Речь в этой статье пойдет про блок наружный. Внутренний блок кондиционера, как известно, располагается в помещении. Он является второй составляющей сплит-системы.
Принцип работы такого устройства, как наружный блок кондиционера, построен на поглощении тепла при испарении и выделении его при конденсации. Система, как правило, начинена фреоном. При работе агрегата на охлаждение жидкость начинает циркулировать по внутреннему блоку, после чего происходит ее испарение, а затем осаждение в наружной части.
Для обогревания помещения происходит испарение хладагента во внешнем модуле, и он оседает как конденсат внутри.
При помощи компрессора происходит переход теплоносителя из одного состояния в другое посредством создания разницы в давлении в аппарате. При этом системой электроэнергии переносится в три раза больше. Чем же в этом случае оснащаются кондиционеры? Наружные блоки сплит-систем дополняются внутренней конструкцией.
Конструктивные особенности наружного блока кондиционера
Для примера возьмем кондиционеры сплит, наружный блок которых состоит их нескольких деталей:
- Компрессор. В его функцию входит сжатие фреона и поддержание его движения по холодильному контуру. В основе компрессора могут быть поршень или спираль scroll-типа. Поршневые модели стоят не так дорого, но они обладают меньшей надежностью, в особенности при низких температурах наружного воздуха.
- Четырехходовый клапан, который монтируется в реверсивных моделях кондиционеров (режимы тепло и холод). В обогревающем режиме этим клапаном изменяется направление поступления фреона. При этом внутренний и наружный блоки как бы меняются своими функциями: внутренний блок обеспечивает обогревание, а наружный охлаждение.
- Управляющая плата. Эта деталь присутствует только в агрегатах инверторного типа. В других конфигурациях вся электроника размещена во внутреннем блоке, так как перепады температуры и влажности могут вывести из строя работу электронных составляющих.
- Вентилятор, который обеспечивает поступление воздушного потока, обдувающего конденсатор. В моделях дешевого сегмента он обладает одной скоростью вращения. Такой агрегат работает стабильно в едином диапазоне температур, поступающих снаружи. В дорогих моделях скорость вращения вентилятора рассчитана на широкий диапазон температур. Вентилятор, как правило, обладает 2—3 режимами скорости и плавностью их регуляции.
- Радиатор. Он обеспечивает охлаждение и конденсацию фреона. Продуваемый в конденсаторе воздушный поток подвергается нагреванию.
- Фильтр системы фреона. Деталь расположена перед входом компрессорного устройства и служит его защитой от медной крошки и иных мелких частиц, которые могут попасть в кондиционер при его монтаже. Если установка выполнена неквалифицированно, и в ходе работ в устройство попало излишнее количество грязи, то фильтр в этом случае окажется бессильным.
- Соединения на штуцерах. К ним подключены трубы из меди, которые служат соединениями наружного и внутреннего блоков.
- Быстросъемная крышка для защиты. Она закрывает соединения на штуцерах и клеммник. Последний используется для подключения электрических кабелей. В некоторых конфигурациях защитная крышка покрывает только клеммник, соединения на штуцерах при этом располагаются снаружи.
Установка сплит-системы
Ежегодно в в нашей стране приобретается множество бытовых настенных, потолочных и оконных сплит-систем. Крупные компании, помимо продаж агрегатов, предлагают услуги по их установке. Следует отметить, что у монтажа есть свои нюансы, несоблюдение которых приводит к сбою в работе агрегата.
Основные правила установки
Многие задаются вопросом о том, как установить наружный блок кондиционера правильно.
- Первый, главный момент. Наружный блок сплит-системы должен быть монтирован в наружной части жилища, которая обеспечит доступ к радиатору охлаждения открытого воздуха. Это означает, что если блок установлен на застекленном балконе, владелец кондиционера должен убедиться в том, что там есть окно. Оно обеспечит поступление воздуха во время работы агрегата. Если же устройство будет подвергаться охлаждению в закрытом пространстве, то это приведет к его перегреванию. Пока функционирует новый датчик температур, он будет оповещать об автоматическом отключении кондиционера до момента охлаждения наружного блока. При высокой температуре устройство сможет функционировать только на протяжении 5 минут, и ему потребуется полчаса, чтобы остыть в выключенном состоянии. Если температурный датчик выйдет из строя, то наружный блок просто перегреется и сгорит. Ремонт агрегата в этом случае обойдется недешево. Иногда даже выгодней купить новый кондиционер.
- Второй существенный момент. Для осуществления диагностики сплит-системы также существует необходимость заправки устройства хладагентом. Мастер при сервисном обслуживании должен иметь беспрепятственный доступ к клапанам, которые располагаются сбоку наружного блока (как правило, с левой стороны). Клапаны закрыты пластиковыми колпаками. Если дотянуться до клапанов будет невозможно, то вам придется вызывать профессионального альпиниста.
- Наружный блок кондиционера не должен работать шумно ночью. Максимально допустимый показатель составляет 32 дБ.
- Следует организовать оптимальный отвод конденсата, чтобы он не попадал на стены здания, козырек подъезда и прохожих.
- Обязательно берется в учет крепость стен. Стена должна выдержать груз в несколько десятков килограмм. Противопоказано крепление агрегата к стенам на основе газобетона, к внешней облицовке жилища и утеплительному слою.
- Кронштейнам с блоком должно быть обеспечено максимально надежное основание и крепление.
- Во избежание перегревания компрессорного устройства, минимальный показатель расстояния от стены до наружного блока должен составлять не менее 10 см. Ничего не должно препятствовать нормальному обдуванию.
- Категорически не допускается большое количество изгибов трубопровода из меди, так как заломы мешают полноценному перекачиванию фреона компрессором.
- Максимальный показатель длины трубопровода между модулями сплит-системы не должен быть выше длины, заданной производителем. В противном случае уровень эффективности работы заметно снижается.
- Не допускается прямое попадание солнечных лучей на заднюю часть агрегата. Поэтому не должно быть очень большого расстояния от наружной стены до внешнего блока.
- Желательно обеспечить защиту от проникновения влаги.
Соблюдение при монтаже всех существующих правил позволит функционировать агрегату продолжительное время без сбоев.
Выбор места размещения наружного блока
При стандартном монтаже наружный блок кондиционера закрепляется под окном немного ниже уровня подоконника или же сбоку от окна, при этом не затрагивая территории квартиры соседей.
Также существуют и не совсем общепринятые варианты расположения внешнего устройства. Если позволяют допустимая длина трассы и перепад высот, то установка осуществляется на крыше или же в чердачном помещении.
Многие осуществляют монтаж наружных блоков кондиционеров на фасадной части балкона или лоджии. Можно установить и внутри них при условии отсутствия застекления.
Те, кто проживает в частных домах или же на первом этаже, зачастую устанавливают агрегат под лоджией, тем самым оберегая его от неблагоприятных воздействий осадков и не нарушая внешний облик строения.
С особым интересом следует отнестись к монтажу внешнего блока в подвальном помещении. Такой проект возможен при увеличенных размерах трассы и перепаде высот. Если в подвале имеется отопление, то кондиционер обеспечит не только охлаждение, но и прогревание в морозные дни.
С этой целью совсем необязательно прибегать к установке зимнего комплекта на прибор или же приобретать систему с широким диапазоном температур, так как наружный блок кондиционера, установленный в подвальном помещении, не будет подвержен воздействию очень низких температур. Главное в этом случае — обеспечение нормальной циркуляции воздуха во избежание перегревание теплообменника.
Летом в подвале прохладно, поэтому здесь имеется свой полюс. При данном положении работа внешнего модуля будет обладать высоким показателем КПД, так как воздух в подвале холоднее уличного.
На что следует крепить наружный блок
При установке наружный блок кондиционера должен быть обязательно закреплен. Стандартная форма крепления предполагает использование кронштейнов, которые состоят из двух сварных планок. Производятся они, как правило, из обыкновенного профиля с разным сечением. Они оснащены двумя отверстиями для крепления самого кондиционера. Такие элементы могут выдержать большие нагрузки, превышающие вес среднего блока в несколько раз.
Кондиционеры, расположенные на подставках
Установка наружных блоков кондиционеров на крыше, полу или же земле предполагает использование специальных подставок под наружный блок агрегата. Они произведены из металла, который покрывается порошковым напылением. К поверхности подставки крепятся посредством приварных отверстий (фасадный крепеж на рамках). Они обладают раздвижными планками, подгоняемыми под любой размер агрегата. Обычно подставка может вынести больше 250 кг, что составляет вес очень большого кондиционера промышленного назначения.
Ремонтные работы
Как правило, поломка наружного блока вызвана выходом из строя механики прибора или же его электронной системы.
В первую группу можно включить неисправности холодильного модуля, а во вторую — сбои в работе платы управления и нарушения в электрической цепи.
Поломки механического характера
К ним можно отнести следующие неисправности:
- наружный блок кондиционера промерз;
- появились нехарактерный для работы шум и вибрация;
- обдувание теплообменника происходит в недостаточной мере;
- на платах появились масляные подтеки.
Есть и другие причины обмерзания наружного модуля, причем это происходит не только в зимний период, но и летом.
В системе может содержаться избыточное количество хладагента, воздуха или влаги. Возможно, оказались забитыми капиллярные трубки или же прибор нуждается в профилактической очистке (заменяются фильтры, промываются панели обоих блоков, удаляется грязный налет с вентилятора и теплообменника).
Зачастую встречается неправильная длина трубопровода из меди. Также может наблюдаться нехватка или повышенное содержание фреона.
Неполадки в электронике
Не менее серьезная проблема — сбой в работе платы управления. Обычно о нем сигнализируют специальные коды и лампы на светодиодах. Они установлены на корпусе внутреннего блока.
При сгорании платы может начать дымиться наружный блок. Хотя такое явление, как правило, говорит о перегорании электрического двигателя, компрессора или же вентилятора. Если же наружный блок дымит при обогревании в зимний период, то это может быть сигналом не возгорания, а размораживания теплообменника. В этом случае за дым может быть принят пар.
Вне зависимости от степени сложности поломки, нужно сразу отключить прибор от электропитания и обратиться в сервис по ремонту.
Модели наружных блоков
Модели наружных блоков представлены разными фирмами. В сегменте имеются устройства различных размеров и мощностей. Каждый агрегат обладает своими технологическими особенностями. Размер наружного блока кондиционера также может быть разным. Для примера рассмотрим две модели от разных фирм-производителей.
Модель Mitsubishi Electric MXZ-8B140VA
Наружный блок кондиционера Mitsubishi Electric MXZ-8B140VA произведен всемирно известной японской фирмой. Он предназначен для охлаждения и обогревания воздуха в помещениях, площадь которых составляет 140 кв. м. Это наружный модуль мультизональной системы кондиционера с регуляцией инверторного типа. Агрегат обладает высоким уровнем производительности.
Внутренние блоки в такой конфигурации работают в независимом друг от друга режиме, за исключением одновременного функционирования при охлаждении и обогреве.
Особенности системы
Наружный блок кондиционера Mitsubishi обладает:
- охлаждающим режимом;
- осушением;
- вентилированием воздуха;
- режимом на автоматической основе.
Наружный блок обладает современным элегантным дизайном.
Модуль может обслужить от 2 до 8 внутренних блоков различной конфигурации, которые составляют основу мультизональной сплит-системы.
Инверторная регуляция производительности служит гарантом быстрого выхода агрегата на нужный режим и последующего замедления скорости вращения компрессора. Это дает возможность экономить электроэнергию без ухудшения качества работы агрегата.
Аппарату присущ низкий уровень шума и вибрации. В нем использованы оптимизированные стабилизаторы, которые обеспечивают равномерное и плавное распределение воздушных масс. Это позволяет свести на нет соприкосновение воздуха с вентилятором, и, следовательно, добиться снижения шума при работе.
Кондиционер отличается высоким уровнем эффективности при работе в режиме охлаждения. Эта функция применима для особенных условий пользования. Например, для охлаждения помещения зимой.
Основным показателем агрегата является его высокий уровень энергоэффективности, достигаемый плавной регуляцией работы теплообменника.
Модель наружного блока от производителя Daikin
Наружный блок кондиционера Daikin зарекомендовал себя на рынке как качественное устройство.
Он отличается следующими показателями:
- Наружный модуль Daikin RXYQ-T обладает особой схемой управления температуры хладагента, что обеспечивает настройку VRV в индивидуальном порядке. Это обеспечивает максимальное удобство, а также повышает сезонную эффективность.
- Применение переменных показателей температуры хладагента дает возможность повысить сезонную эффективность до 28%.
- Высокий уровень комфорта, отсутствие холодных сквозняков при низкой температуре воздуха на выходе обеспечивается благодаря применению переменной температуры хладагента и технологии инвертора.
- Конфигурационное устройство VRV осуществляет точные настройки и ввод в эксплуатацию.
- Интегрированная схема в системе регуляции температуры в помещении обеспечивает поступление свежего воздуха. Также систему отличает очень простая установка, автоматическая заправка и тестирование.
- Наличие дисплея на наружном блоке позволяет получить информацию о возможных сбоях в работе агрегата, проверить его параметры и функциональность.
- Высокий показатель статичного давления дает возможность монтировать наружный блок в помещении.
- Широкий сегмент наружных агрегатов делает возможным подключение стильных блоков бытовой серии Daikin Emura, Nexura и др.
- Гибкость установки системы обеспечивается длиной трасс (максимальный показатель суммы до 1000 м).
- Перепад высот между внутренними модулями повышен до 30 м, что делает область применения агрегата более широким.
- Система вводится в эксплуатацию поэтапно.