Елизаветинское барокко в архитектуре Санкт-Петербурга: описание, черты и особенности

Елизаветинское барокко — архитектурный стиль, возникший во время правления императрицы Елизаветы Петровны. Расцвет его приходится на середину XVIII века. Архитектором, бывшим самым ярким представителем стиля, стал Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771). В честь него елизаветинское барокко нередко называют «растреллиевским».

Предшественник

Время правления Петра Первого внесло немало изменений в культурную жизнь страны. Новая столица застраивалась зданиями в стиле, тяготевшим к европейским канонам архитектуры. Это эпоха так называемого петровского барокко, вдохновленного немецкими, голландскими и шведскими образцами зодчества. Новый стиль практически полностью отошел от византийских традиций, пользовавшихся почетом и постоянно соблюдавшихся в русской архитектуре на протяжении многих веков. Да и барокко он называется весьма условно. Архитектура того периода практически не знала пышного декора, изначально свойственного стилю.

Петровское и елизаветинское барокко, пришедшее ему на смену, имеют несколько значительных отличий. Последнее вобрало в себя традиции московского зодчества конца XVII — начало XVIII вв., вернулось к крестово-купольной схеме построения храмов, луковичным и грушевидным декоративным покрытиям.

Особенности стиля

 петровское и елизаветинское барокко

Правление младшей дочери Петра Первого было отмечено ростом авторитета государственной власти, укреплением величия страны. Эта тенденция не могла не оказать влияние на архитектуру. Елизаветинское барокко в Санкт-Петербурге и за его пределами стало воплощением государственного могущества. Отметим несколько характерных черт этого стиля:

  • поразительное многообразие декоративных элементов;

  • пластичность и динамичность архитектурных форм;

  • контрастные цветовые сочетания во внешней отделке;

  • применение пилястр и трехчетвертных колонн;

  • зрелищность и обилие декоративных деталей во внутреннем убранстве;

  • возвращение к некоторым традициям древнерусского зодчества.

Маэстро стиля

Свои первые творения Растрелли создал в Курляндии для герцога Бирона. Затем он стал обер-архитектором Анны Иоановны и, наконец, Елизаветы. В начале 40-х годов XVIII века Растрелли побывал в Москве, где имел возможность познакомиться с образцами традиционного русского зодчества. Как отмечают искусствоведы, это небольшое путешествие повлияло на дальнейшее творчество мастера и, как следствие, на облик современного ему Петербурга.

Первым зданием, которое построил Растрелли по приказу императрицы, и с которого началась его слава, стал летний дворец. К сожалению, эта постройка не сохранилась, поскольку была деревянной. Затем с разной степенью вовлеченности он трудился над несколькими проектами:

  • Большой дворец в Петергофе (1747-1752);

  • Андреевский собор в Киеве (нарисовал эскиз здания в 1747);

  • перестройка царскосельского Екатерининского дворца (1752-1757).

Самое высокое здание в городе

елизаветинское барокко

Зимний дворец стал одним из последних творений Растрелли. Здание, где сегодня размещается Эрмитаж, и в наши дни демонстрирует елизаветинское барокко всем желающим. Строительство началось в 1754 году. Площадь дворца составляла 60 тысяч квадратных метров и вмещала 1500 комнат. Здание было самым высоким среди всех жилых построек в городе. Об этом позаботилась императрица, выпустив указ, запретивший возводить более высокие дома. Причем объяснялось это не прихотью государыни, а тем, что Растрелли высчитал идеальные пропорции здания относительно средней ширины Невы. Впрочем, подробности его находки до сих пор известны не стали и исследователи однозначно говорят, что этот факт был не более чем выдумкой. Однако указ неукоснительно соблюдался.

Незабываемая красота

елизаветинское барокко в санкт петербурге

Завершалось строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II и без Растрелли: императрица отстранила его, отдав предпочтение Фельтену, Валлен-Деламоту, Ринальди и Бецкому. Здание претерпело несколько перестроек и реставраций, однако и сегодня можно увидеть детали, запланированные Растрелли и сотворенные под его руководством. Пышная отделка, характерная для всех вариантов стиля барокко, придает дворцу торжественный вид. Архитектура здания отличается особым ритмом, созданным колоннами, то разделенными значительным расстоянием, то собранным в подобие пучка, ризалитами (выступающими частями здания во всю его высоту), ступенчатыми углами.

Фасад, обращенный к Дворцовой площади, Растрелли снабдил аркой. На ее создание архитектор вдохновился, когда занимался ремонтом дворца в Стрельне. Неоднократно сооружение перекрашивали. Первоначально основным цветом была теплая охра, отдельные элементы (ордера, декор) выделялись белой известкой. Сегодня стены дворца имеют изумрудный оттенок. Впервые такими они стали еще в начале Великой Отечественной войны.

Смольный собор

елизаветинское барокко в архитектуре санкт петербурга

Вершиной творчества Растрелли считается Смольный монастырь. Елизаветинское барокко в архитектуре этого здания блещет всем своим великолепием. Смольный собор, центральный элемент ансамбля, был заложен 30 октября 1748 года. Непосредственно руководил работами архитектор Христиан Кнобель, но автором проекта здания является Растрелли.

Собор украшен множеством декоративных элементов: люкарнами, дугообразными (лучковыми) фронтонами, ангелами и вазами. Изначально архитектор собирался построить здание по европейскому образцу — с одним куполом. Елизавета была не согласна с таким решением и настояла на пятиглавии, характерным для православных соборов. Однако именно храму принадлежит лишь один, самый большой купол. Он возвышается на барабане, имеет шлемовидную форму и увенчан луковичной главкой. Остальные четыре купола — это колокольни.

елизаветинское барокко черты

Собор визуально делится на две зоны. Одна включает фасад нижней части, всем своим видом напоминающий дворец. Вторая — вытянутое вверх пятиглавие — более легкая и своей архитектурой соответствующая привычному образу храма. Смольным собором восхищались многие современники Растрелли. Сегодня это одно из красивейших зданий, представляющих елизаветинское барокко в архитектуре Санкт-Петербурга. Он расположен на площади Растрелли в центральном районе города.

Творения Квасова

Над Екатерининским дворцом в Царском селе вместе с Растрелли трудились и другие архитекторы елизаветинского барокко: Андрей Васильевич Квасов и Савва Иванович Чевакинский. Современные искусствоведы признают первого автором Спаса на Сенной. Эта церковь была заложена в 1753 году. До наших дней она сохранилась только на фотографиях: в 1938 году ее закрыли, а в 1961 — взорвали. В позапрошлом веке авторство церкви приписывалось Растрелли, однако современные исследователи с этим не согласны.

елизаветинское барокко в архитектуре

Для братьев Разумовских Квасов создал дворцы в Козельце, Гостилицах и Знаменке (авторство последнего остается спорным). В 1748 году он отправился на Украину, где работал над проектами в стиле украинского барокко.

Савва Иванович Чевакинский

В Царском селе по проектам Чевакинского возвели два корпуса Екатерининского дворца, павильон «Монбижу», который до наших дней не сохранился, дома для служащих. Кроме того, архитектор принимал участие в создании павильона «Эрмитаж».

Чевакинский был главным архитектором флота. Он руководил строительством складов на острове «Новая Голландия» и разработал план застройки Кронштадта. Елизаветинское барокко в исполнении Чевакинского приобрело особые черты. Архитектор часто использовал пучки из трех колонн для декорирования углов, кованые балкончики и кронштейны с растительным узором.

Никольский морской собор

архитекторы елизаветинского барокко

Главное произведение Чевакинского — Никольский морской собор. Он располагается на Никольской площади Петербурга и является одним из самых красивых представителей елизаветинского барокко.

Строили собор с 1753 по 1762 год. В плане здание представляет собой крест. Основными декоративными элементами, украшающими Никольский собор, являются коринфские колонны, лепные наличники, широкий антаблемент и кованые решетки на балконах. Здание устремляется ввысь пятью золочеными куполами.

Елизаветинское барокко, черты которого рассмотрены в статье, перестало быть главенствующим стилем после смерти Елизаветы Петровны. Это архитектурное направление практически не распространилось на провинциальные города. Однако стиль отразился не только на творчестве петербургских мастеров. Елизаветинское барокко нашло воплощение в творениях московских архитекторов, в первую очередь Д. В. Ухтомского и И. Ф. Мичурина.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.