В наш век на смену бумажной книге приходит электронная. Компактный планшет с целой библиотекой внутри вытесняет с полок пыльные фолианты. Тексты на бумаге остаются привилегией коллекционеров и любителей ретро. Однако ни одна электронная книга не сравнится с печатной, если последняя снабжена талантливыми иллюстрациями. Именно такие рисунки создает художник Игорь Олейников. Книги, над которыми он работал, хочется брать в руки, листать, рассматривать, любоваться и выделять им самое почетное место на полке.
Игорь Олейников: биография
Художник родился в январе 1954 года в подмосковных Люберцах. С детства он увлекался рисованием, и тому была причина. Его мама работала художницей по коврам, ее работы и сейчас можно увидеть в кремлевских залах. Однако в художественный институт Олейников поступать не стал, а предпочел ему Институт химического машиностроения. Три года после выпуска он проработал в институте «Гипрокаучук», но любовь к рисованию взяла свое. В 1979 году Игорь Юльевич пришел на студию «Союзмультфильм» в качестве помощника художника-постановщика. Классического художественного образования Олейников так и не получил. Сначала он гордился этим, потом жалел. Как бы то ни было, основы ремесла иллюстратор постигал на практике. Своими первыми учителями он называет художников «Союзмультфильма».
Параллельно с мультипликацией, с 1986 года Олейников сотрудничает со многими детскими журналами: «Колобок и два жирафа», «Спокойной ночи, малыши!», «Миша», «Трамвай» и другими.
В 2000 годах художник начинает работу с зарубежными издательствами: американскими, бельгийскими, итальянскими, корейскими, швейцарскими, японскими. Он активно участвует в выставках книжной иллюстрации по всему миру и занимает призовые места.
Разумеется, и с российскими издательствами сотрудничает художник Игорь Олейников. Иллюстрации его работы радуют читателей «Махаона», «Росмэна», «Азбуки», «Акварели» и многих других.
Анимационные работы
Почти тридцать лет жизни отдал Игорь Олейников анимации. Но и работа на «Союзмультфильме», в свою очередь, многое дала ему как художнику. Олейников считается непревзойденным мастером динамичной композиции. Сам иллюстратор говорит, что каждый рисунок к книге он видит как кадр из фильма и всегда точно знает, что было до него и что будет после. Однако он предпочел работу с печатными изданиями, так как это предоставляет художнику большую свободу.
В 80-х годах Игорь Олейников принимал участие в создании мультфильмов «Тайна третьей планеты», «Сказка о царе Салтане», «Халиф-аист», «Сказка о глупом муже», «Сапожник и русалка». В 90-х годах он работает на ВВС «Кристмас Филмз», где ставит мультфильм по мотивам «Волшебной флейты» Моцарта и «Иону». В начале 2000 годов работает над мультфильмом «Подна и Подни», полнометражным фильмом «Щелкунчик». С 2004 года сотрудничает со студией «Солнечный дом», где принимает участие в создании фильма «Князь Владимир».
Соловей
Книга с рисунками Олейникова к сказке Андерсена «Соловей» была выпущена в 2006 году тайваньским издательством. Это был один из первых его крупных успехов на поприще книжной иллюстрации. Художник вспоминал, что руководство дало карт-бланш и возможность воплотить любые фантазии. Все выиграли от этого: задумчивые иллюстрации с большим количеством воздуха, света, тумана, стилизованные под восточный колорит, но не буквально им продиктованные, как нельзя лучше подошли к задумчивому неспешному ритму сказки. В 2010 году книга вышла в России пол названием «Император и соловей».
Джек и бобовый стебель
Иллюстрации к английской сказке были выполнены, в качестве эксперимента, маслом (как правило, художник работает гуашью и сухой кистью). Художник не скрывает, что в рисунках выражает свое отношение к героям произведений. Так, про Джека, главного героя сказки, он говорил, что тот самый отъявленный негодяй: сверху донизу обчистил доверчивых хлебосольных великанов ни за что ни про что и зажил припеваючи. Показалось мало – вернулся еще раз, а потом еще. Хозяина убил, что стало с беременной гостеприимной хозяйкой – неизвестно. Художник изобразил Джека похожим на паука: тонконогим, беззубым, головастым, да и просто неприятным типом.
Мышь Махалия идет в колледж
Не всегда издатели предоставляли художнику полную свободу. Американцы, предложившие проиллюстрировать книгу «Мышь Махалия идет в школу», дотошно объясняли свое видение произведения. С этими требовательными заказчиками приходилось согласовывать каждую деталь. Сама книга об «американской мечте»: мышонок мечтает поступить в Гарвард, упорно трудится и достигает своей цели. Иллюстрации получились интересными в композиционном плане. Маленький размер мышонка повлек за собой существенное смещение привычных ракурсов. В начале книги мышка кажется крошечной, а мир вокруг нее огромным. По мере покорения ею Гарварда, художник немного смещает точку зрения и кажется, что Махалия становится полноправным студентом, мало отличающимся от остальных.
Иллюстрации к стихам Хармса
Работа со стихотворным текстом удается художнику лучше всего. Удивительно чувствует настроение и ритм стихов Игорь Олейников. Иллюстрации к книге Хармса «Все бегут, летят и скачут» относят к числу его самых удачных работ. Лаконичные стихи не богаты деталями и всегда есть место для творческой мысли художника, огромный простор для полета фантазии. Олейников неоднократно говорил, что ему не удаются «красавицы» и образцово-показательные дети. Он никогда не станет иллюстрировать книгу о прекрасных принцессах, зато обаятельные сорванцы Хармса удались ему как нельзя лучше.
Иллюстрации к Бродскому
Работа со стихами продолжилась в иллюстрациях к произведениям Бродского: «Баллада о маленьком буксире», «Кто открыл Америку» и «Рабочая азбука». Кинематографичность Олейникова особенно видна в «Буксире». Неторопливо разворачивается повествование, где, как на кадрах кинопленки, сменяют друг друга страницы из жизни маленького Антея. В интервью художник сетовал на то, что стихотворение задало место действия: дважды в нем упоминается река Нева. Побывав в Петербурге один раз в школьном возрасте, Олейников не знал, как подступиться к образу города. Однако в конечном итоге со своей задачей он справился прекрасно.
На сегодняшний день Игорь Олейников проиллюстрировал множество книг, причем не только для детей младшего возраста. В списке его работ есть и «Король Артур», и «Аэлита» Алексея Толстого. Стиль художника безошибочно узнаваем. При этом серия работ к каждой книге уникальна и неповторима, снова и снова художник продолжает создавать уникальные миры.