Конструктивные особенности далеко не каждого автомобиля способствуют транспортировке внушительного количества грузов. Решить проблему можно, установив устройство прицепное. В народе подобные приспособления часто называют фаркопами.
Особенности сборки
Прицепное устройство для автомобиля может быть самодельным либо заводским. Приспособления первого типа можно увидеть установленными на старых моделях четырехколесного транспорта. Поскольку ранее при производстве автомобилей подобной возможности не предусматривалось, водителям приходилось самостоятельно мастерить точки крепления под соединение с прицепами.
Стоит заметить, что самодельное устройство прицепное далеко не всегда отличается надежным исполнением. Поэтому в ходе его эксплуатации существует риск отсоединения от автомобильного кузова в ходе передвижения.
Если говорить о заводских конструкциях, такие тяговые системы обладают всеми необходимыми элементами для выполнения быстрой самостоятельной установки на автомобиль. Изготавливаются они под конкретные марки машин. Перед поступлением в продажу заводское прицепное устройство для автомобиля проходит целый ряд испытаний. По этой причине лучше отдавать предпочтение готовым, протестированным фаркопам от передовых производителей.
Характер креплений
Фаркопы могут соединяться с кузовом автомобиля сварным швом либо болтовыми крепежами. Давайте рассмотрим плюсы и минусы обоих вариантов соединения:
- Сварное – считается наиболее надежным. Впрочем, металл подвергается старению, а соединения – истощению в результате регулярных механических нагрузок. Часто происходит разрушение сварных швов и развитие процессов коррозии.
- Болтовое. При наличии такого соединения устройство прицепное нуждается в регулярном обслуживании, контроле над состоянием крепежа. Однако ржавый или поврежденный болт можно запросто заменить, продолжая эксплуатацию фаркопа.
Классификация
Помимо особенностей производства и способа соединения с кузовом автотранспорта, устройство прицепное классифицируют согласно максимальному весу, на который оно рассчитано. Фаркопы производятся с ориентировкой на класс автомобиля и его массу. Согласно общепринятым требованиям безопасности, прицеп не должен быть тяжелее транспорта, который выступает его тяговой силой.
В настоящее время выделяют несколько классов прицепных устройств:
- Малые – рассчитаны на обслуживание прицепов массой до 1,5 тонны. Фаркопы данной категории подходят для установки на легковые автомобили довольно скромных габаритов.
- Средние – используются для закрепления прицепов массой порядка 2,5 тонны. Установка прицепного устройства такого типа выглядит рациональной для внедорожников, универсалов, кроссоверов и минивенов.
- Крупные – открывают возможность для транспортировки прицепов весом до 3,5 тонны. Устанавливаются преимущественно на грузовые микроавтобусы и внедорожники с полноценной, укрепленной рамой.
Типы
Согласно креплению крюка прицепного устройства к платформе, выделяют следующие типы конструкций:
- Несъемные – представляют собой монолитные соединения. Отличаются высокой надежностью, однако не позволяют отсоединять тяговой крюк.
- Условно-съемные – все соединения фиксируются крепежами. При необходимости крюк фаркопа можно демонтировать для транспортировки в автомобильном багажнике.
- Съемные – крюк соединяется с платформой прицепной конструкции специальным запорным приспособлением. Установка и демонтаж системы не требует особых навыков, наличия инструмента. Все выполняется максимально быстро и просто.
Цена прицепного устройства
Во сколько может обойтись прицепное устройство на фаркоп? Цена приспособлений с максимальной грузоподъемностью в 1,5 т, предназначенных для установки на легковые автомобили, в среднем составляет от 3000 до 6000 рублей. Стоимость высокопрочных решений, способных выдерживать массу груза до 2 тонн, стартует от 15 000 рублей.
Цена съемных и наиболее функциональных фаркопов с возможностью регулировки положения крюка в автоматическом режиме достигает порядка 30000 рублей и более.
Установка
Как установить прицепное устройство? Выполнить монтаж тягово-сцепной конструкции достаточно просто. Для этого требуется лишь наличие самого фаркопа в полной сборке и набор ключей.
Если установить необходимо разборное устройство, посадка которого выполняется на болтовые соединения, закрепление на платформе происходит согласно инструкции производителя. В данном случае важно обращать внимание на надежность фиксации крепежей.
Ход работ
Работы по установке прицепного устройства выполняются в следующем порядке:
- Перед монтажом фаркопа в обязательном порядке производится очистка платформы от загрязнений. Выполняется удаление заглушек, что содержатся в области крепежных отверстий.
- Платформа фаркопа присоединяется к местам соединения. Главное, чтобы все отверстия совпали друг с другом. Далее в проемы вставляются крепежные элементы, после чего прочно затягиваются.
- По завершении монтажа производится подсоединение электрической оснастки прицепного устройства к бортовой системе автомобиля. Затем устанавливается крепежный крюк.
На заключительном этапе работ выполняется проверка надежности затяжки всех болтов и креплений. Для повышенной фиксации фаркопа к кузову авто на болты устанавливаются дополнительные гайки, которые в дальнейшем предотвратят ослабление соединения.
Прицепное устройство своими руками
С чего начать, если возникло желание собственноручно изготовить прицепное устройство? В первую очередь нужно поразмыслить, насколько рационально такое решение, сколько сил, времени, средств и материалов придется потратить на реализацию задуманного. В некоторых случаях гораздо выгоднее установить систему заводской сборки.
Первое, что требуется для изготовления прицепного устройства своими руками, – выбор подходящего крюка. Далее можно переходить к подготовке балки. Проще всего сделать конструкцию, что будет соединяться с кузовом автомобиля снизу. Указанный вариант не требует затрат средств на создание выреза в бампере. Если же нет такой возможности, может, стоит отказаться от самостоятельного изготовления фаркопа?
Балку можно изготовить под заказ. В настоящее время собрать конструкцию данного назначения способны самые многочисленные слесарные мастерские. Однако при наличии аппарата для сварки и соответствующих навыков справиться с работой можно собственными силами.
Одной из важнейших составляющих самодельного прицепного устройства выступает крепеж. Нередко производители изначально вваривают болты в кузов авто. В таком случае остается лишь статично зафиксировать балку и крюк. Если же стандартный крепеж отсутствует, придется приобрести закладные болты, прошить раму авто и затянуть их вручную, воспользовавшись набором ключей. Перед закреплением на кузове балку рекомендуется покрыть порошковой краской. Такое решение позволит избежать ржавления металла и повысит продолжительность службы конструкции.
В конце, как и в случае с установкой заводского прицепного устройства, производится подключение электрики. Ориентироваться здесь следует на государственные стандарты. Далее, к самодельному фаркопу присоединяется прицеп, и выполняется проверка стоп-сигналов.
Перед началом эксплуатации самодельного прицепного устройства важно проверить его в действии. Опробовать конструкцию можно в удаленном месте, например, в гаражном кооперативе. Если элементы конструкции не поддаются деформации в ходе передвижения автомобиля в различных направлениях, можно приступать к эксплуатации тягового приспособления.