Среди любителей кино сегодня довольно известны молодые актеры Никита и Николай Ефремовы. Более искушенная публика в восторге от актерской игры их неподражаемого отца - заслуженного артиста РФ Михаила Ефремова.
К сожалению, не многие молодые зрители знакомы с творчеством основателя этой театральной династии - актером и режиссером по имени Ефремов Олег Николаевич. А между тем именно благодаря его самоотверженному многолетнему труду современный русский театр стал именно таким, каким его знают и ценят.
Семья Олега Ефремова
Родился будущий артист и режиссер в октябре 1927 года в городе Москве. Отец будущего артиста - Николай Иванович Ефремов - работал бухгалтером, поэтому имел довольно педантичный характер и воспитывал сына в строгости. Мама - Анна Дмитриевна Ефремова. Большую часть детства Олег Ефремов провел в коммунальной квартире на Арбате.
«Преступное» детство артиста
У Олега Николаевича с самого детства наблюдалось стремление к творчеству. Только поначалу оно проявлялось в совершении различных преступлений. Дело в том, что его отец получил направление на работу на строительство железной дороги недалеко от Воркуты. Работа была неплохой, и он взял с собой семью. Вот только юный Ефремов в свободное время завел дружбу с заключенными, которые занимались постройкой железной дороги, и вскоре заинтересовался их «забавным ремеслом» и даже попробовал совершить несколько краж.
О новом увлечении сына быстро прознал его строгий отец и перевелся обратно в Москву, забрав сына из плохой компании.
Увлечение театром
Вернувшись в столицу, Олег Николаевич Ефремов неожиданно увлекся театром. И не он один, практически все ребята из его дворовой компании «заболели» театром после того, как стали посещать театральный кружок при местном Доме пионеров. Кроме того, благодаря дружбе с сыном легендарного автора «Мастера и Маргариты» и еще несколькими мальчишками - родственниками известных актеров, Олег Ефремов довольно скоро оказался практически своим в театральных кругах.
После окончания школы Олег и все его товарищи по драмкружку подали документы во МХАТ. Но только Ефремову улыбнулась удача, и он поступил.
Учеба Ефремова в Школе-студии МХАТ
Став студентом, Олег Николаевич Ефремов приложил все усилия, чтобы в совершенстве овладеть театральным искусством.
Во время учебы он знакомится со взглядами на актерское мастерство Станиславского, становится их приверженцем и сохраняет им верность на протяжении всей своей жизни. В это же время актер ставит перед собой цель – стать главным режиссером МХАТа. Через много лет он все-таки добился этого.
Олег Николаевич Ефремов в Центральном детском театре
В 1949 году актер закончил свою учебу в Школе-студии. Вскоре был принят в Центральный детский театр Ефремов Олег Николаевич. Рост около ста восьмидесяти сантиметров и худоба не помешали ему играть в детских спектаклях и на протяжении целых восьми лет радовать зрителей своим актерским мастерством.
Талант лидера и умение вкладывать душу в каждого персонажа сделали Ефремова любимцем режиссеров, которые предлагали ему в основном главные роли. Одним из первых заметных образов, который воплотил Ефремов Олег Николаевич (фото ниже), стал Иванушка в сказке «Конек-горбунок».
Прославившись как артист, герой статьи стал интересоваться режиссурой. Через шесть лет после прихода в театр он дебютировал в этом амплуа с постановкой спектакля «Димка-невидимка».
Несмотря на то что к Ефремову в театре относились прекрасно, он вскоре решился покинуть это место работы, так как вместе с единомышленниками задумал основать новый театр под названием «Современник».
Ефремов и «Современник»
Будучи ярым приверженцем идеи развития современного русского театра по системе Станиславского, Олег Николаевич Ефремов вместе с другими актерами, разделяющими его взгляды, основал новый театр - «Современник».
Среди основателей «Современника» были близкие друзья Ефремова: Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Игорь Кваша, Галина Волчек и многие другие прогрессивно мыслящие актеры того времени.
Дебютной постановкой театра стала пьеса «Вечно живые», которая моментально приобрела успех у зрителей. После нее «Современник» стал одним из самых посещаемых театров в Москве.За годы работы в этом театре, Ефремов поставил множество интересных пьес. Это и «Голый король» Шварца, и «Без креста!» по мотивам произведения Тендрякова, и легендарная пьеса «Сирано де Бержерак», и горячо любимая самим режиссером чеховская «Чайка».
За годы работы в «Современнике» Олег Николаевич Ефремов помог сформироваться как актерам многим талантливым новичкам, превращая их в соавторов пьесы и позволяя вносить свои поправки в роли.
МХАТ – осуществление заветной мечты
Партийное руководство, оценив успехи «Современника», в 1970 году предложило молодому таланту взяться за легендарный МХАТ, который в те годы начал заметно сдавать свои позиции. Несмотря на нежелание артиста и режиссера оставлять свое детище, он все же согласился.
Однако реальность оказалась не такой привлекательной, как студенческие грезы. Если в «Современнике» коллектив актеров был настоящей семьей, то во МХАТе Ефремов застал настоящий террариум. Довольно скоро он понял причину – слишком много актеров, которые попросту физически не могли быть все задействованы в постановках и поэтому давно уже попросту «отсиживались» за зарплату.
К сожалению, у Олега Николаевича не было полномочий сокращать размер труппы, поэтому он сформировал свою труппу внутри из активных и болеющих за свое дело актеров. С годами он сумел переманить в свой театр Калягина, Смоктуновского, Татьяну Доронину и многих других.
Стараниями нового руководителя во МХАТе начали ставиться спектакли на действительно высоком профессиональном уровне.Несмотря на грандиозные успехи Ефремова в восстановлении былого величия МХАТа, он так и не смог справиться с интригами и разделением на группировки между актерами театра. И в 1987 году тот раскололся.
Последние годы актера
После раскола у Олега Николаевича наконец-то появилась возможность устроить новый театр согласно своим убеждениям. Но из-за непростой ситуации и изменений в системе ценностей общества он так и не смог в полной мере осуществить все свои задумки.
В начале девяностых Олег Николаевич Ефремов неожиданно для многих довольно сильно охладел к театру и за все девяностые годы поставил всего восемь спектаклей. Последней значимой его постановкой была чеховская пьеса «Три сестры». Эта постановка стала лебединой песней Ефремова и одной из лучших его работ за десятилетие.В последние годы жил один и сильно болел Олег Николаевич Ефремов. Причина смерти известного актера и талантливого режиссера звучала сухо – затяжная болезнь легких. В действительности болезнь развивалась долго и мучительно. В последние месяцы Ефремов вынужден был использовать кислородную подушку, чтобы нормально дышать. Кроме того, из-за проблем с ногой ему было тяжело передвигаться. Но, несмотря на все эти проблемы, он продолжал работать в театре, не жалея ни себя, ни других.
В апреле 2000-го врачи сообщили ему, что он сможет прожить еще полгода. Обрадованный таким долгим сроком, Олег Николаевич планировал поставить «Сирано де Бержерака», а также подыскивал приемника на свое место в спектакле «Борис Годунов». Но судьба распорядилась иначе, и через месяц, в мае 2000 года, его не стало.
Похоронен Олег Ефремов рядом с почитаемым им Станиславским.
Роли в кино
Не меньше, чем для театра, сделал он и для кино. Начиная с 1955 года актер снялся в более, чем ста кинокартинах. Очевидцы утверждали, что он мог сыграть практически любую роль с одинаковым успехом. Ефремов был и художником из «Гори, гори моя звезда», и добрым доктором Айболитом из фильма «Айболит-66», и Долоховым из «Войны и мира», и влюбленным в театр следователем из «Берегись автомобиля». Все его роли удавались ему одинаково хорошо.
Интересно, что Олег Ефремов снялся вместе со своим сыном Михаилом в фильме «Когда я стану великаном», когда тот был еще подростком, и этот фильм прославил Ефремова-младшего на весь СССР.
Олег Николаевич Ефремов: личная жизнь
Одной из самых обсуждаемых тем, кроме театра, связанных с именем Олега Ефремова, были его взаимоотношения с прекрасным полом.
Несмотря на довольно непритязательною внешность Ефремова, женщины в нем души не чаяли. И он сам также был довольно влюбчивым человеком. На протяжении всей жизни Олега Николаевича ему приписывали романы с разными женщинами, преимущественно актрисами, но никто из окружающих точно не знал, насколько правдивыми были эти слухи.
В первый раз женился в двадцать пять Олег Николаевич Ефремов. Лилия Толмачева – так звали его избранницу. Примечательно, что супруга по совместительству была ведущей актрисой его театра. Несмотря на общую страсть молодых к искусству, этот союз довольно скоро распался. При этом супруги повели себя достойно и продолжали вместе работать, несмотря на разрыв. Лилия Толмачева после еще долгое время была одной из любимейших театральных актрис Ефремова.
После череды мимолетных увлечений следующие серьезные отношения Олег Николаевич смог построить с Ириной Мазурук – актрисой и репортером. Несмотря на то что эта связь так и не была официально оформлена, у влюбленных родилась дочка Настя. Когда девочка подросла, она пошла по материнским стопам и стала театральным критиком. Свою дочку назвала в честь отца - Ольгой. Внучка Олега Николаевича продолжила семейную традицию Ефремовых и стала актрисой.
Широко известно, что некоторое время жили вместе Олег Николаевич Ефремов и Вертинская Анастасия.
Эта красивая и яркая пара казалась просто идеальной. Воспитанная в состоятельной и почитаемой семье, Анастасия пыталась всеми силами придать Ефремову лоск и научить его держаться соответственно положению. При этом возлюбленный часто помогал ей советом, как актрисе. Однако этот союз просуществовал недолго, так как Ефремов все время пропадал в театре, а Вертинской необходимо было внимание и забота, которой он попросту не мог ей дать. Разочаровавшись в этих отношениях, актриса однажды собрала вещи и ушла.Третьей супругой Ефремова стала снова актриса «Современника» - Алла Покровская.
Их брак оказался самым долгим, и после развода Олег Николаевич Ефремов еще не раз предлагал супруге начать все сначала, однако не сложилось, так как на то время она преподавала театральное искусство за рубежом. У супругов родился сын – знаменитый и любимый многими телезрителями актер Михаил Ефремов. Примечательно, что двое сыновей Михаила (Никита и Николай) тоже пошли по отцовской и дедовской линии и стали актерами.За свои семьдесят два года жизни Олег Николаевич Ефремов успел сделать необычайно много. Фигурально говоря, если настоящий мужчина за жизнь обязан посадить дерево, вырастить сына и построить дом, то как истинный служитель музы Мельпомены Ефремов создал новый театр, основал актерскую династию и воспитал целую плеяду замечательных артистов.