Камерон Чарльз – шотландский архитектор, чей гений получил развитие и воплощение в творениях во времена Просвещения в эпоху Екатерины Великой в России. Он создал замечательные по красоте постройки в Царском Селе и Павловске.
Молодые годы архитектора
Точно не установлена дата его рождения. Предположительно это 1745–1746 год. И хотя он был шотландцем, и было бы логично предположить, что будущий архитектор появился на свет в Эдинбурге, но историки указывают Лондон как место его рождения. Его отец, подрядчик-строитель, хотел приучить сына к этому ремеслу и отдал его на обучение в «Компанию плотников». Но юношу привлекало совсем иное. Он обучался рисунку и гравировке и скоро стал отличным рисовальщиком и познакомился с архитектором Исааком Веаром, который увлек его изучением античных бань и работой над книгой о них.
Италия
После смерти Веара, когда молодому человеку исполнилось двадцать лет, Камерон Чарльз уехал в Рим, чтобы произвести точные измерения древнеримских терм, а затем исправить ошибки в работах Андреа Палладио, архитектора позднего Возрождения, и довести труд Веара до конца. На это потребовалось шесть лет. После чего вышел монументальный теоретический труд «Термы римлян» и на английском, и на французском языках. С ним ознакомилась Екатерина II и пришла в восторг. Тогда она пригласила архитектора, еще не построившего ни одного здания, но зато блестяще знавшего античность, в Россию.
В Российской империи
Камерон Чарльз прибыл в Россию в 1779 году. Он приехал из Англии через Данию в Кронштадт, а затем в Петербург, и поступил на службу, заключив трехлетнее соглашение на работу в стране, где ему суждено было прославиться.
Заменив пышное Елизаветинское барокко на легкий и строгий античный стиль, Камерон Чарльз доказал, что классицизм жизнеспособен и вдали от тех теплых и солнечных земель, где он был рожден на свет. Зодчий был честолюбивым, но суровым и мрачным человеком, который ставил между собой и людьми стену. В России, судя по описаниям, Чарльз Камерон не обзавелся близкими друзьями даже в английской диаспоре. Однако в 1784 году он женился на Кэтрин Буш. В браке у него родилась дочь Мэри.
Царское село
Императрица была увлечена античностью не меньше, чем приглашенный мастер, и мечтала увидеть в Царском Селе воссозданный дух древнего Рима. К Большому Екатерининскому дворцу была сделана пристройка в виде корпуса из двух этажей, на первом из которых находятся Холодные бани, а на втором – изумительные Агатовые комнаты.
Императрица не пожалела средств, и творец дал волю своему воображению и знаниям. Этот корпус выстроен в классическом стиле, который смешал греческие и римские мотивы, а внутри он отделан яшмой, мрамором, агатом, позолоченной бронзой. Здание снизу было как будто подточено временем. Но чем выше, тем чище оно становилось. Колонны были все более гладкими и сияющими. Второй ярус встал совершенно неподвластен времени. Он поражал взгляд современников. После каждой победы в турецкой войне Екатерина предполагала ставить памятник, соединяя древность и современность. Но этого мало. На втором этаже создает Висячий сад Чарльз Камерон. Царское село начинает преображаться. От Висячего сада к озеру ведет вновь выстроенная галерея с колоннадой. Ее завершает лестница, которую украшают скульптуры из бронзы. Этот ансамбль был начат в 1783 году и завершен через три года.
Интерьерные работы
В Большом Екатерининском дворце проводятся внутренние работы по преображению личных покоев императрицы и парадных апартаментов. Опочивальня с необыкновенными стеклянными колоннами, Диванная комната (иначе ее еще называют «табакеркой»), обложенная плитками из белого и синего стекла с подкладками из цветной фольги, Лионская гостиная, обои которой были шелковыми, Зеленая и Купольная столовые – это все шедевры, которые создал Чарльз Камерон. Работы по изменению интерьеров проводились в конце 80-х годов XVIII века. Эти произведения Камерона вдохновляют современных дизайнеров.
«Чарльз Камерон», салон
Крупная российско-британская галерея интерьера «Чарльз Камерон» расположена в центре Москвы на Большой Грузинской. Здесь могут создать и великолепное, удовлетворяющее самым высоким требованиям родовое гнездо, и произвести отделку квартиры. При работе внутри квартиры будут учтены все пожелания заказчика. В помещении столовой, например, можно выделить требуемые зоны. Ее интерьер можно планировать от самого начального этапа, закончив такими нюансами, как сервировка. Все будет иметь значение: мебель, свет, аксессуары, текстиль. Возможна также планировка и оформление холла – этой визитной карточки квартиры. Зеркала, консоли, свет – все будет эффектным и стильным. К мебели в холле предъявляются особые требования. Ее главная эстетическая функция – сформировать пространство. Холл обычно следует за небольшой прихожей и решается в общей стилистике квартиры или дома. Эта входная зона открывает вид на гостиную и объединяется с ней цветом, материалами и декоративными приемами. Так, его центром может стать классический комод, на который можно поместить бронзовые статуэтки, фигурки птиц или животных, вазы и шкатулки с инкрустацией.
Пол можно акцентировать мраморной розеткой. Вариантов очень много. Опытные дизайнеры сотрудничают с лучшими мировыми производителями, поэтому оригинальность, высокое мастерство, безупречный вкус будут присутствовать в его оформлении. Безусловно, свое высокое мастерство художники проявят и при разработке дизайна кухни, спальни, кабинета, библиотеки.
Современные требования к комфорту и удобству будут совмещены с классическими традициями. Специалисты галереи «Чарльз Камерон» дадут совет, как правильно выбрать квартиру в новостройке. Если же идет строительство отдельно стоящего дома, то в этой фирме можно узнать мнение о кровельных материалах. Фирма знает абсолютно каждую мелочь, которая касается строительства и благоустройства дома или квартиры. С 2013 года галерея работает не только в Москве, но и в Каннах. Она имеет уникальную Библиотеку каталогов и образцов, позволяющую решить любые задачи. Однако, обращаясь к современности и преемственности поколений, мы несколько отклонились от первоначальной темы – Чарльз Камерон – архитектор, создавший стиль классицизма в России.
Софийский собор в Царском селе
Возродить православие, изгнать турок из Константинополя, подарить внуку империю – это были мечты императрицы. В России в Крыму по мере его освобождения основывались города с греческими названиями – Севастополь, Симферополь. А у себя в Царском Селе она пожелала возвести храм, подобный Константинопольской Софии. Камерон не стал его копировать, но схожесть видна сразу.
Центральный купол будто парит над всем храмом, его изящность подчеркнута необычным цветом восьми колонн из черно-красного гранита. Он не слишком похож на привычные православные церкви, но современники приходили от него в восторг. Главное в нем – простота и гармония форм.
Работы в Павловске
В обширном пейзажном парке на крутом берегу речки Славянки вырос огромный дворец.
Он напоминает дворянский дом, очень гармоничный и видный с любой точки сада. К нему ведет аллея, и сбегаются дорожки свободной формы из разных мест парка. Здание отражается в речке, а неподалеку от дворца расположился Храм Дружбы. Он представляет собой округлую ротонду, которая окружена 16 колоннами и перекрыта плоским куполом. В центре купола находится круглое окно, которое освещает павильон. Она расположена на поляне, окруженной ажурными светлыми березами, тополями и кедрами, очень гармонично вписываясь в пейзаж. Здесь устраивались завтраки и ужины, а также концерты. И далее продолжает Чарльз Камерон постройки в Павловске.
Архитектурно-ландшафтные композиции
А на другом берегу речки напротив дворца белеет колоннада Аполлона. В полукруге дорических колонн, высеченных из известняка, стоит копия статуи Аполлона Бельведерского. Первоначальное сооружение было абсолютно круглым. Но в 1817 году во время грозы часть сооружения обрушилась. Вид стал исторически достоверным, и это прибавило ему живописности. Было решено не подвергать колоннаду реставрации, а оставить в таком виде.
В регулярной части парка был построен птичник, точнее, «Вольера», центральный зал которой соединялся с двумя небольшими павильонами по бокам.
Это сооружение являлось аллегорией, противопоставлением жизни и смерти. Между освещенных солнцем и увитых виноградом колонн порхают и распевают птицы, а в павильонах находятся урны, пеплохранительницы и подлинные античные надгробия, которые Мария Федоровна, жена Павла Петровича, собирала в Италии. Эта легкая, изящная и скромная постройка – одно из самых замечательных творений зодчего, проникнутая чувствительностью и умилением, которое так соответствовало духу XVIII века.
Великолепен и павильон Трех граций, который представляет собой крытую террасу, окруженную ионическими колоннами. Внутри находится скульптурная группа, высеченная из цельного куска мрамора. Площадка павильона окружена мраморной балюстрадой. С нее отрывается один из самых прекрасных видов на парк.
Последние годы жизни творца
После смерти Екатерины II в 1796 году непредсказуемый император Павел отказывает Камерону в заказах, и тот, будучи в опале, отправляется в Малороссию по приглашению гетмана Разумовского. У него в имении архитектор строит Батуринский дворец. Александр I вновь возвращает зодчего в столицу.
Умер Чарльз Камерон в Санкт-Петербурге в 1812 году. На этом мы заканчиваем описание жизни и работ, которые создал Чарльз Камерон. Биография показывает, что именно в России нашлось применение его творческому гению, совершенно новаторскому для своего времени.