Козловский Михаил Иванович является одним из крупнейших скульпторов русского классицизма, творчество которого проникнуто высокими идеями просветительства, яркой эмоциональностью и возвышенным гуманизмом. По мнению художественной критики начала XIX века, в каждом из его произведений «обнаруживается много воображения, чувства, оригинальный взгляд и мастерская рука автора».
Михаил Иванович Козловский - скульптор, из всех российских деятелей искусства проживший, пожалуй, самую короткую, но и самую блистательную жизнь. Особый интерес творца вызывали персонажи античных мифов и русской истории. Именно в них он находил идеалы, важные не только для его современников, но и для потомков.
Козловский Михаил Иванович: биография
Будущий известный скульптор родился в 1753 году, в семье трубача галерного флота, на одной из морских окраин Петербурга. Здесь прошли его детские годы.
В одиннадцатилетнем возрасте (1764 г.) Козловский Михаил Иванович навсегда расстался с домом родителей и по поданному прошению пополнил число воспитанников Петербургской академии художеств. В это время в европейском искусстве – скульптуре, архитектуре, живописи – созревал и постепенно развивался классицизм. Ярчайшим представителем данного направления в искусстве России стал выдающийся ваятель Козловский Михаил Иванович.
Краткая биография скульптора :
- 1773 г.: окончил Академию с большой золотой медалью;
- 1774-1778 гг.: проживает в Риме в качестве академического пансионера;
- 1780 г.: Марсельская академия искусств присуждает ему звание академика;
- 1784-1785 гг.: за выполненную мраморную статую Екатерины II в образе античной богини мудрости Минервы получил широкую известность и признание современников (в работе воплотились просветительские представления об идеальном монархе – мудром законодателе и защитнике Отечества);
- в начале 1788 г. вновь отправляется за границу (в Париж) на учебу;
- 1790 г.: Козловский Михаил Иванович возвращается на родину, создает цикл идиллических скульптур;
- в 1796-м создает обширную серию скульптурных эскизов на тему Троянской войны, весь этот период отмечен поисками монументальности, новой черты, ставшей одной из составляющих дальнейшего творчества художника;
- в период с 1799 по 1801 год работает над памятником полководцу А. В. Суворову, прославившему русскую армию недавней победой в итальянских походах;
- в 1802 году Козловский Михаил Иванович в самом расцвете сил и таланта внезапно умирает.
Первоначально он был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1931 году захоронение перенесли в Александро-Невскую Лавру, на Лазаревское кладбище
Козловский Михаил Иванович: скульптуры
Работы художника – статурная пластика, рельефы, монументальная скульптура и надгробия – проникнуты глубокой эмоциональностью и возвышенным гуманизмом.
В стиле его произведений заметно влияние эстетики французской скульптуры XIVIII века. Из них наиболее известными являются: памятник А. В. Суворову в Петрограде, статуи «Самсон, раздирающий пасть льва» (украшает ныне один из петергофских фонтанов), «Сидящая девочка» (Зимний дворец) и «Гименей», созданный по случаю бракосочетания Константина Павловича (также находится сейчас в Зимнем дворце), фигура мужчины, выполненная для изучения анатомии человека.
Славятся также его барельефы: «Возвращение Регула в Карфаген», «Камилл, избавляющий Рим от галлов» (находятся в Петрограде, в Мраморном Дворце), «Избиение младенцев», «Поликрат», «Амур», «Меркурий и Нимфа», «Аполлон» (содержатся в музее Александра III).
Раннее
В начальный период творчества главной темой произведений скульптора является тема гражданской доблести, мужества, самопожертвования и силы духа.
Козловский Михаил Иванович героями своих рельефов делает выдающихся персонажей из истории Древнего Рима, которые во имя Отечества и общего блага народа жертвуют собой. Таковы его работы «Прощание Регула с гражданами Рима» (1780) и «Камилл избавляет Рим от галлов» (1781).
Возвышенность и лаконичность изображения, четкость композиции, продуманность и ясность линий и форм – особенности, отличающие работы, над которыми в начальный период творчества трудился Козловский Михаил Иванович. Скульптуры великолепно сочетаются с архитектурой здания, построенного в стиле раннего классицизма.
Гармония скульптуры и архитектуры
Особенно гармонично содружество двух видов искусств – скульптуры и архитектуры – проявляется в гипсовых рельефах, созданных для Концертного зала в Екатерининском парке (Царское Село). Автором павильона, выполненного в стиле зрелого классицизма, является Дж. Кваренги (1783-1788). Рельефы объединяет общая тема – музыка. Орфей игрой на лире укрощает диких животных; Аполлон, музицируя, услаждает слух Цереры; музы демонстрируют атрибуты искусств – таковы сюжеты, которым уделил внимание Козловский Михаил Иванович. Работы мастера (ранние рельефы) отличаются ритмической структурой, уравновешенной композицией, плавностью контуров и величавой торжественностью образов. Все эти особенности способствуют созданию в павильоне неповторимой музыкальной атмосферы.
Статуя Екатерины II
Большая статуя императрицы Екатерины II в образе античной богини мудрости Минервы (Древний Рим) создана скульптором в период с 1784 по 1785 гг. Императрица окутана античным плащом и увенчана шлемом (атрибуты богини). Она указывает одной рукой на лежащие у ее ног трофеи, которые символизируют одержанные ею победы. В другой государыня держит свиток с изданными ею «для благоденствия подданных» законами. Так воплощает свое представление об идеальном монархе – мудром законодателе и защитнике Отечества – Козловский Михаил Иванович, скульптуры которого несут на себе печать его восхищения идеями просветителей.
«Бдение Александра Македонского»
Мраморная статуя, выполненная в 1780-х, имеет сложную смысловую аллегорию. Образ славного героя Античности также послужил скульптору основой для воплощения просветительских идеалов – воспитания стремления к знаниям и твердости воли.
Пластическое решение и композиция статуи излучают дух спокойного величия и благородной простоты. Фигура отличается строгостью и соразмерностью, плавным перетеканием форм и контуров.
Тело юноши как бы находится в дремотном оцепенении, его мускулатура словно «притушена» тончайшим матовым мраморным покровом, голова покоится на опершейся о колено руке. Но подспудно чувствуется обманчивость этого спокойствия…
Наброски
Во множестве сохранившихся рисунков, которые в большинстве своем являются подготовительными набросками для будущих скульптур, прослеживается их связь с основным направлением мастера – в круге тем и сюжетов (мифология, Библия, Евангелие), в средствах художественного воплощения замыслов.
Но ряд рисунков Козловского вполне можно рассматривать как самостоятельные, законченные произведения графики. Среди них выделяются созданные в 1792-м «Смерть Ипполита» и «Тезей покидает Ариадну». Критики отмечают драматизм и эмоциональный накал, которыми «дышат» эти работы.
«Поликрат»
Период с 1788-го по 1790-й скульптор опять проводит в Париже, куда он отправился для получения новых знаний и опыта. В результате грандиозного потока впечатлений, вызванного событиями революции, совершавшейся на его глазах, родилось новое вдохновение, появились новые темы и сюжеты.
Революционный Париж подтолкнул скульптора к мысли заняться сюжетом из истории Древней Греции о смерти Поликрата, самосского тирана. Легенда о Поликрате послужила скульптору базисом для создания своеобразного аллегорического отклика на современные ему события. В работе отразилось стремление художника обогатить образный язык искусства. Сделать его еще более выразительным. В его скульптуре «Поликрат» зрителю передается страстная жажда свободы, страдание и чувство мучительной обреченности героя.
Воплощение душевной чистоты
В 1792-м была завершена одна из самых замечательных работ – прекрасная статуя «Спящий Амур» (мрамор). В ней автором создан удивительный идиллический и гармоничный образ.
Его аналогом по настроению является созданный в небольшой статуе «Психея» (мрамор, 1801) образ, воплощающий душевную чистоту, ностальгию о ничем не омраченном, счастливом детстве.
«Самсон, раздирающий пасть льва»
Весной 1800 года лучшие русские мастера были привлечены к обновлению Большого Петергофского каскада. Работы велись в течение шести лет.
Центральное место в замысле заняла группа, созданная Козловским - «Самсон, раздирающий пасть льва». В создании скульптуры автором использовалась возникшая еще в петровские времена аллегория, в которой библейский Самсон отождествлялся со святым Сампсонием, который в 18 веке считался покровителем России. В 1709 году, в день празднования его памяти (27 июня), была одержана славная победа русских над шведами в знаменитой Полтавской битве. В искусстве времен Петра I Самсон являлся олицетворением победоносной России, а лев (центральный образ герба Швеции) олицетворял побежденного шведского короля.
В грандиозном скульптурном произведении изображено энергичное, но сдержанное движение могучего тела Самсона. Развернувшись в пространстве по спирали, изогнув корпус так, что отчетливо видны титанически напряженные мышцы, резко отведя назад ногу и склонив голову, герой обеими руками раздирает пасть льва.
Исследователями справедливо отмечается близость скульптуры к искусству Микеланджело. Но идейно-образное содержание группы, глубокое патриотическое чувство, которое воплотил в своей работе Козловский Михаил Иванович (фото скульптуры является тому свидетельством), для внимательного зрителя является отзвуком совсем иных – исконно русских, говорящих многое восхищенному отечественной историей сердцу – традиций.
Темы российской истории
Темы отечественной истории являются наиболее волнующим направлением в творчестве скульптора. Во второй половине 1790-х им созданы статуи «Князь Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» и «Геркулес на коне». Наиболее полно стремление создать образ высокого мужества и душевного благородства реализовано скульптором в его памятнике полководцу А. В. Суворову (Петербург, 1799-1801).
Прижизненный триумфальный монумент
Символический образ, иносказательно прославляющий Россию и ее великого полководца – таким задумал Козловский Михаил Иванович памятник Суворову.
Работа началась еще при жизни героя. В семидесятилетнем возрасте генералиссимус заставил весь мир рукоплескать беспримерному в истории героическому переходу русской армии через Альпы. В 63 битвах у русских не было ни одного поражения, 619 знамен неприятеля было захвачено победителями. Знаменитые итальянские походы увенчали российскую армию и полководческий талант Александра Суворова неувядаемой славой.
Задача скульптора Козловского заключалась в создании прижизненного триумфального монумента. Заказ обусловливал тему: не деяния долгой героической жизни великого полководца, не своеобразие его душевного облика, а лишь подвиги в итальянской кампании должны были найти отражение в статуе.
Портрет языком аллегории
И скульптор вновь обратился к языку аллегории. Легкая стройная фигура на круглом постаменте - юный мужественный воин в доспехах, исполненный силы и стремительного движения вперед. Это образ римского бога войны Марса. Жест правой руки, держащей обнаженный меч, являет необыкновенную решимость. Энергично отброшен за спину плащ. Красивое мужественное лицо, гордо вскинутая голова, непреклонная уверенность и всепобеждающая воля, мастерски переданные в фигуре – таков идеализированный образ созданного скульптором бога войны.
Своим щитом воин прикрывает установленный позади него жертвенник, на котором находятся Сардинская и Неаполитанская короны, а также папская тиара. Символический смысл данного образа таков: русское оружие под руководством Суворова защитило в итальянской кампании интересы трех представленных государств.
На боковых гранях жертвенника расположены женские фигуры, символизирующие лучшие из человеческих добродетелей: надежду, веру и любовь.
На лицевой стороне постамента присутствует изображение скрещенных лавровой и пальмовой ветвей – символ содружества гениев войны и мира.
Щит героя опирается на трофеи войны – ядра, пушки, знамена. Ограда вокруг памятника представляет собой соединенные цепями взрывающиеся бомбы.
Иносказательный смысл следует искать во всех деталях статуи. И надпись на постаменте: «Князь Италийский, граф Суворов Рымникский» говорит о том, кому предназначен памятник.
Высокая внутренняя правда
В работе Козловского лишь отдаленно заметно портретное сходство созданного им иносказательного идеализированного образа с любимым народным героем.
В удлиненных пропорциях лица, глубоко посаженных глазах, крупном носе и характерном разрезе старческого, слегка запавшего рта бронзового бога войны современники узнавали черты великого полководца.
Сходство размыто и весьма отдаленно, внешняя портретная точность явно не была приоритетом создателя скульптуры. Пожертвовав портретной достоверностью, он передал непоколебимую волю и всепобеждающую энергию Суворова. Козловский языком аллегории – через уподобление богу войны – идеализировал и героизировал образ великого русского полководца на века. И в этом – высокая внутренняя правда его работы.