У каждого народа есть свои традиции и обычаи. Предметы быта музыкальные инструменты, одежда, пища имеют свой национальный колорит. Поэтому многие из нас интересуются, как живут в других странах. В этой статье вы узнаете, какие бывают японские музыкальные инструменты.
Самый популярный
Страна восходящего солнца особая, непохожая на другие. Поэтому национальный японский музыкальный инструмент тоже необычный. Его называют сямисэн. Это японский щипковый музыкальный инструмент. Он имеет три струны, прикрепленные к деревянному каркасу, обтянутому шкурой кошки, змеи или собаки. Инструмент обтягивают с двух сторон. Длина его 100 сантиметров. Играют на сямисэне при помощи специального приспособления — плектра, заменившего ранее применявшийся медиатор. Исполнители, обладающие высоким мастерством, могут извлечь из этого инструмента особые звуки — савари. Кроме того, сямисэны отличаются друг от друга высотой тона и тембрами. Сказители и певцы аккомпанировали себе во время выступления, играя на этом инструменте. Появление этого инструмента относят к середине 16 века. На сямисэне играют в трех разных стилях. Миньё — исполнение народных песен. Катари-моно — подыгрывание сказителю. Ута-моно — песенный стиль, используется для сопровождения театральных представлений Кабуки. На сямисэне обязательно должны были уметь играть гейши в эпоху Токугава.
Почти гусли
Существуют и другие японские струнные музыкальные инструменты. Существует большая группа, объединенная одним названием — бива. Эти японские музыкальные инструменты изготавливают из древесины тутового дерева, а струны делают из шелка. Самые ранние упоминания о них встречаются в документах, относящихся к VIII веку. Есть несколько разновидностей этих инструментов. Они имеют вытянутый, миндалевидный корпус, струны, играют на них при помощи плектра. Но есть и ряд особенностей, позволяющий отличать их друг от друга. Это не только внешний вид, звучание, но и различное предназначение. Гакубива использовалась для того, чтобы создавать особую музыку — гагаку. Размер этого инструмента 122*41 см. Он имеет 4 струны. Поперек корпуса наклеивают широкую черную ленту из кожи. Она предохраняет его от ударов плектра. Для придворных оркестров применяли пятиструнный вариант. Но со временем его перестали использовать. Слепые монахи играли на четырехструнной мосо-биве. Для того чтобы подыгрывать во время «Сказания о доме Тара», брали специальную хайкэ-биву с 4 струнами и 5 ладами. Расширенным диапазоном обладает сацума-бива. Этот инструмент имеет 4 струны, 4 высоко поднятых лада, а для игры используется самый большой плектр. Чаще всего ее использовали в провинции Сацума в период Эдо. А во времена Мэйдзи играли на тикудзэн-бива. Он мог иметь 4 или 5 ладов, в зависимости от этого менялась манера игры.
Не просто музыка
Японские народные музыкальные инструменты своим внешним видом напоминают барабан, флейту и гусли. Все барабаны в этой стране принято называть тайко, что в переводе означает большой барабан. Они появились в Японии в III-IV веке. Считается, что их родиной являются Корея и Китай. Японские барабаны подразделяют на две группы. Принадлежащие одной из них, можно настраивать, для этого имеются шнуры и винты. Их называют симэ-дайко. Относящиеся ко второй группе, — бё-дайко — имеют жесткую мембрану, закрепленную гвоздями, не позволяющую менять звучание инструмента. Корпуса инструментов выдалбливают из цельного куска твердой древесины. Барабаны участвуют при исполнении классической музыки, но и в народе широко распространены. В Японии считается, что игра на них развивает координацию, силу духа и дисциплинирует. Кроме того, игра на барабанах — это целое представление. Поэтому существуют музыкальные ансамбли, участники которых играют только на этих инструментах. Небольшой барабан в виде песочных часов называется цудзуми. Его настраивают при помощи шнуров, которые пропускают через мембраны с двух сторон. Мембраны при игре должны быть влажные, это обеспечивает лучшее звучание.
Японская дудочка
Флейта из бамбука под названием сякухати также пришла в Японию из Китая. Ее название точно характеризует ее длину. «Сяку» — фут, а «хати» — восемь. По нашим меркам 54,5 сантиметров. Со временем ее научились изготавливать и в этой стране. На сегодняшний день эти японские музыкальные инструменты широко распространены. Всего их существует около 20 видов. Эта флейта является любимицей народа за красоту звучания и простоту изготовления. Оригинальные звуки, которые извлекают из нее музыканты, часто используются для написания музыки для медитации.
Необычная красота
Японские музыкальные инструменты, напоминающие гусли — это кото. Они были завезены в Японию в первом тысячелетии. Играли на кото в императорском дворце. Все аристократы должны были владеть им. Поэтому игра на кото входила в образовательную программу элитных слоев общества. Для того чтобы извлечь звук из этого инструмента, музыкант использует накладные ногти. Один для большого, второй для указательного и третий для среднего пальца правой руки. Предварительно при помощи мостов настраиваются лады. Существует два вида кото. На большом — длиной 1,8-2 метра,— имеющем 1 и более струн, используют для игры в оркестре. Он называется «со». Для сольно инструмента выбирают кото поменьше, длиной 1 метр с семью струнами. Самое популярное музыкальное произведение для этого инструмента — это «Рокудан-но сирабэ», написанное слепым Яцухаси Кэнге в XVII веке.
Родственник гобоя
Какие же еще бывают японские музыкальные инструменты? Духовой — хитирик. Этот инструмент считается прародителем гобоя. Его изготавливают из бамбука и украшают корой вишневого дерева. Он имеет небольшой размер и диапазон звучания всего в одну октаву. Внешне хитирик напоминает флейту. На корпусе имеются отверстия, для извлечения звука, а также кольцо для регулировки тона и громкости.
А есть в Японии необычный музыкальный инструмент, на котором может сыграть каждый желающий. При этом необязательно обладать музыкальным слухом. Произойдет это само собой, когда вы будете мыть руки. Речь идет о суйкинкуцу.
Подземная мелодия
В переводе это слово означает «пещера водного кото». Раньше такие приспособления устраивали на родниках, но в современном мире их можно найти в парках, в магазинах, в жилых помещениях. Японцы любят звуки суйкинкуцу и хотя звуки извлекает не человек, а природа, но настраивают его все равно люди. Он представляет собой зарытый в землю кувшин, перевернутый кверху дном. Вода проникает в кувшин через отверстие в донышке, рождая незамысловатые мелодии. Лучше всего подходят керамические кувшины, хотя используют и металлические. Те, кто впервые слышит звуки, исходящие из-под земли, бывают поражены, когда узнают, как на самом деле устроен этот инструмент.
Япония — это необычная страна. Поэтому и японские музыкальные инструменты, фото которых представлены в статье, отличаются оригинальностью. Конечно, лучше всего не рассматривать изображения, а услышать, как они звучат.