Философия не может иметь своего предмета. Она может иметь своим предметом что угодно. Но это «что угодно» – вопрос выбора. Ведь философия, как и мышление, далеко не безразлична. У философии нет своего предмета, но она далеко не безразлична к предмету. Наоборот! Если философ, избрав предмет, к нему безразличен, то ничего не получается. Просто неинтересно. Это для философа всегда в той или иной степени будет вопросом жизни и смерти. Стать философом или даже становиться им может только тот, кто некоторым образом есть «философ». Именно так говорил Александр Пятигорский («Философ сбежал», 2005 год).
На свет появился талант
30 января 1929 года в семье инженера появился на свет мальчик, который в последующем станет выдающейся фигурой в области философии. Его имя Александр Пятигорский.
Александр Михайлович окончил университет МГУ - кафедру философии - в 1951 году. После университета Пятигорский был учителем в средней школе, а затем, в 1956 году, начал преподавать в Институте востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН). Уже в 1962 году Александр Пятигорский получил степень кандидата философских наук благодаря своей диссертации об истории наиболее древней тамильской литературы. В 1963 году Пятигорский принимает приглашение Тартуского университета и участвует в исследованиях по семиологии. В 1973 году русский философ мигрировал из СССР в Германию. Спустя год Александр Михайлович переехал жить в Великобританию, где провел остаток своей жизни, занимаясь философией и религиоведением.
Александр Пятигорский – философ, объездивший много стран со своими лекциями, в которых обсуждались разные темы. В 2006 году он посетил Москву. В арсенале русского философа из Великобритании были темы, которые затронули политическую философию.
Свободный человек
Никто не знает, кем именно был Пятигорский. Его разносторонность впечатляла. Но главным направлением в религиоведении, которое его влекло, был буддизм. Нельзя конкретно сказать о том, что он сам был буддистом, но то, что эта философия была ему близка, – факт. Ему импонировало то, что люди этого вероисповедания принимают вещи такими, какие они есть, и отдают большую дань духовному, нежели материальному. Снявшись в фильме «Сбежавший философ», Пятигорский сказал: «Главное – не противиться… Дальше всего пошли те, которые не противились, то есть не создавали страшное поле ложной активности…» Тем самым он соглашался с тем, что спокойствие, которое присуще представителям буддийской веры, - наиболее правильное поведение человека в обыденном мире.Александр Пятигорский не любил высказываться узко, даже упоминал в своих лекциях о том, что многие слова он не любит, так как они «экономят мышление». Для него было чуждо серьёзное общение, и он позволял себе высказываться не просто остроумно, но и смешно, несмотря на всю серьёзность обсуждаемой темы.
«Быстро! Ни одного лишнего слова и ни одного лишнего взгляда», - именно с такой фразы начиналось общение легендарного философа с корреспондентами. Его лекции и интервью скорее напоминали разговоры с друзьями, нежели общение с человеком, который может объяснить глубокие вещи. Он был прост, но понимал и мог объяснить непростые вещи.
Ничто не может испортить истинного философствования
Александр Михайлович стал автором многих философских книг, он попробовал себя в прозе и даже написал романы. Человек, который обладал даром общения, принял решение выражать свои мысли в тексте, написанном на бумаге.В 1982 году Мераб Мамардашвили выпустил книгу под названием «Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке», соавтором которой выступил Александр Пятигорский. Книги, написанные русским философом в дальнейшем, стали изложением его индивидуальной, свободной мысли. Многие из книг получили широкий резонанс в литературном мире.
Будучи не только обычным философом и религиоведом, но и проявив себя в роли культуролога, историка, лингвиста и учёного-исследователя, «говорящий философ» запомнился тем, что был гениальным писателем.
Его книги затрагивали различные темы, которые хотелось бы обсуждать. Политика, внутренний мир человека, культура – всё это было описано простыми словами Пятигорского.
В книге «Что такое политическая философия» Александр Михайлович отвечает на вопрос: «Что такое политическая рефлексия и к чему приводит снижение её уровня?» Это издание характеризуется изобилием казусным и сюжетных линий, на которых строится политическое мышление.
«Свободного философа» всегда волновали вопросы, связанные с «путешествием» человека внутрь своей души и времени. На основе этого были написаны великие романы: «Философия одного переулка», «Вспомнишь странного человека», «Рассказы и сны».
Не забывая своего увлечения, которое стало предметом долголетнего изучения, писатель Пятигорский написал много книг, затрагивающих тему буддизма. Одна из таких книг - «Введение в изучение буддийской философии». Книга не акцентировала внимание на буддизме как на отдельной религии, скорее, она представляла это направление в виде образа жизни человека, отдельной культуры и искусства.
Простые высказывания
Александр Михайлович умел выражаться так, что его слова западали глубоко в разум человека, заставляя задуматься над каждой буквой сказанного. Лёгкая подача мыслей, которые доносит Александр Пятигорский, – цитаты его жизни. Именно вся жизнь «сбежавшего философа» запомнилась как глубокая идея существования.«Если ты, рыло, не думаешь, то ты только так и можешь, даже не поступать, а быть. У тебя не будет другого бытия», – фраза, которую произнёс Александр Пятигорский во время общения с Отаром Иоселиани в 2002 году.
Каждая лекция, которую проводил философ, запоминалась тем, что в ней присутствовал тонкий юмор, облегчающий и разряжающий общую обстановку в аудитории. «Внутренней свободы нет вообще! Это даже не иллюзия! Это враньё!» - с этой фразы Пятигорский начал свою лекцию на тему «О внутренней свободе», проходящую в Российской экономической школе в 2007 году.
Он умер – но жив в памяти многих
В 2009 году в Великобритании известный и многими любимый человек Александр Михайлович Пятигорский скончался от сердечного приступа. Но его фраза о смерти, которая прозвучала в фильме «Философ сбежал», запомнится надолго: «Философ боится смерти, как и всякий другой человек, но полнота его философствования возможна только с включением в небо. Смерть… которая есть, конечно, в мышлении философа «о жизни», самое важное, что есть в жизни».