Обследование звукопроизношения у детей: методика и упражнения

Сразу же хочется сказать, что речевые нарушения детей являются одними из самых распространенных и встречающихся проблем. Огромное количество родителей, когда их малыш находится в возрасте до пяти лет, проходят с ним обследование звукопроизношения и борются с такой проблемой. Но трудность еще заключается и в том, что родители чаще всего впадают в одну из крайностей.

Волноваться, паниковать раньше времени

проверка звуков

Например, когда ребенку 1,5-2,5 года, а он не выговаривает те или иные звуки, следует обращаться к врачу. Особенно если это относится к трудным созвучиям Ш, Л, Р. И вот с такой проблемой родители сразу же бегут на обследование звукопроизношения. Но данные звуки являются сложными, и ребенок младшего возраста еще просто не в состоянии в силу своих лет их произнести правильно. Именно поэтому он может их либо пропускать, либо заменять на более простые буквы, которые он умеет правильно говорить.

Также это до определенного возраста является еще и физиологической особенностью, скажем так, условной нормой. Наиболее детально эта тема раскрыта в книге Коноваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения».

Второй вариант

Другая крайность, когда родители слишком долго тянут, не проходят обследование звукопроизношения, не обращают внимание на проблему, считая, что это возрастная особенность. Они считают, что все само собой пройдет, звуки сами встанут. Именно поэтому мамы не предпринимают никаких действий.

Конечно же, в идеале не нужно впадать в крайность, необходимо найти золотую середину и придерживаться ее. Как же это сделать?

Знать возрастные нормы

обучение ребенка

Знания помогут не впасть в панику раньше времени. То есть имеются возрастные периоды, когда для ребенка те или иные звуки просто физиологически являются довольно трудными. Он не в состоянии их произнести. Когда родители знают это, они перестают паниковать, так как понимают, что это всего лишь возрастной фактор.

И наоборот, если взрослые понимают, что уже звук по нормам должен был появиться, а у ребенка его нет или он в речи заменяет его на другой. Тогда родители понимают, что не нужно тянуть время, а поскорее что-то предпринять, проконсультироваться, пройти обследование звукопроизношения и начать в игровой форме помогать ребенку, чтобы звук, наконец, появился и встал правильно.

Поэтому знать возрастные нормы очень и очень важно.

Второй момент — развивать речевой и неречевой слух

Для чего это необходимо? Для того чтобы ребенок правильно произносил те или иные звуки, он должен сначала его правильно услышать. То есть у него должен быть физиологический слух в норме, он должен правильно воспринимать как неречевые, так и речевые звуки. И здесь также есть нюанс. Если у ребенка даже физиологический слух от природы хороший, острый, то это не гарантирует, что все будет в порядке. Происходит это потому, что природой так заложено. Произношение звуков изначально несовершенно и нужно помогать ребенку их развивать и правильно ставить. И это в силах каждого родителя.

Неречевые звуки — это все звуки окружающего мира, кроме самой речи. Например, это гул ветра, треск снега, капли дождя и так далее.

Речевой слух — это уже умение отличать, где закончилось одно слово и началось другое, определять темп, интонацию, то есть все тонкости речи. Чтобы еще больше разобраться в теме, можно прочитать труды Коноваленко «Обследование звукопроизношения».

Артикуляционная гимнастика

упражнения для обследования звукопроизношения

До четырех лет рекомендуется делать такую тренировку хотя бы несколько раз в день, то есть это необязательно, но желательно. Можно использовать хотя бы самые простые упражнения, необязательно сразу же браться за весь комплекс артикуляционной гимнастики.

Ее можно начинать делать с годовалого возраста, а иногда и раньше. Например, можно использовать следующие упражнения: предлагать ребенку погримасничать, показать язычок и спрятать его, надуть щеки и втянуть их, сделать губки бантиком и многое другое. Все эти задания вполне доступны ребенку и помогают укреплять его речевые мышцы: губы, щеки и язык. Такой комплекс помогает малышу при произношении тех или иных звуков. В более взрослом возрасте, если делать такую гимнастику, ему будет проще правильно располагать эти органы.

И вот этими тремя пунктами, включающими знание норм, развитие навыков и гимнастику, родители помогают ребенку тогда, когда он еще физиологически ничего не произносит. Взрослые создают благоприятные условия для правильной постановки звуков.

Логопедическое обследование звукопроизношения

Когда у ребенка уже есть какое-то отставание, пусть это западание отдельных звуков или же в целом нарушение звукопроизношения, родители должны еще больше помогать ребенку как можно быстрее преодолеть трудности.

Прежде чем перейти к материалам для обследования звукопроизношения, стоит ответить на вопрос, почему необходимо консультироваться с логопедом, когда есть какая-то задержка:

1. Мама не всегда на самом деле способна объективно оценить состояние звукопроизношения. И на это есть несколько причин:

  • Привыкает к тому, как говорит ребенок. То есть она уже не слышит, если какие-то дефекты есть. Когда мама очень часто находится с ребенком, немного притупляется острота слуха, и она не всегда понимает, правильно ребенок произносит тот или иной звук или нет.
  • Может понять ребенка даже без слов. Что уж говорить, когда ребенок немного неправильно произносит звуки.
  • Иногда не получается даже себе признаться, что есть проблема и надо предпринимать какие-то действия. Иногда хочется, как страус спрятать голову в песок и ждать, когда все само решится. И также очень часто мама хочет убедить себя, что ей показалось, послышалось или это возрастное.

2. И еще один важный момент состоит в том, что при произношении, постановке, закреплении звука очень важно знать некоторые нюансы и соблюдать определенную последовательность. Нужно это, чтобы не навредить ребенку еще больше. Поскольку если неправильно показать положение органов артикуляции, например, язычка, и ребенок закрепит это, то исправить такую ситуацию гораздо сложнее.

Проверка внимания

работа с детьми

Перед тем как родители приступят непосредственно к тем играм, темам и упражнениям, которые нужны для правильной постановки звука, необходимо оценить слух. Поэтому все начинается с качественной проверки внимания ребенка.

Это можно сделать несколькими способами. В идеале провести их все. Ни за один раз, конечно, ни за один день, но все же постараться выполнить упражнения. Самое важное - это настроиться и родителям, и ребенку. Важно, чтобы малыш хотел играть, чтобы у него было хорошее настроение. Еще раз стоит отметить, что совершенно необязательно все делать за один раз и один день.

Самое важное, чтобы для ребенка это было в удовольствие и при этом не угнетало самих родителей.

Следует разложить около ребенка звучащие игрушки.

Суть упражнения заключается в том, что необходимо закрыть ребенку глаза или попросить его отвернутся, в общем, сделать так, как ему будет комфортно. И после этого необходимо взять материал для обследования звукопроизношения, в данном случае это игрушка, и начинать ею звучать. Потом малыш поворачивает, рассматривает все свои сокровища и показывает тот инструмент, на котором играл взрослый.

Естественно, для игры не стоит брать абсолютно новые игрушки. Ребенок должен уже знать, как звучат используемые предметы. Если этот пункт не выполнен, то для начала нужно поиграть с малышом, чтобы он узнал и запомнил, как звучит та или иная игрушка. При этом надо обращать внимание ребенка на каждый звук.

Местоположение игрушки

Помимо того, что ребенок должен определить, какой предмет звучал, очень важно, чтобы он знал и то, откуда идет звук. И здесь можно предложить малышу отвернуться, звоня за ним колокольчиком снизу, сверху, справа, слева, то есть в разных положениях. И он должен показывать пальцем или говорить, откуда он слышит звук.

Важным моментом в методике обследования звукопроизношения является закрытие глаз ребенку. Прежде чем это сделать, нужно обязательно спрашивать его разрешение. Есть разные вариант воспроизведения этого действия, во-первых, может один из взрослых закрыть глаза своими руками, во-вторых, можно завязать небольшим платком. Но в любом случае ребенок не должен бояться и протестовать, а для этого сначала нужно спросить о его желаниях.

Важной мыслю этого пункта является то, что методика обследования звукопроизношения подразумевает проверку слухового понимания. Если ребенок еще недостаточно уверено выполняет эти задания, не понимает, что от него требуется, ошибается, то взрослым важно ни один раз проверить и забыть, а проводить регулярные тренировки.

На что обратить внимание

экспресс обследование звукопроизношения

При оценке слухового внимания родители должны вести протокол обследования звукопроизношения. Это можно делать в любой тетрадке или блокноте. Данное действие необходимо, чтобы не просто стараться запомнить и забыть со временем, а чтобы была точная информация обо всех ошибках в восприятии услышанного.

Возможно, ребенок неправильно показывает, какой инструмент прозвучал, или не распознал направление колокольчика. Все это обязательно нужно записывать в протокол обследования звукопроизношения. Во-первых, так самим взрослым будет проще, они поймут на что обратить внимание. А во-вторых, в случае необходимости обращения к специалистам, блокнот станет отличным помощником для исправления ситуации.

Оценка произношения звуков

Вся работа начинается с внимательной проверки изолированной артикуляции. В обследовании звукопроизношения у дошкольников важно понять, как малыш воспроизводит отдельные буквы. И здесь желательно преподнести все в виде игры. Например, для проверки буквы С, можно попросить ребенка показать, как течет вода или изобразить звук насоса, который накачивает мячик. То есть если требовать у малыша сказать что-то, то есть большой шанс, что он откажется и не будет ничего произносить. А если выстроить обследование состояния звукопроизношения как игру, то ребенок с удовольствием будет участвовать.

Абсолютно любую артикуляцию можно визуализировать, например, изображать вместе с малышами, что в руках находится насос и нужно им накачать сдувшийся мячик или шину. С-С-С-С-С-С. И так далее.

Для каждого звука можно придумать свои ассоциации: Ш-Ш-Ш-Ш — змея, Щ-Щ-Щ-Щ — шипит сковорода, когда мама жарит котлеты. Можно во время готовки предложить ребенку тоже превратиться в жаровню и пошипеть. З-З-З-З — летит комар или шмель. И вот так для каждого звука взрослый придумывает ассоциацию и играет с ребенком, при этом осуществляя проверку.

Упражнения для обследования звукопроизношения

обследование звукопроизношения

Когда взрослый проверит первый пункт и услышит, как произносит ребенок изолированные буквы, можно переходить к слогам, словам и фразам. И здесь также стоит применять какие-то картинки или просто просить повторять за мамой. Но конечно, с наглядным материалом все будет более эффективно.

Нужно провести обследование звукопроизношения детей дошкольного возраста, чтобы понять, как ребенок воспроизводит сложные сочетания в начале, середине и в конце слова, а также на стыке согласных и гласных. Также стоит обратить внимание не только на то, получается у малыша выговаривать все буквы или нет, но и посмотреть, как он это делает.

После того как взрослые проверили произношение в словах, можно переходить к фразам и различным предложениям. Здесь также отлично подойдут цветные картинки в качестве наглядного материала. Но можно и обыгрывать все по-другому. Например, положить куклу в кровать и спросить, что же она делает? Соня спит. Если ребенок и так согласен просто повторять, то можно и не усложнять проверку.

Совет: когда родители занимаются с малышом, нужно произносить звук более растянуто, то есть не снеговик, а с-с-снеговик.

Как оценить результат

Опять же, очень важно каждый шаг записывать в логопедический альбом для обследования звукопроизношения. И тем более, когда родители проверяют речь или просто играют с ребенком и понимают, что слог и слово некачественно воспроизводится, это нужно фиксировать. Если был обнаружен дефект, то есть у малыша все или что-то не получается, то обязательно нужно внести запись в альбом для обследования звукопроизношения.

Бывает, что у ребенка полностью отсутствует звук, например, "ук" вместо "лук" или "ека" вместо "река", либо буква заменяется более простой, например, вместо "шарик" он говорит "сарик". И если речь идет о том, что возраст ребенка до 4–5 лет, то на самом деле такой дефект может быть простым возрастным косноязычием, то есть особенностью в силу того, что малыш физиологически еще не способен произнести звук правильно. Здесь есть большая вероятность того, что проблема сама решится, когда ребенок немного дорастет и разовьет свои артикулярные мышцы. Стоит помнить, что каждый звук должен становиться в определенном возрасте, тогда, когда речевой аппарат и слух созреют.

Но все равно в идеальном варианте родители должны параллельно создавать благоприятные условия. Нужно проводить игры и различные тренировки на развитие слуха, артикуляционную гимнастику и так далее. Это необходимо для того, чтобы звук появился вовремя, и не возникло никаких проблем.

Иногда может случиться такое, что даже когда мама проводит различные игры у ребенка не встает звук на правильное место и необходимо уже обратиться к специалисту. Но если взрослые подготовили определенную базу, и малыш многие задания для обследования звукопроизношения уже знает, логопеду будет легче, так как речевой слух развит, а аппарат укреплен.

Ошибкой многих является то, что родители ждут какого-то определенного возраста. Это неправильно, как только ребенок начнет понимать, что ему говорят, учится повторять за родителями, уже можно 1–2 раза в неделю проводить развивающие игры.

Если такие отклонения наблюдаются у ребенка после 4–5 лет, то задержка свидетельствует о том, что есть какая-то причина, которая мешает усвоить тот или иной звук. И это уже истинное нарушение, а в сложных ситуациях это может быть даже проблема неврологического характера, когда связь между органами артикуляции и центральной нервной системы нарушена. В такой ситуации каждую тренировку необходимо проводить только под руководством специалиста.

Искаженное произношение

работа с логопедом

Горловые звуки Р - это когда малыш не кончиком языка вибрирует, а небом, то есть на выходе получается более французская манера, или когда у ребенка при произношении шипящих и свистящих звуков язычок просовывается между зубками — все это, уже нельзя назвать возрастными косноязычиями.

В этом случае в 4-4,5 года необходимо обратиться к логопеду, потому что уже такие дефекты не исправляются самостоятельно. Здесь не стоит ждать, что звук станет сам по себе. Чем дольше тянуть, тем сильнее закрепляется этот дефект и тогда исправить ситуацию становится сложней.

Умеет правильно произносит, но смешивает звуки

Если ребенок говорит, то шапка, то сапка, или в зависимости от положения в слове употребляет неправильные буквы, то причина может быть именно в том, что ему сложно различать текст на слух. Значит, что он не улавливает разницу некоторых сочетаний, для него, например, С-З или Р-Л, звучат одинаково. И здесь, конечно, очень важно развивать фонетический слух, и на самом деле, этот вариант ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Как в принципе и предыдущие проблемы, но этот дефект особенно, потому что он может потом вылиться в проблемы с чтением и письмом. При таком нарушении необходимо обязательно проводить обследование у специалистов как можно раньше, чтобы начать в игровой форме все исправлять. Также нелишним будет посетить логопеда.

Нормы появления звуков

Как уже было сказано в статье, буквы усваиваются постепенно с возрастом. Стоит сразу отметить, что это условные нормы, в разных случаях может быть по-разному. И нужно индивидуально смотреть, это особенность ребенка или неправильное произношение звука.

1. А, О, Э, П, Б, М.

На первом-втором году жизни, ребенок начинает произносить некоторые гласные и самые простые согласные, поскольку они максимально приближены к сосанию. Ребенку их проще всего произнести. Именно поэтому, когда он начинает лепетать, примерно в 5–7 месяцев как раз и начинается такая цепочка, как па-па-па, ма-ма-ма, ба-ба-ба. И поэтому первое слово - это папа или мама, или баба.

2. И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, Г, К, Х, Й.

Далее, к трем годам, подтягиваются другие гласные и все согласные за исключением свистящих С, З и их мягкие пары, а также звука Ц и все шипящие.

3. С, З, Ц, Ш, Ч, Щ.

Именно с 3 до 5 лет начинают появляться такие звуки. Но обычно уже к 4 годам ребенок начинает усваивать шипящие и свистящие.

4. Р, Л.

И только в 5–6 лет уже должны четко звучать самые проблемные буквы.

Основные типы нарушения

Главными и серьезными проблемами являются:

  1. Пропуск звука (ыба вместо рыба). Бывает, что определенный звук, который наиболее сложен для ребенка, просто проглатывается. Чаще всего это происходит с шипящими, свистящими или сонорными.
  2. Искажение звука (французский Р). При этом может быть такое, что буква есть, но при этом она неправильная.
  3. Замена звука (лыба вместо рыба). В этом случае малыш ставит те буквы, которые для него являются наиболее удобными и простыми в произношении.
  4. Смешение звука (у маши красный сарф). Это когда взрослые просят произнести определенное слово, и ребенок все говорит правильно. Но когда попадается буква в другом месте, появляются ошибки.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.