Бортовое устройство для платных дорог в России. Система "Платон"

Бортовые системы "Платон" были созданы с целью взимания платы, согласно принятому законодательству за вред, причиняемый федеральным трассам транспортными средствами, чья максимальная масса превышает 12 тонн.

Основная цель проекта

Система "Платон" создавалась с целью взимания с транспортных средств массой выше 12 тонн платы за наносимый ими ущерб трассам федерального значения. Получаемые таким образом финансы будут направляться в Федеральный бюджет страны и расходоваться на проведение строительно-ремонтных работ, поддержание и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры в целом.

Реализация данного проекта даст возможность достичь целей программы "Развитие транспортной системы России", не прибегая к затратам средств государственного бюджета, одновременно улучшив общее состояние федеральных дорог.

бортовое устройство для платных дорог в россии

Согласно статистике, транспортные средства с разрешенной массой свыше 12 тонн наносят более 56% вреда федеральным трассам. Количество таких автомобилей составляет менее 4% от общего количества, но при этом с каждым месяцем их число увеличивается.

Система "Платон" предполагает два различных способа внесения оплаты: при помощи маршрутной карты, либо специального прибора. Схема внесения средств авансовая. Бортовое устройство для платных дорог в России необходимо устанавливать на транспорт. В зависимости от пробега автомобиля высчитывается размер компенсационной платы.

Элементы системы "Платон"

На сегодняшний день все элементы проекта полностью подготовлены и представляют собой:

1. Центр управления и мониторинга - комплекс, расположенный в Твери, из которого осуществляется управление всей системой. На территории страны находится 183 дата-центра. В собственности государства имеется только один Центр обработки данных.

2. Центр обслуживания пользователей разделяется на 138 офисов, предназначенных для обслуживания перевозчиков. 35 из них располагаются на границах с разными странами (Казахстаном и Белоруссией, к примеру). Основная их задача - обслуживание перевозчиков грузов, которое включает в себя предоставление информации о системе, регистрацию в ней, оформление маршрутных карт. Бортовое устройство для платных дорог в России выдается здесь же. Планируется также создание сети терминалов обслуживания.

адреса офисов системы платон

3. Система контроля. Введение системы "Платон" предполагает создание мобильного контроля, включающего в себя сто автомобилей, курсирующих по федеральным дорогам, и рамные конструкции на трассах. За два года планируется разместить 481 рамку. На данный момент в эксплуатацию введены только 20.

4. Интернет-ресурс. Мобильное приложение и личный кабинет, которые позволят пользователю пополнить счет в режиме онлайн, оформлять или отзывать маршрутные карты, осуществлять контроль над маршрутом.

5. Горячая телефонная линия работает круглосуточно и позволяет пользователям получить интересующую информацию, в том числе и адреса офисов системы "Платон".

6. Бортовое устройство для платных дорог в России - прибор, который посредством технологий спутниковой навигации фиксирует передвижение транспортного средства по трассам федерального значения.

система платон

Принцип действия системы "Платон"

Работа системы достаточно проста и включает в себя следующие этапы:

1. Правительство РФ устанавливает размер платы за каждый километр, пройденный транспортным средством массой свыше 12 тонн. Перевозчик оплачивает километраж до начала движения по трассам федерального значения, то есть действует авансовая система оплаты.

2. Средства вносятся как компенсация за вред, причиняемый дорожному полотну крупногабаритным автомобилем. Бортовое устройство для платных дорог в России рассчитывает общую сумму. Производить расчет можно также при помощи маршрутной карты. Первый способ считается более удобным, поскольку средства списываются с личного счета водителя без ошибок.

3. Для точного определения километража, пройденного автомобилем, в системе используется GPS или ГЛОНАСС.

4. Контроль за внесением платы осуществляется при помощи мобильных, либо стационарных пунктов.

платный проезд для грузовиков

5. Если перевозчик получает обвинение в административном правонарушении, все данные системы передаются в ГИБДД.

Кому принадлежит система "Платон"?

С первым появлением данного проекта было принято решение привлечь к нему иностранные компании, имеющие опыт в данной сфере. Однако позднее Сергей Чемезов, глава Ростеха, уверил правительство, что данная система должна находиться в области государственной безопасности. В качестве исполнителя по проекту была назначена государственная корпорация. Затем Игорь Ротенберг выкупил половину доли ООО "РТ-Инвест транспортные системы". Вторая половина принадлежит дочерней компании Ростеха.

Впрочем, согласно официальным документам, только четвертая часть "РТ-Инвест" принадлежит государственной корпорации. Основная доля (почти 75%) является собственностью "Царицын Капитал", владелец которого - Андрей Шипелов.

На самом деле по многим документам можно понять, кому принадлежит система "Платон". Являясь только номинально государственным проектом, его владельцами и управляющими числятся Шипелов и Ротенберг. Изначально правительство страны заявило, что внедрение системы будет производиться на частные средства, однако в итоге для запуска программы был взят кредит у "Газпромбанка" в размере 27 миллиардов рублей.

Установка

Использование новой системы подразумевает получение перевозчиками специального документа - маршрутной карты. Возникает вопрос, где установить систему "Платон"? Как вариант, можно использовать специальный прибор в кабине транспортного средства. Получить как карту, так и устройство можно в специальных офисах. Собственно, это и является ответом на вопрос, возникающий у многих дальнобойщиков, где установить систему "Платон".

где установить систему платон

Стоит сразу отметить, что законодательство страны не обязывает приобретать оборудование и размещать его в кабине транспортного средства. На имя каждого владельца крупногабаритного автомобиля заводится личный счет, пополнение которого происходит через банковскую карту. Помимо этого, вносить средства можно онлайн при помощи системы терминалов, либо QIWI. На декабрь 2015 года по всей территории России насчитывалось порядка 138 офисов, в которых можно было осуществить пополнение счета.

На пограничных дорогах созданы также мобильные офисы, которые могут принимать оплату.

Размер платы для большегрузных автомобилей

На сегодняшний день тариф, установленный за один километр пройденного по трассам федерального назначения пути, составляет 1,5293 рубля. Это пониженная ставка, действующая только до конца февраля 2016 года. Ранее величина тарифа составляла 3,73 рубля. Начиная с марта 2016 года сумма за каждый километр вновь повысится, оставшись до конца 2018 года стабильной на уровне 3,06 рублей.

По сравнению с аналогичными ставками в странах Европы, российские тарифы низкие. К примеру, в той же Республике Беларусь сумма, взимаемая за километр пути, выше в шесть раз. В Австрии стоимость километра дороги составляет 0,49 доллара, что в двадцать раз выше, чем в нашей стране.

Как скажется повышение тарифов на стоимости товаров

Согласно мнениям аналитиков, затраты перевозчиков возрастут, но незначительно. Средняя величина стоимости перевозок по трассам России составляет около 30 рублей за километр. Прибавка к данной величине максимального тарифа увеличит данную цифру только на 10%. При этом затраты, которые идут на перевозку, составляют порядка 4-10% от конечной стоимости товаров. Соответственно, увеличится итоговая цена максимум на 1%.

На данный момент транспортировкой продуктов питания занимаются порядка 8,5% всех большегрузов в стране, остальные 91,5% перевозкой строительных и навалочных материалов. При этом большая часть пищевой продукции перевозится на более короткие расстояния и в более вместительных транспортных средствах.

Штрафы за игнорирование системы "Платон"

Начиная с февраля 2016 года ГИБДД принялись штрафовать владельцев большегрузных транспортных средств, игнорирующих систему и не вносящих плату за проезд по трассам. Согласно информации из многочисленных источников, только 15 февраля текущего года инспекторами было выписано свыше 1000 штрафов на общую сумму порядка 5 миллионов рублей.

Как отметили представители "РТ-Инвест Транспортные Системы", являющегося оператором системы "Платон", после появления первых штрафов количество желающих зарегистрироваться в проекте увеличилось в несколько раз.

кому принадлежит система платон

До начала 2016 года никаких санкций по отношению к перевозчикам, не принявшим участие в проекте, не вводилось: на штрафы был введен мораторий, действие которого длилось до окончания протестов дальнобойщиков.

Средства, вырученные за неоплаченный проезд в виде штрафов, направляются в региональные бюджеты.

Система "Платон": протесты

После запуска проекта, подразумевающего платный проезд для грузовиков, по всей России начались забастовки дальнобойщиков. Вышедшие на митинги перевозчики и владельцы многотоннажных транспортных средств выдвигали требования: система должна быть отключена, введен мораторий на ее использование на следующие три года, а в течение одного года провести тестирование. По мнению митингующих, "Платон" абсолютно неработоспособен, не проработан и является угрозой для малого и среднего бизнеса, для которых величина сбора может стать "летальной" и привести к банкротству.

система платон протесты

Первые протесты начались 11 ноября прошлого года. Дальнобойщики перекрыли транспортом многие трассы федерального назначения, став причиной многокилометровых пробок. Движение на некоторых дорогах оказалось заблокированным на несколько часов.

Куда будут направляться и на что тратиться полученные средства

Согласно расчетам экспертов, ежегодно федеральный бюджет будет пополняться за счет системы "Платон" на 50 миллиардов рублей как минимум. Полученные средства планируется направлять в бюджет и расходовать на ремонт дорожного полотна и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры в стране.

Величина штрафов

В случае игнорирования системы и неуплаты тарифов за передвижение по трассам грозят следующие штрафы:

  • Для водителей - 5 тысяч рублей.
  • Для индивидуальных предпринимателей - 40 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц - 450 тысяч рублей.

Повторное нарушение влечет увеличение штрафов; в случае с юридическими лицами сумма увеличивается до миллиона рублей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.