Больше всего людей волнует не то, где расположен Адамов мост. Это настоящий мост или курьез природы? Вот что будоражит умы уфологов, оккультистов, да и вполне серьезных ученых. А если дамба рукотворна, то напрашивается следующий вопрос: "Кто ее создал?". В статье мы изучим эту проблему.
Почему мост так называется - Адама, или же Рамы (в индуизме) - относится к области легенд. Когда и как был разрушен проход, установлено наукой. Где расположен Адамов мост, видно на картах и снимках с космоса. Ныне решается судьба этого природного или рукотворного образования. Владельцы морских судов ратуют за то, чтобы углубить проход для прохождения через него больших кораблей. Экологи яростно протестуют. Ведь цунами 2004 года было ослаблено на побережье Индии и Шри-Ланки именно благодаря цепочке островов. Экологам в их борьбе по защите моста Рамы помогают индусы. Ведь эта дамба служит подтверждением их древней истории. Но давайте рассмотрим проблему комплексно.
Адамов мост: где находится эта достопримечательность?
Научные издания описывают эту достопримечательность, как группу островков и отмелей, которая протянулась цепочкой от Памбана (другое название Рамешварам) в штате Тамилнаду на юго-западе Индии до Маннара на севере острова-республики Шри-Ланка. Это образование идет почти прямо, лишь слегка изгибаясь, почти пятьдесят километров. Ширина моста колеблется от полутора до четырех километров. Между островками глубина моря составляет где-то полметра, местами чуть больше. Так что при желании можно пройти почти весь путь (точнее, сорок километров), бредя в воде то по колено, то по пояс. Единственным серьезным препятствием является пролив Памбас. Он расположен меж мысом Рамнад и островом Рамесвар. Пролив не очень глубок и доступен лишь для прохода небольших судов. Не стоит испытывать свои умение и выносливость и преодолевать Памбас вплавь. Пролив не широк, но сильное течение сносит таких безрассудных смельчаков в море.
Почему проход между Индией и Шри-Ланкой так называется?
Для христианских и мусульманских мореплавателей это «Адамов мост». «Мост Рамы» - так называют цепочку островков и отмелей верующие индусы. Почему? Это объясняют две легенды. Верующие в Библию считают, что история, описанная в Книге Бытия, произошла над островом Цейлоном. Бог изгнал Адама с Евой из своего рая, и они очутились в не менее красивом месте. Мужчину Творец Универсума поставил на Цейлоне. И поэтому там есть гора, называемая Пиком Адама. Еву же Бог перенес в Индию. А по мосту Адам перешел на материк. Там первая пара соединилась вновь и заселила своим потомством всю землю. Поэтому мост называют Адамовым. По версии индусов, дамбу построили в незапамятные времена войско гигантских обезьян под предводительством Ханумана. Демон Равана похитил Ситу, возлюбленную Рамы, и скрылся с ней на Цейлоне. Божественный император приказал построить мост, соединивший Индостан с островом. Работами руководил сын бога Вишвакармана Нал. По этой дамбе войско обезьян перешло на Цейлон и сразилось с демоном. Все эти события описаны в индуистском эпосе «Рамаяна».
Что говорят факты?
На старинных картах португальских и арабских мореплавателей изображен самый что ни на есть настоящий Адамов мост. Шри-Ланка и полуостров Индостан были связаны пешеходной дамбой вплоть до конца пятнадцатого столетия. По этому мосту следовали даже конные путешественники и повозки. Но в 1480 году в этих местах произошло мощное землетрясение. Дно моря несколько просело. А начавшийся после землетрясения сильнейший шторм размыл ушедшие под воду острова и косы. К сожалению, это был не последний удар стихии. В 1964 году мощный циклон полностью разрушил город Дханушкоди, который располагался на песчаной косе на восемнадцать километров к юго-востоку от Рамешварамы. Уцелел лишь храм Котхандарасвами. Согласно «Рамаяне», в этом месте Рама пленил часть своих врагов. А недалеко на дне моря расположен ещё один храм, о дате строительства которого не сохранилось сведений. От Котхандарасвами начинается официально мост Рамы.
Туристическая достопримечательность
Вблизи островки не представляют собой ничего особенного. Они сложены из окаменевших кораллов, прессованного песка и магматических пород. Это дало возможность ученым утверждать, что мост Рамы – всего-навсего остатки рифа, как и многие атоллы в тропических и экваториальных широтах океана. Намного интереснее созерцать эту достопримечательность с воздуха, из иллюминатора самолета, например. Адамов мост, фото это показывает со всей очевидностью, выглядит как рукотворный. Отмели отлично просматриваются, и кажется, что дамба простирается над водой непрерывно. Из-за широты в пару километров мост Рамы виден даже из космоса. И снимки, сделанные НАСА несколько лет тому назад, пролили свет на происхождение странной насыпи. Снизошла до изучения моста Рамы и Индийская геологическая служба. Ее специалисты пробурили ряд скважин и взяли образцы пород. Кроме того, в некоторых местах между материком и островами возможно транспортное сообщение. Через залив Памбан построен железнодорожный мост. Он соединяет материковую Индию с одноимённым островом.
Кто построил Адамов мост?
Увы, этот вопрос до сих пор остается открытым. Хотя все больше людей склоняются к мысли, что дамба эта имеет искусственное происхождение. Но антропогенное ли? Ведь возраст этого сооружения (если мы имеем право так его назвать) довольно солиден. Некоторые дают дамбе несколько миллионов лет! Какая же цивилизация могла соорудить мост, когда еще не было Гомо Сапиенса как биологического вида? Можем ли мы предположить, что мост был построен пришельцами? Но если какая-то высокоорганизованная общность смогла преодолеть столько километров, исчисляемых световыми годами, чтобы достичь Земли, не кажется ли странным, что для преодоления пятидесяти километров ей понадобилось сооружать дамбу из валунов? Разумнее счесть, что возраст моста составляет около трех-пяти тысяч лет и его строителями являются представители неолитической цивилизации?
Доводы в пользу естественного происхождения
Адамов мост представляет собой цепочку островков. Возможно, и даже наиболее вероятно, что остров Цейлон (ныне Шри-Ланка) в незапамятные времена был частью Евразии. Миллионы лет назад под влиянием движения геологических плит началось образование пролива. Дно просело (как это случилось уже во время землетрясения 1480 года) и на месте бывшего перешейка остались только острова. В теплом тропическом море вокруг них выросли коралловые рифы, а течение нанесло песка. От этого и образовались длинные косы, которые люди и использовали вплоть до конца пятнадцатого века для того, чтобы добраться на Цейлон.
Доводы в пользу искусственного происхождения
По снимкам, сделанным с воздуха, видно, насколько синим является море вокруг моста Рамы. Глубина там значительная – около десяти-пятнадцати метров. Если предположить, что Адамов мост является остатком перешейка, то непонятно, куда девался остальной материковый шельф. Этот хребет появляется на глубине совсем неожиданно и, таким образом, представляет собой явную природную аномалию. Да, зондирование показало, что сложен мост из песка и кораллов. Но ведь среди строительного материала присутствуют и валуны, а также местами и известковый камень. К тому же, исследования выявили четкую форму кладки. Валуны четкой формы два с половиной метра на полтора. Камни эти уложены поверх слоя песка – и это самое очевидное доказательство искусственного происхождения насыпи.
Выводы НАСА
Снимки этого авторитетного американского агентства по исследованию космоса пролили на тайну моста больше света, чем комментарии его специалистов. Фото было сделано с орбитального спутника при максимальном расширении. Глядя на снимок, невозможно предположить, что всё это – курьез природы. Но вывод специалистов НАСА оставляет вопрос открытым: «Изображение данного объекта, полученное при дистанционном зондировании с орбиты не может предоставить конкретной информации о его возрасте и происхождении». Так что Адамов мост остается загадкой современности.
Борьба за сохранность достопримечательности
Неважно, рукотворная эта насыпь или природная, но она очень мешает навигации. Корабли должны делать крюк в четыреста километров, чтобы добраться из южной части Индостана на Цейлон. Еще в девятнадцатом веке англичанами поднимался вопрос о том, чтобы расширить пролив Памбас для прохождения больших судов. В пятидесятых годах ликвидировать Адамов мост решило даже правительство Д.Неру. Но гигантский шторм разрушил все технические начинания работ. За спасение моста Рамы выступают теперь не только брахманы, утверждающие, что он является доказательством всего описанного в «Рамаяне». За сохранность цепи островов ратуют и экологи. Ведь эта насыпь, полагают они, смягчает действие цунами и больших штормов на двух побережьях.