Для огромного количества россиян Бородина Ольга является мировой величиной, которая прославила нашу страну уникальным оперным пением. Для поклонников услышать ее неповторимое меццо-сопрано в Ковент-Гардене или Ла Скала – это настоящая удача.
За более чем четверть века оперной карьеры Бородина Ольга исполнила невообразимое количество партий, несмотря на то, что она соглашалась далеко не каждый вариант, проявляя крайнюю избирательность. Если прима чувствовала свою внутреннюю неготовность к партии, она отвечала отказом.
Почитатели таланта Ольги Владимировны уже не первый год воодушевленно обсуждают вопрос о том, в чем суть феномена Бородиной? Почему ее вокальные данные не меняются с течением времени, а голос, как и двадцать лет назад, ярок и органичен?
Работая над репертуаром, Бородина Ольга тщательно анализирует то, что ей предлагают. Примечателен тот факт, что она никогда не задавалась целью быть первой в оперной партии.
Справедливости ради следует отметить, что произведениями современников она остается довольна только в некоторых случаях, но определенной части все же удается поработать со звездой мирового масштаба. Бородина Ольга стала знаменита благодаря своей напористости и целеустремленности. Ее великолепным голосом восхищаются и восторгаются тысячи людей. Каким же был ее путь к славе?
Биографическая справка
Бородина Ольга Владимировна – уроженка культурной столицы. Она родилась 29 июля 1963 года. Уже в трехлетнем возрасте будущая звезда заявила, что хочет стать певицей, причем оперный вокал ее заинтересовал несколько позже. Изначально девочка хотела выступать в хоре. В детском возрасте стал не только проявляться талант к пению, но и к хореографии. Ольга Бородина долго не могла определиться с тем, что ей нравится больше – вокал или танцы. На выбор повлиял ее отец, который искусно владел игрой на музыкальных инструментах, а также мать, которая мастерски исполняла песни. Дочь буквально уговорила отдать ее в детский хор, и мать, видя ее безудержное рвение к искусству, согласилась. Развить вокальный талант Оле в самом начале творческого пути помогла Валентина Николаевна Гоген – наставник по пению.
Именно она вложила в Бородину все свои знания и опыт, когда девочка пела в хоре Ленинградского дворца пионеров. Результат был, и еще какой…
Учеба
Ольга Бородина, биография которой только начиналась, решает серьезно заниматься вокалом и поступает в консерваторию и музыкальное училище. В первом учебном заведении судьба сталкивает ее с талантливой певицей Ириной Петровной Богачевой, которая и продолжит ее обучение.
Первый успех
Уже в 23 года будущая звезда оперного искусства из Ленинграда заняла первое место во Всероссийском конкурсе по пению, а немного позже стала обладательницей премии, когда приняла участие в конкурсе молодых вокалистов им. Глинки, проходившем в масштабах всей страны. Вообще, в студенческие годы Ольга Владимировна охотно ездила на всевозможные конкурсы по вокалу. А первую свою награду она разделила с самим Дмитрием Хворостовским. Однажды, благодаря содействию оперной примы Ирины Архиповой, Бородина поедет в американский Нью-Йорк, где одержит победу в международном конкурсе им. Р. Понсел.
После этого ее начнут узнавать на улице. Ольга Бородина, фото которой будут украшать афиши мировых оперных театров, неоднократно будет вспоминать об этом триумфе. Ей действительно есть чем гордиться.
Работа на сцене
Еще студенткой девушка была приглашена в состав труппы Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова.
Эксперты отмечали, что Ольга Владимировна имеет врожденное чувство стиля, органично компонует пластику и музыку, а ее неповторимый вокал вполне может конкурировать с россиниевским.
Сама прима отмечала, что первые годы работы в «кировском» театре были для нее тяжелым испытанием: трудилась очень много, а зарплата в храме Мельпомены оставляла желать лучшего.
«Пробные шары»
Первое выступление на сцене Бородиной – партия Зибеля в постановке «Фауст». Затем была партия Марфы в опере «Хованщина». Последний образ требовал максимального сценического и вокального опыта, помимо «душевной» зрелости артистки. На роль Марфы претендовали сразу несколько прим, виртуозно владеющих меццо-сопрано: Евгения Гороховская, Ирина Богачева, Людмила Филатова.
Ольга Бородина (оперная певица) изначально только присутствовала на репетициях. Всего за неделю до постановки ей доверили попробовать свои силы в образе Марфы. Над ним помогала работать концертмейстер Алина Ротенберг. Выступление Ольги Владимировны в опере «Хованщина» в 1987 году стало триумфальным: зритель заметил, какой талант и необыкновенная красота скрыты в актрисе. Бородина смогла разрушить классическое восприятие Марфы, превратив ее в привлекательную молодую женщину, которая испытывает трепетные чувства к своему возлюбленному Андрею Хованскому.
Слава
В конце 80-х годов прима получает Гран-при и приз за лучшее исполнение меццо-сопрано, выступив на международном конкурсе им. Франсиско Виньяса, который проходил в испанской Барселоне. Уникальные вокальные данные Ольги Владимировны тогда отметили именитые Мирелла Френи и Пласидо Доминга.
Спустя некоторое время Бородина существенно расширила список оперных партий в театре им. Кирова. На его сцене она блестяще перевоплотилась в образы Ольги («Евгений Онегин»), Э. Курагиной («Война и мир»), Кончаковны («Князь Игорь»), М. Мнишек («Борис Годунов»).
«Европа рукоплещет»
В начале 90-х годов Ольга Бородина (певица) отправляется с гастрольным туром в западные страны.
Предложения о сольных концертах на нее стали сыпаться, как из рога изобилия. На иностранных сценах прима выступала с романсами Рахманинова, Чайковского, ариями Россини, испанскими композициями.
«Когда я впервые посетила Европу, я открыла для себя много нового. Этому способствовал тот факт, что я находилась в окружении корифеев оперного вокала. Я часто общалась с Пласидо Доминго, и он приоткрыл мне некоторые секреты своего успеха. Вместе мы работали в таких постановках, как «Адриенна Лекуврер» и «Самсон и Далида», - подчеркнула певица.
Сегодня Ольгу Владимировну по праву считают обладательницей одного из лучших голосов оперной сцены. Она исполняет арии в Мариинском театре, и ее репертуар регулярно расширяется. Прима в 1997 году стала обладательницей премии «Золотой софит». Этой наградой ее отметили за образ Любаши в «Царской невесте». Через два года она получит премию «Балтика» за выдающиеся заслуги в оперном искусстве. В 2000 году Ольгу Владимировну удостоят премии Д. Шостаковича.
Дискография
Бородина достаточно плодотворно работала со звукозаписывающей студией Philips Classics.
В результате такого сотрудничества было выпущено свыше 20 дисков. Она исполняла композиции с такими мастерами оперного искусства, как Бернард Хайтинг, Валерий Гергиев, Колин Дейвис. С ними были записаны «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Хованщина».
Следует отметить и сольные композиции Бородиной. В частности, речь идет о «Романсах Чайковского», «Болеро», «Песни желания», также был записан сборник песен в сотрудничестве с оркестром Национальной оперы Уэльса, дирижером которого был Карло Рицци. И это лишь малая толика того, что было исполнено Ольгой Владимировной.
В 2002 году в российской столице с триумфом прошел ее концерт, на котором ей аккомпанировали музыканты Уральского филармонического оркестра. Бородина регулярно принимает участие в фестивале «Белые ночи» (Санкт- Петербург).
«Я шла и продолжаю идти по жизни спокойно и размеренно. Некоторые были недовольны тем, что я не трудоголик, и, если бы не моя леность, я могла бы покорила еще большую высоту в творчестве. Но мне не нужна известность. Я хочу делать свое дело с чувством, с толком, с расстановкой», - заявила однажды прима.
Жизнь вне сцены
Обладательница меццо-сопрано считает себя счастливой женщиной.
Она любит бывать на природе, читать. Ольга Бородина, личная жизнь которой скрыта за семью печатями, мать троих детей – Владимира, Алексея и Максима. Журналисты много писали о романе примы с российским тенором Ильдаром Абдразаковым. Между ними вспыхнуло чувство, когда Ольга Владимировна была уже большой знаменитостью. Причем начинающий солист Абдразаков был существенно младше своей возлюбленной. Так или иначе, но у обоих это был не первый брак. Бородина родила Ильдару сына Владимира, а спустя время их союз распался.
Оперная прима больше всего в людях ценит преданность и честность, а ненавидит ложь и предательство.