Константин Сергеевич Станиславский - это человек, основавший МХТ и создавший принципиально новую концепцию актерского искусства. Он посвятил своим идеям не один том, и его книги по сей день изучаются представителями театральных профессий. Метод Станиславского на момент своего создания отличался принципиальной новизной, а сейчас без него не обходится ни одна актерская школа. Его считают "базой", необходимой любому артисту, даже если он играет в другом стиле.
Итак, что же такое система Станиславского? Это ряд упражнений и принципов, на которые следует ориентироваться актеру для понимания и проникновения в суть своей роли. На основе системы Станиславского была создана так называемая "школа переживания", не терпящая "бессмысленного бездействия" на сцене. Система учит не играть, а жить жизнью персонажа, погружая себя в предлагаемые обстоятельства и веря им. Каждая реплика, каждое движение на сцене должны быть оправданы и идти изнутри.
Система Станиславского предлагает ряд упражнений для развития актерских навыков и воображения. Большинство из них основано на том, как можно "обмануть" свое сознание и поверить в предлагаемые обстоятельства. Зачастую актерам приходится додумывать жизнь персонажей и события, не освещенные в пьесе. К примеру, если человек входит в комнату, то он должен знать, откуда и зачем он входит. Зритель этого не увидит, но актер должен это осознавать. Он вошел с улицы? Какая была погода? Что он делал, прежде чем войти? Зачем он вошел? И так далее. Это помогает добиться естественности на сцене и придать действиям смысл, который необходим в "школе переживания".
Система Станиславского требует от актера полной отдачи и присутствия. А этого не так легко добиться. Также в книге "Этика" Станиславского он разъясняет основные принципы отношений внутри театра, которые помогут создать наиболее благоприятную для работы атмосферу.
В процессе создания системы Станиславскому приходилось решать целый ряд психо-эмоциональных проблем. Как оправдать ту или иную реплику? Как освободиться от актерских штампов и наигрышей? Как научиться не замечать зрительный зал?
Первые две проблемы были решены с помощью внутренней мотивировки - актеру нужно вызвать в себе то эмоциональное состояние, которое породит нужную реакцию тела. Лучше всего наблюдать за поведением людей в жизни и запоминать, как они действуют в той или иной ситуации. Как мать встречает сына? Как девочка признается в любви? Как мужчина сдерживает смех? Проблему со зрительным залом Станиславский решил при помощи введения "четвертой стены" - мнимой преграды, отделяющей сцену от зрителей. Она является как бы продолжением уже существующих декораций и замыкает пространство.
Система Станиславского также пытается решить проблему со взаимоотношениями персонажей и актеров. Ведь если ответные эмоции должны быть правдивыми, то это значит, что их должны вызывать не менее правдивые импульсы со стороны партнера. Поэтому в системе существует целый ряд упражнений на взаимодействие на сцене.
Система Станиславского представляет собой сложный многоуровневый ресурс для развивающихся актеров. Конечно, нельзя научиться играть, беря за основу одну только систему, но иметь представление о ней должен каждый, чтобы не превращать театр в демонстрацию штампов и чтение вслух.