"Новик" - эсминец русского флота

Начало XX века ознаменовалось бурным развитием в Российской империи всех видов оборонной промышленности. Не отставало от общей тенденции и кораблестроение.

Одним из самых примечательных кораблей русского флота стал «Новик». Эсминец обладал выдающимися мореходными и маневренными качествами, которые позволяли использовать судно для самых различных задач.

Предпосылки

Война с Японией показала всю слабость и уязвимость российского флота. Поскольку денег в казне на модернизацию военных кораблей не оказалось, морское ведомство объявило сбор денег для постройки на добровольные пожертвования новых кораблей. На эти средства планировалось построить несколько кораблей различного класса. Среди них – миноносцы, дредноуты и эсминцы.

Новик эсминец

Проекты

Перед инженерами были поставлены новые технические задачи по созданию корабля. Эсминцы типа «Новик» должны были соответствовать требованиям нового времени: они должны быть быстрыми, хорошо вооруженными и универсальными. Технические характеристики прототипа должны быть следующими:

  • скорость - достигать 36 узлов;
  • скорость при полной нагрузке – около 33 узлов;
  • блок силовых энергетических установок – турбины Парсона.

Поставленные задачи были достаточно сложными для инженеров того времени. Поэтому заинтересованные стороны объявили о международном конкурсе на проектирование корабля типа «Новик». Эсминец нового поколения заинтересовал отечественных судостроителей.

На рассмотрение комиссии были представлены чертежи верфи Крейтона, а также Невского, Путиловского и Адмиралтейского заводов. После итогового заседания победителем признали проект Путиловского завода, по которому и был в дальнейшем построен «Новик». Эсминец был разработан группой инженеров под руководством Д.Д. Дубицкого, курировавшего механическую часть судна, и Б.О. Василевского, отвечавшего за судостроение.

эсминец новик чертежи

Постройка

А в 1907 году в разработку были уже включены суда типа «Новик». Эсминец Нового типа был заложен на Путиловской верфи в 1910 году. В работе активно принимала участие немецкая фирма «Вулкан», которая обязалась спроектировать, изготовить и установить на судно компактную и довольно мощную котлотурбинную установку на эсминец «Новик».

Чертежи судна дорабатывались по мере достройки судна. За ходом строительства эсминца наблюдала команда в составе Н.В. Лесникова, который занимал должность подполковника в Корпусе корабельных инженеров, штабс-капитана Корпуса инженеров и механиков флота Кравченко Г.К. Главным инженером проекта был К.А. Теннисон.

Появление корабля

В октябре 1913 года впервые покинула родные доки гордость русского флота - эсминец «Новик». Фото встречи петербуржцев, прогуливающихся по невской набережной и встречающих красавец-корабль, к счастью, сохранилось. Газеты того времени отмечали, что много горожан пришли полюбоваться новым эсминцем. Ведь этот корабль был выстроен согласно принципиально новой технологии.

эсминец Новик фото
Судно, оснащенное большим количеством торпедных труб, скорострельной 102-миллиметровой палубной артиллерией с устройством для установки минных заграждений стало протопопом отечественного торпедно-артиллерийского военного корабля универсального назначения. Кроме этого, «Новик», эсминец, был оснащен системами залпового бортового огня – одновременный залп из восьми орудий делал его единственным кораблем в своем классе.

Еще одним уникальным качеством стала его скорость – долгое время (до 1917 года) он был единственным судном, которое могло развивать и поддерживать скорость более 37 узлов.

Первая мировая

Когда Российская империя вступила во Вторую мировую войну, «Новик» был зачислен в отряд крейсеров Балтийского флота. В свой первый бой он вышел 1 сентября 1914 года. В боевых действиях корабль часто вел самостоятельный бой, опираясь на собственную мощность и быстроходность. Так, летом 1915 года в Рижский залив прорвалось два немецких эсминца, которым было поручено обнаружить и потопить российский корабль.

Команда «Новика» смогла поочередно атаковать их оба, нанося им серьезные повреждения артеллерийским огнем. И подобных успешных военных подвигов в биографии этого корабля было немало.

эсминцы типа Новик

Последние годы

В период Октябрьской революции легендарный «Новик» находился на консервации. Лишь после окончания Гражданской войны, в 1925 году, он прошел частичный ремонт и модернизацию. Корабль переименовали. Теперь легендарный эсминец носил имя одного из вождей революции - «Яков Свердлов».

По истечении пятнадцати лет судно было прислано к Балтийскому флоту и использовалось в учебных целях. В июне 1941 года, когда разгорелись военные действия по всему восточному фронту, было принято решение эвакуировать флотские корабли. В отряде сопровождения был и «Новик». Эсминец, который так долго охранял другие корабли от минных полей, сам подорвался на мине. Так закончился путь легенды.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.