Известный американский кинорежиссер, сценарист, актер Джон Марцелл Хьюстон появился на свет 5 августа 1906 г. в семье актера Уолтера Хьюстона, который в то время жил и работал со своими немногочисленными домочадцами в Неваде (штат Миссури).
Бокс вместо школы
В десятилетнем возрасте Джон Хьюстон увлекся боксом и стал участвовать в соревнованиях для подростков. Спорт настолько захватил его, что Джон даже бросил школу. Он твердо решил стать профессиональным боксером и тем самым зарабатывать себе на жизнь. Первые выступления, которые Джон Хьюстон провел в любительском боксе, обнадеживали, он выигрывал одну встречу за другой. Однако вскоре с ним произошел неприятный инцидент, который поставил крест на спортивной карьере.
Джон однажды ввязался в скандальную драку, в результате которой серьезно пострадал известный актер Эррол Флинн. Жестоко избитый, он надолго попал в больницу.
Первая проба
В девятнадцать лет Джон Хьюстон дебютировал в большом кино, сыграв эпизодическую роль в малобюджетном фильме. Но поскольку больше ему приглашений не присылали, юноша уехал в Мексику, где стал кавалеристом и занялся племенным разведением лошадей. Все это время Хьюстон-младший не терял связи со своим отцом, и когда тот отправился в Голливуд на очередные съемки, то Джон поехал с ним, решив еще раз попытаться стать актером.
Однако судьба распорядилась по-другому, и несостоявшийся исполнитель ролей стал сценаристом, а потом и режиссером художественных фильмов. Хорошие литературные способности помогли ему выдвинуться в первые ряды за короткое время. Сценаристы США - это часть отлаженной системы, в которую случайные люди не попадают. И если писатели приняли новичка в свои ряды, то значит, он достоин заниматься нелегким и ответственным делом написания сценариев.
Призвание
Успешность Хьюстона была очевидной, он написал несколько сценариев к классическим картинам, таким как "Иезавель" - этот фильм впоследствии снял Уильям Уайлер. Джон за свою работу трижды номинировался на "Оскар" в 1938 и 1940 годах.
В 1941 году Хьюстон дебютировал в качестве режиссера, сняв фильм "Мальтийский сокол". Затем последовали еще два фильма, триллер "Через океан" и мелодрама под названием "В этом наша жизнь".
Коммуникабельность как основа творчества
Режиссер обладал легким общительным характером, любил развлечения, розыгрыши, дружеские компании с выпивкой. На многих сценариях и режиссерских работах лежит заметный отпечаток его личного мироощущения. Убежденный сторонник ярких, остроумных диалогов в фильме, Хьюстон создавал своих персонажей веселыми, искрометными людьми, и это всегда помогало ему выпустить интересную кинокартину.
Криминальная драма 1963 года
Иногда режиссер обращался к мистической тематике, одной из таких его работ стал фильм, выпущенный в 1963 году. Криминальная драма под названием "Список Эдриана Мессенджера" была поставлена по одноименному произведению Филиппа Макдональда.
Главный герой писатель Мессенджер Эдриан предполагает, что на первый взгляд никак не связанные между собой несколько смертельных несчастных случаев на самом деле являются звеньями одной цепи. По его мнению, это убийства, тщательно спланированные и хладнокровно приведенные в исполнение.
Эдриан обращается к своему приятелю, Энтони Гетрину, бывшему сотруднику спецслужб, с просьбой помочь в раскрытии этого запутанного дела. Однако вскоре сам Мессенджер погибает в авиакатастрофе, оставив после себя таинственный список имен и несколько предсмертных слов. В результате исследования Гетрин делает вывод, что перед ним перечень имен бывших военных заключенных одного из лагерей в Бирме. Зэки пытались организовать побег, но один из охранников - канадский сержант Джордж Броэм, помешал сделать это. Теперь у каждого заключенного появилась веская причина желать смерти канадцу. Но он и сам вполне способен нейтрализовать любого из них. Что же произошло на самом деле? Эту загадку предстоит выяснить Энтони Гетрину.
"У подножия вулкана"
В 1984 году Хьюстон создал совместную мексикано-американскую драму по произведению английского писателя Малкольма Лаури "Под вулканом".
События разворачиваются в Мексике в 1939 году. Уже началась война, разрывающая Европу на части. Фильм повествует об одном дне из жизни британского дипломата Джеффри Фирмина, работающего в качестве консула в небольшом мексиканском городке.
Англичанин страдает алкоголизмом, и это делает его жизнь невыносимой. Джеффри старается не поддаваться пагубной привычке, но от этого ситуация еще более ухудшается, он теряет душевное равновесие, совершает необдуманные поступки. Бывшая жена Ивонна, которая даже после развода не оставила супруга в бедственном положении, с тревогой наблюдает за процессом саморазрушения, овладевшим Джеффри.
Достойная женщина надеется на благополучный исход, верит, что бывший муж вылечится и перестанет пить. Она как любящая супруга старается быть поближе к Фирмину, чтобы в любой момент прийти на помощь. Ее опасения разделяет родной брат Джеффри, которого зовут Хью. Он с беспокойством наблюдает за деградацией самого родного человека, внимательно выслушивает рассуждения брата о скорой гибели цивилизации и о том, что ее разрушение уже началось с него самого - Джеффри Фирмина.
Насчет рухнувшей цивилизации сказано было преждевременно, а вот саморазрушение консула становится уже очевидным. Процесс принял необратимый характер.
Роль главного героя предназначалась Ричарду Бартону, но он скончался в августе 1984-го, и Хьюстон Джон пригласил в кинопроект харизматичного Альберта Финни, который мог, как никто, сыграть спившегося дипломата. Образ его супруги исполнила неподражаемая французская актриса Жаклин Биссет, а брата Хью - английский актер Энтони Эндрюс.
"Возвращение короля"
Особо нужно отметить участие режиссера в постановке полнометражного анимационного фильма Жюля Бэсса и Артура Ранкина. Хьюстон Джон выступил не как режиссер или сценарист. Он озвучил мультипликационную картину "Возвращение короля". Работы в более чем полуторачасовом фильме было много, однако Хьюстон не посчитался со временем. Его персонаж Гендальф Серый получился как нельзя лучше.
Мультфильм стал экранизацией последней части трилогии Джона Толкина "Властелин колец". Одновременно картина была задумана как продолжение "Хоббита", детской сказки в стиле мюзикла.
О том, что происходит, рассказывают сами герои, то и дело срываясь с монолога на пение. Сюжет не имеет строгих очертаний, действие достаточно вольное. Главный герой - это Сэм, но не Фродо, персонаж Арагорна минимизирован, его правление не описывается.
Картина начинается с праздничного пира, где Бильбо задает вопрос Фродо о том, куда подевалось Кольцо. Фродо, Гэндальф, менестрель и другие начинают повествование о том, как хоббиты переносили Кольцо в Мордор.
Хьюстон Джон, лучший режиссер своего времени, мог взяться за любую работу, лишь бы она была на благо развития американского кинематографа. Режиссура полнометражного фильма или озвучка героя мультика - все было равноценным в глазах великого постановщика.
Когда Хьюстон Джон, фильмы которого становились все более востребованными, снимал фильм "Бог знает, мистер Аллисон", он много времени проводил в Ирландии. Там между делом режиссер занимался живописью. Фильм "Неприкаянные" о ковбоях давал возможность Хьюстону седлать чистокровных жеребцов чуть ли не каждый день и отправляться в дальние походы. Он прогуливался в свободное от съемок время верхом по лесу в компании с Мэрилин Монро и Кларком Гейблом, которые снимались в главных ролях. И режиссер, и актеры великолепно сидели в седле.
Роли в собственных кинопроектах
Джон Хьюстон не упускал возможности сыграть хотя бы небольшую роль в своем фильме, если это было на пользу общему делу. В начале семидесятых он принялся сниматься в кинопроектах своих знакомых режиссеров. Лучшей своей ролью Хьюстон считает Ноя Кросса, респектабельного гангстера из фильма "Китайский квартал" в постановке режиссера Романа Полански.
Последние фильмы режиссера
Кинокартина "Честь семьи Прицци", которую Хьюстон снял в 1985 году, стала одной из завершающих работ в его карьере. В главных ролях выступили Джек Николсон и Кэтрин Тернер.
Самый последний фильм под названием "Мертвые" - экранизация одноименной повести Джеймса Джойса, стал достойным завершением карьеры Хьюстона Джона, который по праву носит титул "Лучший режиссер" американского кинематографа.
Награды
- В 1949 году Хьюстон Джон получил приз "Золотой глобус" за постановку фильма "Сокровища Сьерра Мадре".
- В том же году режиссеру был вручен "Оскар" в номинации "Лучший сценарий" и "Лучшая режиссура" в фильме "Сокровища Сьерра Мадре".
- Год 1953 - приз "Серебряный лев" за постановку фильма "Мулен Руж".
- "Золотой глобус" в 1964 году, роль второго плана в фильме "Кардинал".
- В 1985 году "Золотой лев" на кинофестивале в Венеции за вклад в мировое кино.
- "Золотой глобус" в 1986 году за лучшую режиссуру, фильм "Честь семьи Прицци".
Династия Хьюстонов - первая в Голливуде, удостоенная премии "Оскар" в трех поколениях. Золотые статуэтки были вручены близким родственникам режиссера за участие в фильмах, созданных самим Джоном Хьюстоном.