то момент своей жизни. Существенное влияние на психическое состояние малыша оказывают взаимоотношения родителей в семье, а также общение с другими представителями социума.
Перегрузки, включая эмоциональные, могут повлиять на стабильность психического состояния. Свою роль играют и повышенная физическая напряженность, недостаточность времени для ночного отдыха. Многое зависит от родителей и используемых ими методик воспитания. Любые ошибки могут стать причиной неврозов у детей в легкой, а иногда – тяжелой форме, иных расстройств психического состояния человечка.
Проблема: как проявляется?
Конечно, сам малыш не может рассказать, что ему нужно лечение невроза. У детей такое состояние могут заметить лишь старшие. Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на ребенка и обратиться за квалифицированной помощью, а также исключить факторы, ставшие причиной такого нарушения. Ключевое явление, провоцирующее нарушение психики – противостояние личности и мира, окружающего ее. Это приводит к истерии, представляет собой мощный фундамент для психологического конфликта. Как правило, ребенок отличается завышенным уровнем притязаний, в то время как окружающее пространство не в силах удовлетворить такие запросы.
Известно, что неврозы у детей и подростков часто сопровождаются склонностью к усилиям сверх меры, хотя такие значительно выше, нежели реальные возможности конкретного человека. Из числа частых причин, провоцирующих такое состояние, особенно нужно отметить родительское влияние. Старшие стимулируют детей на новые и новые свершения, призывают добиваться успеха, совершенно не учитывая, как велики возможности конкретной личности, насколько сильно чадо. Долг и собственные желания вступают в конфликт, что приводит к психическим расстройствам. Нередко в тяжелой ситуации оказываются детишки, чьи индивидуальные стремления идут вразрез с преподаваемыми им нормами морали. Немалое значение имеют и личные привязанности конкретного индивидуума.
Детская форма: особенности патологии
Специфические неврозы у детей дошкольного возраста обусловлены тем фактом, что развивается это состояние, пока личность еще только формируется, причем результат этого процесса, как показали многочисленные тематические исследования, зависит от практикуемого в семье подхода к воспитательному процессу. Известно немало случаев, когда родители излишне опекают ребенка, не готовы принять его индивидуальность, потворствуют негативным качествам человека или относятся к чаду слишком жестко, авторитарно. Все они приводят к некорректному формированию личности, создают базу для разнообразных психических отклонений. Такие подходы к воспитанию могут извратить темперамент ребенка, данные ему от природы особенности.
Неправильное взаимодействие старших и младших в семье может стать причиной нарушения направленности реакций. Одновременно создаются стойкие отрицательные особенности характера. Исследования показывают, что у многих детей наблюдается преневротический личностный радикал, то есть ребенок ощущает себя недостаточно хорошим, неполноценным. Со временем это приводит к тревожности. Рано или поздно человек встречается с чем-то, что играет роль пускового фактора. Это событие воспринимается неадекватно, что становится стартом развития патологии – и вот уже нужна психотерапия. Неврозы у детей и подростков представляют собой действительно очень распространенную проблему в нашем обществе в последнее время.
Начало положено
Если внешние условия, специфические особенности семьи и другие факторы создали почву для психических нарушений, роль пускового фактора может сыграть самое малозначимое событие. Есть вероятность, что симптомы невроза у детей начнут внезапно проявляться после неосторожной, резкой фразы, замечания, сформулированного с целью обидеть ребенка. Свою роль могут сыграть внезапные изменения жизненных условий. Все эти факторы объединены единым итогом – развивается невроз.
Как показали многочисленные исследования, проявления невроза у ребенка малолетнего возраста чаще связаны с биологическими особенностями. Чем старше индивидуум, тем этот фактор становится менее значимым. Из самых ярких, типичных причин необходимо упомянуть нервность, невропатию. Как видно из медицинской статистики, в последнее время число таких случаев неуклонно возрастает.
Психика, медицина и начало начал
Медицине известны несколько видов неврозов у детей. В общем случае нарушения заключаются в неправильном эмоциональном фоне, на котором базируются личностные особенности индивидуума. Невропатия нередко провоцируется перенесенными матерью в период вынашивания плода болезнями. Если женщина в «интересном положении» много нервничала, а сам процесс родов прошел с осложнениями, вероятность невроза у ребенка существенно выше, нежели при благоприятных обстоятельствах.
Известны и такие случаи, когда перенесенные во время беременности заболевания, осложнения спровоцировали энцефалопатию, на основании которой в будущем у ребенка развивался СДВГ. Такая особенность развития приводит к тяжелой адаптации в социальных учреждениях. Нередко невроз навязчивых состояний у детей при СДВГ становится причиной частых срывов, вынуждающих срочно госпитализировать ребенка. Особенно опасны смены стереотипов, связанных с повседневностью.
Это важно
СДВГ (синдром дефицита внимания, гиперактивности) – психическая патология, относительно которой официальная медицина пока не выработала единой позиции. В то время как одни специалисты с уверенностью диагностируют заболевание и выписывают препараты для его устранения, другие отрицают сам факт существования такой проблемы, объясняя все проявления индивидуальными личностными особенностями, то есть отрицают патологическую природу. Подобные споры ведутся уже не первое десятилетие по всему миру, в полемику вступают самые видные деятели психиатрического сообщества, но окончательного решения сформулировать пока так и не удалось.
Есть все шансы, что один доктор диагностирует у ребенка СДВГ и предположит повышенный риск развития нервных патологий, а для профилактики неврозов у детей выпишет сильнодействующий препарат, в то время как иной специалист сформулирует заключение как полное отсутствие нарушений психического здоровья. В некоторой степени оба будут правы, но одновременно с этим оба ошибаются.
Возраст и психологические проблемы
Методы устранения неврозов детей, неврозов родителей отличаются достаточно сильно. При этом стоит помнить и о влиянии на клинические проявления заболевания причин, спровоцировавших отклонения в развитии. Как показывают исследования, среди детей дошкольного возраста и еще младше крайне редко фиксируются классические варианты течения болезни. Это обусловлено недостаточной зрелостью личности. Ребенок еще не осознает себя в достаточной степени, чтобы это стало причиной конфликта. Для малолетних пациентов в большей мере характерны невротические реакции. Структура этого явления довольно простая. Нервоз может быть системным, иногда диагностируют моносимптомную форму.
Чаще всего невроз у ребенка трехлетнего возраста и раньше проявляется энурезом, заиканием. Возможны условнорефлекторные связи – интенсивная активность при аффективном напряжении и само состояние аффекта. На практике один из частых случаев – защитные движения, которые со временем провоцируют невротический тик. Системный невроз, первое время проявляющийся как невротический ответ организма, в будущем запросто может стать стойким. В период обучения в школе, в подростковый этап взросления личности высока вероятность формирования невротического состояния, аналогичного развития личности. Предупредить такой исход может лишь внимательное отношение родителей к чаду и обращение за квалифицированной помощью, если в этом возникает необходимость.
Симптоматика: как заподозрить проблему
Первичные проявления психического расстройства во многом зависят от того, какого рода травма спровоцировала нарушения. Свою роль играют и специфические личностные особенности конкретного человека. Характерные черты позволяют определить невроз у ребенка и причислить его к одной из известных групп. Особенное внимание уделяют истероидности, мнительности, сенситивности. Тщательный анализ состояния позволяет понять, присутствует ли истерия, развился ли навязчивый невроз или необходима адекватная терапия неврастении.
А если подробнее?
Довольно часто встречается истерия, для которой врачи очень хорошо знают все основные характерные симптомы. Лечение невроза у детей, если выявлен такой тип, представляет собой не самую простую задачу. Личность с подобным нарушением склонна внушать себе представления об окружающем мире, одновременно с этим внушаема, поддается внешним факторам. Дети с истерией впечатлительны, эгоистичны, чувствительны. Им характерны резкие перепады настроения, эгоцентризм. Ребенок требует от окружающих, чтобы его признавали. Такой невроз спровоцирован завышенными притязаниями, в то время как особенности личности не соответствуют им. Нередко такая форма развивается у малыша, который дома с рождения – центр внимания и всеобщий любимец.
Истерический невроз у ребенка проявляется многочисленными, разнообразными симптомами. В большей степени это характерно, если личность развивается по истероидному шаблону; проявления чаще моносимптомные.
Как заметить?
Истерия может стать причиной дыхательного невроза у детей. В большей степени это характерно малолетним больным. Такие приступы нередки, если ребенок в семье один, родители его неоправданно балуют. Если малыш чем-то недоволен, он начинает плакать, а когда это не дает эффекта, начинается припадок с остановкой дыхания. Аналогичный приступ может спровоцировать гнев, также вызванный отсутствием внимания к желаниям чада.
С возрастом невроз у детей проявляется большим разнообразием ситуаций. Возможны приступы, сходные с эпилепсией, удушье, напоминающее астму. Припадок театральный, ребенок принимает выразительные позы. Длительность такого периода при наличии наблюдателя непредсказуемо продолжительная. Преимущественно жалобы, сформулированные ребенком, не соответствуют его реальному состоянию, выявляемому при профессиональном врачебном осмотре.
Неврастения: в чем суть?
В такой форме невроз у ребенка проявляется раздражительностью, слабостью. Малыш склонен плакать, при малейшем поводе возможно состояние аффекта, бурное выражение эмоций, после чего наступает период раскаяния. Иногда ребенок вялый, пассивен, но такие периоды сменяются беспокойством, двигательной активностью. Довольно часты смены настроения, высока вероятность депрессионного состояния. Многие дети страдают от недостатка внимательности, быстро устают. Работоспособность при неврастении понижена, а по утрам болит голова. Свойственна головная боль и перенапряжению – психическому, умственному, усталости в целом. Нередко головные боли постоянные, словно бы сжимают голову.
Дети школьного периода, подросткового возраста и старше при неврастении склонны к ипохондрии, считают болезнь неизлечимой и очень тяжелой. Нередко течение усложняется проблемами со сном: сложно уснуть, сам отдых неглубокий, часты кошмары, больной постоянно просыпается. Неврастения в достаточно большом проценте случаев сопровождается ночными страхами. Чаще всего они связаны с пережитым днем. Возможны вегетативные нарушения – дрожь, бледность, краснота кожных покровов, нарушение ритма биения сердца.
Навязчивый невроз у детей
Подобное психическое нарушение нередко обусловлено индивидуальными особенностями личности. Чаще оно наблюдается у неуверенных в себе и нерешительных детей, боязливых, склонных к мнительности. Известно немало случаев семейного анамнеза: родители в детстве также были мнительными и тревожными. Уже с самого младшего возраста малыши опасаются нового. Страхи иногда связаны с животными, насекомыми, темнотой. Многие дети панически боятся одиночества. С возрастом тревожность, мнительность не слабеют, у многих развивается страх заражения болезнью. Зачастую такие дети устанавливают для себя запреты, тем самым пытаясь уберечься от «чего-то плохого». Клиническая картина позволяет диагностировать обсессивный невроз.
Лечение навязчивого невроза у детей следует доверить квалифицированному доктору. Такое состояние и больным, и близкими переносится непросто. Многие пациенты страдают от самых разных фобий – насекомых, смерти, болезни. Психологическая защита от страхов реализуется через навязчивые действия, у некоторых носящие ритуальный характер. К примеру, ребенок может постоянно мыть руки или прихлопывать. С годами индивидуум все больше подвержен сомнениям, мыслям. При этом многие критикуют проявления подобного мышления со стороны, пытаются бороться с замечаемыми у себя навязчивыми действиями, что приводит к формированию новых ритуалов защиты.
Невротические тики
Нередко именно так проявляется навязчивое состояние, когда невроз еще только формируется. Одновременно ребенок ощущает себя отчужденным, пытается задержать тики, что становится базой для формирования еще более сложного ритуала. Истерическая личность отличается демонстративными тиками, активизирующимися при влиянии внешних обстоятельств. Особенно сильное воздействие оказывает близость лиц, на которых симптоматика направлена. Если ребенок страдает неврастенией, тик может активизироваться при соматической патологии, усиливающей иные симптомы болезни. Если травмирующая психику ребенка ситуация хроническая, невротическое состояние со временем трансформируется, его основной симптоматикой становятся именно тики.
Проблемы с речью
При неврозе у многих детей развивается заикание. Термин подразумевает под собой сбои ритмичности речи, нарушение плавности. Причиной тому являются судорожные мышечные сокращения. При неврозе впервые заикание фиксируется в возрасте от двух до четырех лет. Чаще его провоцируют сильный испуг, иное резкое впечатление. Частота проявления симптома зависит от интенсивности процессов развития мышления. Многое определяется и тем, как быстро усваивается способность применения в речи сложных фраз.
Для малолетних пациентов отличают судорожность клонического характера, тонического. По мере взросления доминируют тонические. Известно влияние наследственного фактора. Если в семье уже были случаи заикания, вероятность развития такого явления у ребенка существенно выше. Активизация нарушения происходит в стрессовой ситуации. Нередко попытки выговорить слова сопровождаются дополнительными движениями, словно бы облегчающими задачу произнесения. Иногда это тики лицевых мышечных волокон, некоторые щелкают пальцами или топают ногой.
Ситуации бывают разные
Заикание, спровоцировано неврозом, в большей степени характерно тем, у кого речь развивается быстрее нормы или в стандартном темпе. Если речевой климат в постоянном окружении ребенка адекватный, генетических факторов формирования отклонения нет, требуется провести терапевтические мероприятия. Своевременный и ответственный подход позволяет вскоре полностью искоренить проблему – на это уходит не более пары недель под контролем квалифицированного врача.
Иногда заикание развивается на фоне аффекта, шока, сильного испуга, после которого малыш на некоторое время полностью теряет дар речи. Даже при проведении адекватной терапии есть риск рецидива в будущем. Если случай особенно тяжелый, заикание закрепляется, формируется речевой стереотип. В такой ситуации диагностируют логоневроз. Болезнь носит волнообразный характер, время от времени активизируется. Это провоцируется психогенными ситуациями – к примеру, периодом экзаменов или повышенной нагрузкой в образовательном учреждении. Логоневроз зачастую становится сильнее в подростковом возрасте, когда ребенок остро воспринимает недостаток. Одновременно развивается логофобия.
Энурез
Пожалуй, такой симптом детского невроза – самый известный. Термин предполагает недержание мочи в период ночного отдыха. В некоторых случаях неврологический развивается как продолжение физиологического. Если ребенок слишком глубоко погружается в сон, в коре мозга невозможно создать «сторожевую точку». Невроз и энурез следует связывать, когда проявления недержания спровоцированы травмой психики, сменой жизненных обстоятельств, стереотипа. Очень часто такое нарушение вызывает переход в ясли, садик или рождение в семье еще одного ребенка.
Продолжительные исследования явления позволили сформулировать обоснованные заключения относительно тесной связи энуреза и проблем механизмов сна. Клиническая картина существенно варьируется, многое определяется внешним влиянием на эмоции больного. Если на некоторый временной промежуток исключить влияние травмирующих факторов, недержание наблюдается реже, иногда проходит полностью. Заметна связь вероятности развития энуреза и робости ребенка, повышенной впечатлительности, склонности тревожиться. На фоне энуреза у детей формируется комплекс собственной неполноценности. Со временем это приводит к существенному осложнению ситуации, ребенок развивается замкнутым.