Разрушающий формы архитектор ломает общепринятые каноны, проектируя управляемый хаос, застывший в фантастических формах. Он считает, что люди давно готовы выйти из привычных рамок в ожидании нового.
Входящий в десятку самых знаменитых архитекторов мира, этот деконструктивист считает, что его произведения – своего рода язык, при помощи которого он передает свои эмоции.
Музыкант и архитектор
Даниэль Либескинд родился в Польше в 1946 году. В подростковом возрасте он вместе с родителями, бывшими заключенными ГУЛАГа, переезжает в Израиль. Талантливый мальчик, прекрасно игравший на инструментах, получает стипендию от культурного фонда и продолжает обучение в Америке.
Все говорило о том, что растет гениальный музыкант, однако юноша влюбляется в архитектуру и получает профессиональное образование. Он всегда подчеркивал, что музыка сыграла свою роль в проектировании, которому он полностью отдавался.
Мировая слава
1989 год ознаменован созданием собственной студии, а Даниэль Либескинд становится известной персоной в мировой архитектуре.
Говоря о творчестве гения, исследователи отмечают тесную связь музыки и философии, где мастер показал себя большим профессионалом. Наверное, нет ни одного архитектора, для которого источником вдохновения становились оперные произведения. Даниэль Либескинд уверен, что каждое пространство имеет собственное звучание, а целый город играет подобно слаженному оркестру.
Память – в произведениях
Деконструктивист, предчувствуя неизбежные изменения, признавался, что для него очень важно понятие «новый модернизм». По мнению архитектора, оно означает освоение накопленного за тысячи лет опыта.
Он был дружен с З. Хадид, скончавшейся в 2016 году. Уникальная женщина-архитектор творила в том же стиле, что и Даниэль. Любители деконструктивизма выиграли совместный проект реконструкции заброшенной территории. И когда творца спросили о том, смог бы он создать памятник Захе, он ответил отрицательно: «Архитектор – это особая профессия. Мы творим шедевры, которые и являются памятью о нас после смерти».
Памятники холокосту
Отметивший семидесятилетие, Даниэль Либескинд, биография которого наполнена яркими победами и признанием его таланта всем миром, заявляет о том, что делает еврейскую архитектуру. Памятники холокосту – это отдельные произведения среди общего перечня его работ. Автор старается выразить основы религиозных и культурных традиций евреев.
Личный пессимистический взгляд на жизнь Либескинд, произведения которого можно увидеть по всему миру, транслирует в своем творчестве. Он отражает исторические вопросы, превращая архитектурное произведение в гуманистическое.
Средство коммуникации
Архитектура для него – искусство коммуникации. Но если здание молчит, то это означает лишь одно – его таким и создали. Такие конструкции сносят без зазрения совести. Многие люди думают, что жилой дом – это обычное здание, а, например, музей – архитектура. Творец с этим утверждением не согласен и считает, что любые объекты строятся для людей, которым должно быть приятно находиться внутри помещений. В этом твердо убежден Даниэль Либескинд.
Проекты выдающегося мэтра современности всегда вызывают пристальный интерес. Когда в производство запустили эксклюзивную серию частных домов, это стало главным событием, о котором говорили в мире архитектуры.
Жилой дом и арт-объект
Конструкции, построенные по экологическим стандартам, задуманы одновременно как обычное жилище и арт-объект. Сохранивший все признаки деконструктивизма, дом построен с учетом самых новых разработок и может легко собираться в короткие сроки.
Изготовленные по уникальным технологиям металлические панели, которыми облицовано здание, выглядят, как состарившийся материал. За ними скрывается специальная система, отапливающая помещение и подогревающая воду, а микроэлементы на фасадах генерируют электричество.
Сам дом полностью изготовлен из дерева, потому что автору важна экология и то, как себя чувствуют жильцы в созданном им творении. Даниэль Либескинд, подчеркивая особую связь человека с природой, предлагает людям защиту и безопасность в асимметричных зданиях.
Коммерческий успех
Конечно, такая недешевая вилла будет заявлять прежде всего о статусе ее владельца. Приобретают необычные дома коллекционеры и владельцы частных галерей, размещающие на огромной площади свои экспонаты.
Таким домам предрекают коммерческий успех, а культурная ценность постепенно становится брендом.
Интересные факты
- Архитектор Даниэль Либескинд спроектировал бетонную парту для будущей инсталляции, выпущенную серией в 30 экземпляров, создал стальное кресло и интересную люстру, хрустальные шахматы и настенные часы.
- Дебют архитектора стал его настоящим шедевром. Еврейский музей в Германии, построенный в 1993 году, явился тем самым проектом, после которого на гениального зодчего обрушилась слава. Трагедия народа, соединившаяся с деконструктивизмом, выразилась в необычном образе здания, напоминающем кусок согнутого металла.
- Большой победой Либескинда считается комплекс, возведенный на месте разрушенного в 2001 году Всемирного торгового центра. В Нью-Йорке, пережившем трагедию, реализовался новый образ мегаполиса, ставший мемориалом и символом новой жизни.
- В Милане на выставке 2015 года самой эффектной конструкцией стал павильон, выполненный в виде огромного чешуйчатого красного дракона.
- Крупнейший проект Швейцарии – торгово-развлекательный комплекс, названный "новым чудом Берна". Внутри него архитектор создал имитацию города со всеми улицами и площадями.
- Даниэля приглашают преподавать и вести курсы по основам архитектуры. Кроме этого, он пишет философские произведения и мемуары.
- Главный партнер его студии – любимая жена Нина, а сын руководит офисом в Милане.
Основные приемы
«Архитектор обязан верить в будущее», – убежден Даниэль Либескинд, работы которого напоминают сложную головоломку. Изломы, асимметрия, противоречивые сочетания пространства и объема, диссонанс – это основные приемы мэтра, меняющие атмосферу существования человека.