Чтобы подробно разобрать тему статьи, необходимо выяснить значение слова «агглютинация». Этим термином в психологии определяется соединение на первый взгляд несовместимых в реальности свойств, качеств или частей предметов.
Человеческое воображение способно активно создавать новые образы. Стимулом для этого служат как общие жизненные перипетии, так и серьезные личные мотивы. Процесс, вернее способ, которым создаются эти образы, как раз и является той самой агглютинацией, о которой пойдет речь далее.
Агглютинация: что это такое (определение)
Прежде чем совершить что-либо, человек создает мысленный образ того, что у него получится, и составляет план своих действий для достижения цели. Всем этим мы обязаны воображению. Оно подчиняется определенной закономерности и существует благодаря другим особенностям человеческого мозга – возможности к анализу и синтезу. С их помощью происходит разложение исходного представления о чем-либо на составные части (анализ), а затем – соединение полученного в новом сочетании (синтез).
Агглютинация в психологии – это тоже один из аналитико-синтетических процессов. При этом в один образ человек собирает несколько фигур, типов, характеров, пусть даже несовместимых на первый взгляд. Например, всем известные кентавры – наполовину лошади, наполовину люди, или сказочная избушка на курьих ножках – все это результат агглютинации образов, позволивший сделать их необычными, яркими и запоминающимися.
Использование агглютинации в творчестве
В искусстве многие приемы воображения – агглютинация, акцентирование – используются часто. Так, например, Лев Толстой признавался, что образ Наташи Ростовой из романа «Война и мир» был им написан сразу с двух реально существовавших женщин – жены Софьи и ее сестры, Татьяны Берс. Комбинация из двух типов женщин – одной порывистой, живой и увлекающейся, а второй – женственной и нежной – помогла родиться цельному и абсолютно жизненному персонажу.
Заострение, или акцентирование внимания в не меньшей степени помогает достичь запоминающегося результата. Этот прием особенно любят карикатуристы. Изображение болтуна как человека, обладающего непомерно длинным языком, или любителя пива, наделенного огромным животом, позволяет подчеркнуть самое существенное в облике и привычках запечатленных на рисунке людей.
В литературных произведениях акцентирование делается в момент описания героя. Заострение внимания читателя на каком-либо его качестве позволяет без лишних слов донести суть натуры данного персонажа и даже определить отношение к нему автора.
Агглютинация образа происходит не случайно
Чтобы лучше понять, что такое агглютинация, следует помнить, что этот процесс в воображении человека чаще всего не является случайным "собиранием пазла". Соединению разных деталей в единый образ помогает имеющаяся идея, замысел, а также другие мотивы, существующие иногда и на подсознательном уровне.
А отправной точкой для преобразований выступает опыт. И чем он разнообразнее и шире, тем ярче и богаче воображение. При этом не стоит путать механическое перелопачивание, перегруппировку готовых и уже известных элементов с созданием цельного и жизнеспособного образа. То есть картинки, которыми мы пользуемся в своем воображении, укладываясь в рамки нового облика, тоже несколько изменяют свой вид, суммируясь и обобщаясь в единое целое.
Приемы преобразующей деятельности воображения
Агглютинация, акцентуирование, типизация – это приемы, при помощи которых осуществляется преобразующая деятельность воображения.
Ранее мы уже упоминали подчеркивание (акцентуирование) черт, которое достигается изменением пропорций образа. Этот способ применим не только для карикатурного изображения, но и для создания фантастических персонажей. Яркими примерами подобных гипербол являются герои легенд и сказок – например, Святогор, который известного богатыря Илью Муромца запросто мог положить себе в карман, а от его свиста тряслась земля.
Такая подача размеров и физической мощи героя помогает автору доказать значимость, величественность этого образа и продемонстрировать внутреннюю силу, которой он обладает.
Кстати, сильное преуменьшение персонажа (например, мальчик-с-пальчик) может служить той же цели, демонстрируя при помощи контраста внутренние достоинства персонажа.
Не меньшую роль в подаче особенностей художественного образа играет и прием типизации – объединения в одном вымышленном персонаже типичных черт целого ряда реально существующих героев, делая его, таким образом, представителем данной группы людей. Это тоже способ синтезирования в процессе воображения, и яркими примерам тому могут послужить образы Онегина, Печорина, Обломова, Отелло и других героев, представляющих собой обобщенный портрет современников автора.
Творческое воображение
Повторимся, что агглютинация в психологии – это один из приемов творческого воображения, помогающий создать новый оригинальный образ или идею. При этом нужно отметить, что термин «новый» в этом случае имеет двойственное значение. Ведь новый образ может быть таковым и объективно, и субъективно.
- В первом случае подобной идеи еще не существует ни в материализованном, ни в виртуальном виде. То есть это настолько оригинальный образ, что он не повторяет уже имеющихся.
- А во втором случае новизна бывает очевидна только для конкретного человека. То есть субъективно новый образ является открытием лишь для своего автора, но при этом повторяет существующие.
Еще раз о том, что такое агглютинация
Работа человеческого воображения, как понятно из сказанного выше, использует довольно ограниченное число приемов – агглютинацию, акцентуирование и типизацию. Но даже с таким небольшим арсеналом оно способно на многое.
Так, агглютинация в психологии – это не только метод создания художественного образа на полотне или в литературном произведении, но и возможность воплощения совершенно новых идей в науке и технике. Творческое воображение позволяет изобретателю вначале мысленно собирать в единое целое разрозненные детали, а затем и применять это на практике, совершая открытия и двигая прогресс.
Проявления агглютинации в психиатрии
К сожалению, агглютинация в психологии – это еще и термин, обозначающий один из симптомов проявления обострений шизофрении.
Под ним подразумевается состояние, при котором больной теряет способность разграничивать некоторые понятия, так как в его мозге происходит их склеивание. Кстати, в лексике таких людей появляется благодаря этому большое количество неологизмов (человек придумает совершенно новые слова или наделяет старые иными значениями).
Процесс агглютинации приводит к тому, что у больного шизофренией нарушается восприятие собственного «Я» и окружающей действительности. Например, в некоторых случаях пациенты не в состоянии отличить себя от других людей или даже предметов. А происходящее во внешнем мире в их воображении тесно переплетается с какими-либо телесными функциями (например, дождь – это их слезы и т. п.)