Один из богатейших людей Франции - Бернар Арно, чьё состояние, с точки зрения журнала Forbes, оценивается в тридцать семь миллиардов евро, - к такому успеху шёл целенаправленно. С 1989 года он возглавляет LVMH (Moet Hennessy Louis Vuitton), компанию, являющуюся лидером в производстве и продаже предметов роскоши.
Начало
Отец Арно имел небольшую строительную фирму, и, хотя она была никак не по амбициям сына, вручил её двадцатипятилетнему молодому человеку. Бернар Арно расстался со строительством при первой возможности, буквально через два года, отца же поставил перед фактом продажи после завершения сделки. Далее четыре года молодой человек учился в США бизнесу и в совершенстве изучил процедуры слияний и поглощений, перенимая американские приёмы враждебного захвата компаний.
Во Франции эти знания быстро превратились в умения. Деньги от продажи семейного бизнеса удалось вложить более чем удачно. Случилось так, что обанкротился Boussac - текстильный конгломерат, владевший, кроме прочего, и знаменитым домом мод Christian Dior. Французское правительство подыскивало покупателя среди охотников на этот лакомый кусочек. Бернар Арно опередил всех, даже Louis Vuitton. Взял в банке денег, поскольку нужно было 80 миллионов долларов, а у него было 15, и скупил акции этой компании сначала у родственников, которые были владельцами, затем у правительства.
Роскошь
Возрождение прогоревшей компании Boussac, в принципе, не планировалось. Арно распродавал активы, насколько это было возможно. Однако неожиданно подпал под влияние мира моды, Christian Dior решил оставить себе и создать производство и продажу предметов роскоши на уровне мирового лидера. Естественно, с нуля это было сделать невозможно, и Бернар Арно в 1988 году начал скупать акции только что образовавшейся компании LVMH. Это была настоящая гремучая смесь: шампанское "Моёт", коньяк "Хеннесси" и всемирно известная фирма "Луи Виттон".
Однако объединяющая идея всё-таки была: разные торговые марки принадлежали к классу люкс. Экономика во всём мире переживает условия глобализации, раскручивать и поддерживать каждый отдельный брэнд дорого, а единый портфель не так тяжёл. Оказалось, даже торгуя предметами роскоши, есть возможность экономить, чем и занялся Бернар Арно. Фото этого периода демонстрирует человека сколь серьёзного, столь же и уверенного в себе.
Империя
Такая тактика плоды принесла почти немедленно. Moet Hennessy Louis Vuitton (LVMH) держит под контролем сегодня такие звонкие бренды мира моды, как Christian Lacroix, Givenchy, Kenzo, Loewe, Berluti, Guerlain, Celine, ювелиров Fred и часовщиков-швейцарцев Tag Heuer.
Алкогольных брендов тоже прибавилось - это Dom Perignon, Veuve Clicquot, Krug, Pommery. Империя всё растёт, а Бернар Арно, биография которого - это жизнеописание одного из прирождённых бизнесменов, всё ещё один из активнейших покупателей в мире.
Не без поражений
Одно из них случилось при попытке добавить к имеющейся собственной доле акций Gucci все остальные, дабы стать единоличным собственником. Владетельное семейство этой старой и роскошной фирмы сильно перессорилось - видимо, устали друг от друга с 1923 года. К 1980-м компания пришла в полный упадок. Правда, хорошенько подумав, Бернар Арно отказался от покупки по причине ужасающей запущенности всех дел. Затем пожалел об этом решении, но за фирму просили уж больно дорого. Попробовал уговорить управляющего, предлагая ему зарплату, достойную этого шага. Тот заартачился.
Тогда Арно, что называется, закусил удила и подал иск в суд Голландии ("Гуччи" зарегистирована в Амстердаме как юридическое лицо) по поводу недобросовестного управления компанией. Управляющий (Де Соле) был тоже не лыком шит: с командой американских бизнес-юристов воплотил в жизнь схему разводнения капитала, выпустив двадцать миллионов акций. Доля Арно в итоге была снижена в два раза. Тогда Де Соле продал сорок процентов акций конкуренту Арно - Франсуа Пино, с которым они давным-давно сталкивались на тропах бизнеса.
Но и не без удач
Кроме перечисленного, Бернар Арно владеет аукционной фирмой Philips, той самой. что продала "Чёрный квадрат" Малевича за пятнадцать миллионов долларов. Есть у него и собственные СМИ: финансовые издания Investir и Tribune, журнал для любителей искусства Connaissances Des Arts, радиостанция Classique, а также десять процентов акций владелицы телеканала TF1 - корпорации Bouigue. Кроме этого, постоянно увеличиваются инвестиции в холдинг из шестидесяти фирм сферы Интернет - Europatweb.
Секрет (да и не секрет уже!) успеха предпринимателя Бернара Арно - покупка умирающих знаменитых фирм, которые потом выводятся на уровень сверхприбылей. Состояние растёт головокружительно. Деловое чутьё у бизнесмена на уровне, к тому же он везуч, а люксовые изделия неизменно пользуются повышенным спросом. Нужно отметить, что он знаменит ещё и благотворительностью. Арно - спонсор картинных галерей, поддерживает всех инвалидов Академии изящных искусств, которые там обучаются, много тратит на поиски талантов в искусстве и бизнесе.
Личность
Бернар Арно и семья владеют превосходной коллекцией живописи Ренессанса, они любят классическую музыку. Отец семейства и сам неплохо играет на рояле, да и женился на знаменитой пианистке из Канады Элен Мерсье, которая родила ему детей. Как практически все французы, Бернар Арно - гурман. Любит бифштекс с кровью и шоколадный торт. А вот панибратства не признает: даже самые близкие обращаются к нему на вы и очень часто - шёпотом. Публично выступать не любит, от интервью отказывается. Почти никогда не улыбается, а хохочущим его даже родственники никогда не видели. Говорит мало. Много думает. Таков весь Бернар Арно.
Дети
Детей у него много (сведения разные), а вот за наследство - французскую империю LVMH - ведут борьбу двое: дочь Дельфина и сын Антуан. Ключевой актив портфеля группы - Louis Vuitton, вот его вице-президентом не так давно была назначена Дельфина Арно-Гансиа. Ответственная должность, поскольку этот бренд генерирует гораздо больше половины всей прибыли империи. Антуан же возглавляет другую фирму, мужскую - Berluti.
Дельфина имеет очень хорошее образование, позволившее ей быстро сделать карьеру: французская бизнес-школа и английская школа экономики. Уже в 2003 году она была в совете директоров LVMH. Пять лет работала заместителем директора Christian Dior Couture, за это время тепмы роста продаж стали выше среднего по индустрии вдвое. Вполне возможно, что именно она унаследует всю империю, созданную её отцом. Хотя многие продолжают делать ставки на Антуана. Никто не знает, что думает обо всём этом сам папенька, у которого есть ещё три ребёнка и много племянников.
Сын Бернара Арно
Дельфина - интроверт, вся в отца. Как говорят о ней остроумные французы, "Наполеон индустрии роскоши" или " волчица в кашемировом пальто". Строга, сурова и немногословна. Многие считают, что, безусловно, она будет занимать в империи большой и важный пост, что-то связанное с акциями или председательством в совете директоров. А вот Антуан - экстраверт, превосходный менеджер и вполне может стать лицом всей огромной группы. Коллеги хвалят его за превосходные коммуникативные навыки. Это именно он смог уговорить М. Горбачёва сниматься в рекламе Louis Vuitton, получившей награду "Каннские львы".
Постоянный герой светской хроники, Антуан каждый свой шаг делает, оглядываясь на работу. Роман с моделью Натальей Водяновой только подогрел интерес к брэнду. Бернар Арно и Водянова связаны тем, что она является женой его сына и матерью его внука Максима. Антуан при всей своей весёлости всегда внутренне собран - неспроста он считается опытнейшим игроком в покер (с общим выигрышем в шестьсот тысяч долларов), для этого голова нужна гораздо более, чем везение. И он не исключает, что когда-нибудь заменит отца на посту. Но не скоро.
Спиваков и Луи Виттон
Как истинный любитель классической музыки и знаменитый меценат, Бернар Арно знаком и состоит в дружбе со многими прекрасными музыкантами. Владимир Спиваков и Бернар Арно познакомились на этой же почве. Последний даже сделал очень нужный подарок музыканту в день его рождения - футляр для Страдивари. Такой, чтобы удобно было не только скрипке, но и самому музыканту на бесконечных гастролях. Футляр изготовил сам Патрик-Луи Виттон.
Туда поместились не только наличные деньги и паспорт, но и дорогие сердцу письма, контракты, струны, несколько смычков, запонки, фотографии детей, жены, кое-какие лекарства, записные книжки и многое-многое ещё. В жёстком футляре карманов для всего этого не бывает. В этом, подарочном, были даже не карманы, а выдвижные ящички с перегородками, словно для драгоценностей. Уникальный предмет роскоши для музыканта, который в принципе любой роскоши чужд. Однако в данном случае получилось не только уникально, но и удобно.
Чудесный корабль
Парижане называют этот дом хрустальным кораблём и считают одной из достопримечательностей столицы Франции, архитектурным чудом современности. Инициатива создания Центра современного искусства целиком и полностью принадлежит Бернару Арно. Это он решил подарить Парижу такое специальное место, где будут царствовать культура и искусство. Здание архитектора Ф. Гери получилось в футуристическом стиле, очень похожим на корабль с парусами, полными ветра.
Вот в этом прекрасном доме Фонда Луи Виттона состоялось выступление "Виртуозов Москвы", камерного ансамбля под управлением Владимира Спивакова, музыканта мировой славы, у которого скрипка с фантастически знаменитым именем, блистательно отыграв Баха и Чайковского, отдыхает в футляре, сработанном не менее умелыми и не менее знаменитыми руками. Вещи, рядом с которыми сама жизнь становится произведением искусства.