Советский писатель Виль Липатов сразу ассоциируется с созданными им известными и ставшими популярными героями - Анискиным и Столетовым. Что интересно, образы всех отрицательных героев его произведений списаны с реальных людей. По наиболее ярким произведениям и были созданы замечательные советские кинокартины. За фильм «И это все о нем» Липатов был награжден премией Ленинского Комсомола (1977 г.). Писатель также получил первую премию Всесоюзного конкурса имени Николая Островского (1974 г.). Кроме того, в арсенале писателя - орден Трудового Красного Знамени за вклад в развитие советской литературы.
Липатов Виль Владимирович
Он появился на свет в Чите 10 апреля 1927 года в интеллигентной и образованной семье. Его отец работал в местной газете «Забайкальский рабочий», мать была учительницей русского языка и литературы в обычной школе.
В 1942 году после школы Виль Липатов видел себя офицером, поэтому поступил в институт военной инженерии в Новосибирске, но потом резко изменил планы. Именно тогда у него проявился писательский талант, и он перевелся в педагогический институт Томска на историческое отделение.
Будучи на младших курсах, Виль Липатов начинает работать в местной газете «Красное знамя», где были опубликованы его самые первые рассказы «Двое в тельняшках», «Самолетный кочегар» (1956 г.) и т. д.
Труды
В 1958 году он уже опять в родной Чите, где начинает работать литературным секретарем газетного издательства «На боевом посту». А с 1964 по 1966 год он уже спецкорреспондент газеты «Советская Россия». Но затем судьба забросила его в Брянск (в 1965 году). В 1967 году он оказался в самой Москве, где работал в газетах «Известия», «Литературная газета» и «Правда».
В последние годы он был секретарем правления Союза писателей СССР. Липатов был женат на Марии Кожевниковой – дочери известного писателя В. Кожевникова.
Скончался известный писатель 1 мая 1979 года и похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
Виль Липатов: книги
Первая книга - повесть Липатова «Шестеро» - вышла 1958 году. Она была написана в духе советской «производственной» прозы. Сюжет ее описывает, как отважные водители во время сильного бурана смогли через тайгу провести необходимую леспромхозу технику.
В преодолении трудностей человек крепнет, мужает и растет как личность, особенно когда это происходит в рабочем коллективе. Тема трудового подвига и взаимоотношения личности с другими людьми определяет сюжеты следующих повестей Виля Липатова: «Своя ноша не тянет», «Капитан «Смелого» (1959 г.), «Глухая мята» (1960 г.), «Зуб мудрости» и «Стержень» (1961 г.), «Смерть Егора Сузуна» и «Черный яр» (1963 г.), «Земля не на китах» (1966 г.).
Литературная слава
В 1964 году Виль Липатов написал повесть «Чужой», которая вызвала горячую дискуссию в среде критиков, так как в ней затрагивались вопросы психологии современного мещанина. Однако всесоюзную известность ему, как писателю, принес цикл рассказов об оперуполномоченном Анискине (1967-1968 гг.).
Произведения «Лида Варксина» (1968 г.), «Сказание о директоре Прончатове» (1969 г.) и другие очень четко представили стиль и направление прозы автора - очерково-документальную. Социальные конфликты, образы героев и, главное, доверие к человеку, всегда способному в процессе коллективного труда и применения правильного подхода к любой проблеме исправиться и наладить свои отношения с коллегами - вот основная тема произведений автора.
Социальная критика
Постепенно его актуальность, простота и четкость к фактографичности повествований привела к усилению социальной критики.
В конце 60-х Виль Липатов - один из первых писателей, который конкретно намекал на неблагополучие общества на примерах своих героев - честного Анискина и управленца-инженера Прончатова, вынужденного выкручиваться и нарушать общественные правила, дабы принести пользу людям. Такой подход сразу вызвал полемические выпады в адрес деревенского следователя и этакого предприимчивого сибирского Остапа Бендера.
Романы
Дальше Липатов берется за написание романов «И это все о нем» (1974 г.) и «Игорь Саввович» (1977 г.). В них описаны теневая экономика и бюрократия, а потому и фатальность положительного героя молодого комсомольца Евгения Столетова и неизбежность поражения Игоря Саввовича.
Зато в произведениях «Еще до войны» (1971 г.), «Житие Ванюшки Мурзина» утверждаются извечные человеческие ценности – честность, труд, верная любовь, дружная семья.
В произведении «Серая мышь» (1970 г.) автор с большой грустью и даже болью наблюдает за судьбой слабохарактерного Семена Баландина, который уничтожает свое "я" водкой. Этот герой напоминает правдоискателей Шукшина. Он не может найти применения себе, своим изобретениям и проектам, поэтому и спивается.