Для каждого человека речь является важнейшим средством общения. Формирование устной речи начинается с самых ранних периодов развития ребенка и включает несколько этапов: от криков и лепета к осознанному самовыражению при помощи различных лингвистических приемов.
Существуют такие понятия как устная, письменная, импрессивная и экспрессивная речь. Они характеризуют процессы понимания, восприятия и воспроизведения звуков речи, формирование фраз, которые будут озвучены или написаны в дальнейшем, а также правильное расположение слов в предложениях.
Устная и письменная формы речи: понятие и значение
Устная экспрессивная речь активно задействует органы артикуляции (язык, небо, зубы, губы). Но, по большому счету, физическое воспроизведение звуков является только следствием деятельности мозга. Любое слово, предложение или фраза вначале представляют собой идею или образ. После того как происходит их полное формирование, мозг посылает сигнал (приказ) речевому аппарату.
Письменная речь и ее виды напрямую зависит от того, насколько развита устная форма речи, так как, по сути, это визуализация тех же сигналов, которые диктует мозг. Однако особенности письменной речи позволяют человеку более тщательно и точно подобрать слова, усовершенствовать предложение и откорректировать то, что было написано раннее.
Благодаря этому письменная речь становится более грамотной и правильной по сравнению с устной. Тогда как для устной речи важными показателями становятся тембр голоса, скорость разговора, четкость звучания, внятность, письменная речь характеризуется четкостью почерка, его разборчивостью, а также расположением букв и слов по отношению друг к другу.
Изучая процессы устной и письменной речи, специалисты составляют общее понятие о состоянии человека, возможных нарушениях его здоровья, а также об их причинах. Нарушения речевой функции могут быть обнаружены как у детей с еще не сформировавшимся в полной мере речевым аппаратом, так и у взрослых людей, перенесших инсульт или страдающих другими заболеваниями. В последнем случае речь может полностью или частично восстановиться.
Импрессивная и экспрессивная речь: что это такое
Импрессивной речью называют психический процесс, сопутствующий понимаю различных видов речи (письменной и устной). Распознавание звуков речи и их восприятие – непростой механизм. Наиболее активно в нем участвуют:
- зона сенсорной речи в коре головного мозга, которую также называют зоной Вернике;
- слуховой анализатор.
Нарушение функционирования последнего провоцирует изменения в импрессивной речи. В качестве примера можно привести импрессивную речь глухих людей, которая основывается на распознавании произносимых слов по движению губ. Вместе с тем, в основе их письменной импрессивной речи находится тактильное восприятие объемных символов (точек).
Схематически зону Вернике можно описать как своеобразную картотеку, содержащую звуковые образы всех усвоенных человеком слов. На протяжении всей своей жизни человек обращается к этим данным, пополняет и корректирует их. В результате же поражения зоны, происходит разрушение звуковых образов слов, которые там хранятся. Итогом такого процесса является невозможность распознания значения сказанных или написанных слов. Даже при отличном слухе, человек не понимает, что ему говорят (или пишут).
Экспрессивная речь и ее виды – это процесс произнесения звуков, который можно противопоставить импрессивной речи (их восприятию).
Процесс формирования экспрессивной речи
Начиная с первых месяцев жизни, ребенок учится воспринимать обращенные к нему слова. Непосредственно экспрессивная речь, то есть формирование замысла, внутренняя речь и произнесение звуков, развивается следующим образом:
- Крики.
- Гуление.
- Первые слоги, как разновидность гуления.
- Лепет.
- Простые слова.
- Слова, относящиеся к взрослому лексикону.
Как правило, развитие экспрессивной речи тесно связано с тем, каким образом и сколько времени родители уделяют общению с ребенком.
На объем словарного запаса, правильную постановку предложений и формулировку собственных мыслей детей оказывает влияние все, что они слышат и видят вокруг себя. Формирование экспрессивной речи происходит в результате подражания действиям окружающих и желания активно с ними общаться. Привязанность к родителям и близким становится лучшей мотивацией для ребенка, стимулирующей его к расширению словарного запаса и эмоционально окрашенному словесному общению.
Нарушение экспрессивной речи является прямым следствием отклонений в развитии, результатом травм или болезней. Но большинство отклонений от нормального развития речи поддаются корректировке и регуляции.
Как выявляют нарушения речевого развития
Обследованием речевой функции детей, проведением тестов и анализом полученной информации занимаются врачи логопеды. Исследование экспрессивной речи проводят для того, чтобы выявить у ребенка сформированное грамматическое строение речи, изучить словарный запас и звукопроизношение. Именно для исследования звукопроизношения, его патологий и их причин, а также для разработки процедуры коррекции нарушений, изучают следующие показатели:
- Произношение звуков.
- Слоговую структуру слов.
- Уровень фонетического восприятия.
Принимаясь за обследование, квалифицированный логопед четко представляет, что именно является целью, то есть какое расстройство экспрессивной речи ему надлежит выявить. Работа профессионала включает специфические знания о том, каким образом проводится обследование, какого рода материалы следует применить, а также каким способом оформить результаты и сформировать выводы.
С учетом психологических особенностей детей, возраст которых относится к дошкольному (до семи лет), процесс их обследования зачастую включает несколько этапов. На каждом из них применяют специальные яркие и привлекательные для названного возраста наглядные материалы.
Последовательность процесса обследования
Благодаря правильной постановке процесса обследования, существует возможность выявления различных умений и навыков, путем изучения одного вида деятельности. Такая организация позволяет за один прием на протяжении короткого времени заполнять более одного пункта речевой карты. В качестве примера можно привести просьбу логопеда рассказать сказку. Объектом его внимания становятся:
- произношение звуков;
- дикция;
- навыки использования голосового аппарата;
- вид и сложность предложений, использованных ребенком.
Полученную информацию анализируют, обобщают и вносят в определенные графы речевых карт. Подобные обследования могут быть индивидуальными или проводиться для нескольких детей одновременно (двух-трех).
Экспрессивная сторона речи детей исследуется следующим образом:
- Изучение объема словарного запаса.
- Наблюдение за словообразованием.
- Исследование произношения звуков.
Также большое значение имеет анализ импрессивной речи, в который входит изучение фонематического слуха, а также наблюдение за пониманием слов, предложений и текста.
Причины нарушения экспрессивной речи
Нужно отметить, что общение между родителями и детьми, у которых наблюдается расстройство экспрессивной речи, не может быть причиной нарушения. Оно влияет исключительно на темп и общий характер развития речевых навыков.
Однозначно о причинах, приводящих к возникновению расстройств детской речи, не сможет сказать ни один специалист. Существует несколько факторов, сочетание которых увеличивает вероятность обнаружения подобных отклонений:
- Генетическая предрасположенность. Наличие нарушений экспрессивной речи у кого-нибудь из близких родственников.
- Кинетический компонент тесно связан с нейропсихологическим механизмом расстройства.
- В преобладающем большинстве случаев нарушенная экспрессивная речь связана с недостаточным формированием пространственной речи (а именно, зоны теменного височно-затылочного перекрестка). Это становится возможным при левополушарной локализации речевых центров, а также при нарушениях функционирования именно в левом полушарии.
- Недостаточное развитие нейронных связей, сопутствующее органическому поражению зон коры, отвечающих за речь (как правило, у правшей).
- Неблагоприятное социальное окружение: люди, у которых уровень речевого развития очень низок. Экспрессивная речь у детей, находящихся в постоянном контакте с такими людьми, может иметь отклонения.
Кроме перечисленных, причинами могут стать инфекционные болезни, недостаточное развитие головного мозга, его травмы, опухолевые процессы (давление на структуры мозга), кровоизлияние в головную ткань.
Какие встречаются нарушения экспрессивной речи
Среди нарушений экспрессивной речи чаще всего встречается дизартрия – невозможность использования органов речи (паралич языка). Ее частые проявления – скандированная речь. Не редки и проявления афазии – нарушения речевой функции, которая уже сформировалась. Особенностью ее является сохранение артикуляционного аппарата и полноценного слуха, однако способность активного использования речи утрачивается.
Существует три возможные формы расстройства экспрессивной речи (моторной афазии):
- Афферентная. Наблюдается, если поврежденными становятся постцентральные отделы доминантного полушария большого мозга. Они обеспечивают кинестетическую основу, необходимую для полноценных движений аппарата артикуляции. Поэтому становится невозможным озвучивание некоторых звуков. Такой человек не может выговорить буквы, близкие по способу образования: например, шипящие или переднеязычные. Следствием становится нарушение всех видов устной речи: автоматизированной, спонтанной, повторной, называния. Кроме того, наблюдаются сложности с чтением и письмом.
- Эфферентная. Возникает, когда повреждаются нижние отделы премоторной зоны. Ее еще называют областью Брока. При таком нарушении артикуляция конкретных звуков не страдает (как при афферентной афазии). Для таких людей сложность вызывает переключение между разными речевыми единицами (звуки и слова). При отчетливом произнесении отдельных речевых звуков, человек не может произнести серию звуков или фразу. Вместо продуктивной речи наблюдается персеверации или (в отдельных случаях) речевой эмбол.
Отдельно стоит упомянуть о такой особенности эфферентной афазии как телеграфный стиль речи. Его проявлениями становится исключение из словаря глаголов и преобладание существительных. Может быть сохранена непроизвольная, автоматизированная речь, пение. Нарушены функции чтения, письма и называния глаголов.
- Динамическая. Наблюдается, когда поражены префронтальные отделы, области спереди зоны Брока. Главным проявлением такого нарушения становится расстройство, затрагивающее активную произвольную продуктивную речь. Однако происходит сохранение репродуктивной речи (повторной, автоматизированной). Для такого человека сложность вызывает высказывание мысли и задавание вопроса, но артикуляция звуков, повторение отдельных слов и предложений, а также правильные ответы на вопросы не составляют труда.
Отличительной чертой всех видов моторной афазии становится понимание человеком обращенной к нему речи, выполнение всех заданий, однако невозможность повторения или самостоятельного высказывания. Также распространена речь с явными дефектами.
Аграфия как отдельное проявление расстройства экспрессивной речи
Аграфией называют утрату способности к правильному писанию, которая сопровождается сохранением двигательной функции рук. Она возникает как следствие поражения вторичных ассоциативных полей коры левого полушария мозга.
Это расстройство становится сопутствующим при нарушениях устной речи и как отдельное заболевание наблюдается крайне редко. Аграфия является признаком афазии определенного вида. В качестве примера можно привести связь поражения премоторной области с расстройством единой кинетической структуры письма.
В случае незначительного повреждения, страдающий аграфией человек может правильно записывать конкретные буквы, но допускать ошибочное написание слогов и слов. Вероятно наличие инертных стереотипов и нарушение звуко-буквенного анализа состава слов. Поэтому таким людям сложно дается воспроизведение нужного порядка букв в словах. Они могут по нескольку раз повторять отдельные действия, нарушающие общий процесс письма.
Альтернативное толкование термина
Термин "экспрессивная речь" относится не только к видам речи и особенностям ее формирования с точки зрения нейролингвистики. Он являтеся определением категории стилей в русском языке.
Экспрессивные стили речи существуют параллельно с функциональными. К последним относят книжный и разговорный. Письменные формы речи – это публицистический стиль, официально-деловой и научный. Они относятся к книжным функциональным стилям. Разговорный же представлен устной формой речи.
Средства экспрессивной речи повышают ее выразительность и предназначены для усиления воздействия, оказываемого на слушателя или читателя.
Само слово «экспрессия» обозначает «выразительность». Элементами такой лексики становятся слова, призванные повысить степень выразительности устной или письменной речи. Нередко к одному нейтральному слову можно подобрать несколько синонимов экспрессивной окраски. Они могут различаться, в зависимости от степени, характеризующей эмоциональное напряжение. Также часто встречаются случаи, когда для одного нейтрального слова существует целый набор синонимов, имеющих прямо противоположную окраску.
Экспрессивная окраска речи может иметь богатую гамму различных стилистических оттенков. Словари включают специальные обозначения и пометки для идентификации таких синонимов:
- торжественные, высокие;
- риторические;
- поэтические;
- шутливые;
- иронические;
- фамильярные;
- неодобрительные;
- пренебрежительные;
- презрительные;
- уничижительные;
- сульгарные;
- бранные.
Использование экспрессивно окрашенных слов должно быть уместным и грамотным. В противном случае смысл высказывания может быть искажен или получит комическое звучание.
Экспрессивные стили речи
Представители современной науки о языке относят к таким стилям следующие:
- Торжественный.
- Фамильярный.
- Официальный.
- Шутливый.
- Интимно-ласковый.
- Насмешливый.
Противопоставлением всем этим стилям становится нейтральный, который полностью лишен любой экспрессии.
Эмоционально-экспрессивная речь активно использует три вида оценочной лексики как эффективного средства, помогающего достичь желаемой экспрессивной окраски:
- Использование слов, имеющих яркое оценочное значение. Сюда следует отнести слова, характеризующие кого-либо. Также в этой категории находятся слова, оценивающие факты, явления, признаки и действия.
- Слова с многозначительным смыслом. Их основное значение зачастую нейтрально, однако, будучи употребленными в метафорическом смысле, они приобретают довольно яркую эмоциональную окраску.
- Суффиксы, использование которых с нейтральными словами позволяет передать самые разные оттенки эмоций и чувств.
Кроме того, общепринятое значение слов и ассоциации, закрепившиеся за ними, оказывают непосредственное влияние на их эмоционально-экспрессивную окраску.