Монополизм — это такое состояние рынка, когда на нем существует единственный крупный производитель товара или поставщик услуги. Он практически полностью контролирует производство в своей сфере и может прямо влиять на цены. Монополист стремится сохранить доминирующее положение и достичь максимальной прибыли. С этой целью он не допускает на рынок конкурентов и навязывает свои условия лишенному выбора потребителю.
Признаки чистой монополии
О полной монополизации рынка какого-либо товара (услуги) или отрасли можно говорить при наступлении следующих условий:
- существует крупный игрок (компания, организация, союз производителей), на чью долю приходится значительная часть объема производства и сбыта;
- он имеет возможность управлять ценой товара путем изменения объема предложения;
- на рынке отсутствуют товары или услуги, которыми потребители смогли бы заменить то, что производит монополист;
- новые компании, которые смогли бы составить конкуренцию монополисту, в отрасли не появляются.
Таким образом, монополизм — это полное господство в отдельной сфере или на рынке отдельного товара крупной организации, навязывающей собственные правила игры потребителям. Сегодня, за редким исключением, такие «идеальные» монополии существуют лишь абстрактно. Ведь незаменимых товаров практически не существует, а недостаточное предложение на внутреннем рынке компенсируется за счет импорта. Поэтому в современных условиях о монополии говорят тогда, когда на рынке доминирует один или несколько крупных игроков, на чью долю приходится значительная часть объема производства.
Административный монополизм
Возникновение монополий в России тесным образом связано с действиями государства. Первые крупные объединения компаний возникли в конце XIX века с целью удовлетворения нужд страны в таких областях, как металлургия, машиностроение, транспорт и др. Явление, при котором создание и деятельность монополий контролируется государством, получило название административный (государственный) монополизм.
При этом правительство страны действует в двух направлениях. Во-первых, оно предоставляет некоторым производителям эксклюзивные права на ведение какой-либо деятельности, которая впоследствии становится монополизированной. Во-вторых, власть выстраивает четкую структуру государственных компаний. Создаются объединения предприятий, которые подотчетны государственным структурам — министерствам и ведомствам. Ярким примером такой системы являлся СССР, где административная монополия выражалась в доминировании властных структур и во владении государством средствами производства.
Естественные монополии
В тех сферах, где появление множества производителей невозможно, существует естественный монополизм. Это явление возникает вследствие владения компанией уникальным ресурсом — сырьем, оборудованием, авторским правом. Такой вид монополии также возникает в отраслях, где конкуренция теоретически возможна, но крайне нежелательна, поскольку при ее отсутствии спрос может быть удовлетворен более эффективно. В качестве примера естественных монополий можно привести железнодорожные и энергосбытовые компании, а также службы, организующие центральное водоснабжение.
Экономические монополии
Однако чаще всего монополии появляются вследствие объективных законов хозяйственного развития. Такой экономический монополизм можно назвать наиболее «честным» способом занять доминирующее положение на рынке. Достигается это двумя путями: концентрацией капитала либо его централизацией. В первом случае компания направляет часть своей прибыли на увеличение собственных масштабов, постепенно растет и побеждает в конкурентной борьбе. Второй путь — объединение бизнеса или поглощение более слабых соперников. Обычно экономические монополии в процессе своего становления используют оба этих способа.
Минусы монополизма
Критики монополий отмечают их негативное влияние на экономику отрасли, которое связано с отсутствием конкуренции. В этих условиях монополист может влиять на цену и обеспечивать себе максимальную прибыль. Другими словами, монополизм — это противоположность конкурентного рынка. В монополизированной отрасли наблюдаются следующие отрицательные явления:
- качество продукции не улучшается, поскольку у монополиста отсутствует стимул работать в этом направлении;
- увеличение прибыли компании достигается не за счет снижения затрат, а за счет манипуляции ценами;
- необходимость внедрять новые технологии и стимулировать научные изыскания также отсутствует;
- на рынке не появляются новые компании, которые могли бы создать рабочие места;
- эффективность использования производственных мощностей и труда постепенно падает.
Почему монополия — не всегда плохо?
Однако рыночный монополизм имеет некоторые позитивные черты, которые тоже нельзя отрицать. Сторонники монополий отмечают, что концентрация производства дает больше возможностей для экономии издержек. Это достигается за счет централизации некоторых вспомогательных служб — финансовых, снабженческих, сбытовых и других. Кроме того, только крупные компании могут позволить себе вкладывать средства в новые проекты и финансировать исследования, способствуя тем самым научно-техническому прогрессу.
Исторические примеры
Монополизм берет свое начало еще в древние времена, однако наиболее активное развитие этот процесс получил в XIX веке. Во второй его половине монополии начали оказывать существенное влияние на экономику и едва не стали угрозой конкуренции. На рубеже веков развитые рынки, в частности американский, накрыло волной слияний и поглощений. В этот период появились крупные монополисты, такие как General Motors и Standard Oil. В следующие пару десятков лет прошла еще одна волна образования монополий. К 1929 году, то есть к началу Великой депрессии, в США были монополизированы основные отрасли экономики. И хотя специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, почему развитая экономика страны погрузилась в кризис, очевидно, что монополизация сыграла в этом не самую последнюю роль.
Последствия монополизма
Итак, уроки истории говорят о том, что монополизм в экономике тормозит движение вперед. Преимущества укрупнения производства, о которых говорят защитники монополий, не являются решающими. Вследствие слабой конкуренции крупные компании или их объединения концентрируют в своих руках всю власть в той сфере, в которой они существуют. Со временем это приводит к тому, что управление монополией и использование ресурсов происходит неэффективно. К монополизму экономическому нередко добавляется политический, что способствует развитию коррупции и всячески разрушает основы рыночной экономики.
Меры борьбы
Одной из самых важных задач государства в плане развития экономики является регулирование монополизма. Оно осуществляется как посредством прямого воздействия на компании через механизм антимонопольного законодательства, так и через создание условий для развития здоровой конкуренции. Государство контролирует концентрацию капитала — отслеживает процессы поглощения и слияния компаний, а также осуществляет контроль над уже сформированными монополиями. Кроме того, разрабатываются законы, защищающие права малых и средних компаний, а также меры финансовой поддержки — налоговые льготы, доступные кредиты и прочее.
Как было сказано выше, создание экономических монополий является естественным процессом, поскольку наиболее успешная компания постепенно растет и завоевывает рынок. В странах с развитой экономикой преобладает олигополия — это тип производства, при котором большая часть объема рынка принадлежит ограниченному числу производителей. Антимонопольная политика государства осуществляется в том числе путем защиты олигополии. Этот вариант считается более приемлемым перед монополией, поскольку обеспечивает некий баланс «конкуренция — монополизм».
В современной экономической науке монополизм считается негативным фактором, и правительства государств держат этот процесс под контролем. Антимонопольная политика разных стран несколько отличается, поскольку каждая национальная экономика имеет свои характерные особенности. Однако в любом случае антимонопольные меры должны быть направлены на то, чтобы на рынке присутствовали производители, которые смогут обеспечить высокое качество продукции при справедливой цене и достаточно широком ассортименте.