Объединение предприятий. Ассоциации и союзы. Типы объединения предприятий

Объединение предприятий, как полагают многие современные аналитики - это глобальный тренд. Есть мнение, что в ближайшие десятилетия большинство компаний мира (которые в совокупном объеме будут давать порядка 70-75 % ВВП планеты) консолидируется в рамках всего лишь нескольких сотен транснациональных холдингов. Российский бизнес этот тренд, как считают экономисты, также затронет.

Объединение предприятий

Есть два основных механизма, в рамках которых может происходить объединение предприятий. В рамках первого речь может идти об изменениях юридического статуса компании, которые возникают вследствие слияний или поглощений. Контрольный пакет акций или преобладающая доля в уставном капитале в этом случае переходит от одной группы лиц к другим, также может поменяться название бренда (а иногда и отрасль), где ведет деятельность фирма. Самые распространенные сегодня виды объединений предприятий данной категории - концерны и холдинги. В числе устаревших, но имевших большое для России историческое значение - тресты, картели и синдикаты.

Другой механизм, который также подходит под понятие "объединение предприятий", в свою очередь не связан с изменением их юридического статуса. Он подразумевает консолидацию ассоциативного типа - с целью обмена предпринимателями или государственными менеджерами (если речь идет о госкомпаниях) опытом, совместного решения актуальных задач, освоения новых перспектив посредством объединения знаний и ресурсов. Основные виды объединений предприятий такого типа сегодня - это ассоциации и союзы.

Прежде чем изучить особенности каждого из механизмов консолидации компаний, изучим аспект, отражающий собственно целесообразность центростремительных трендов, о которых идет речь.

Зачем объединяются предприятия?

В среде экономистов есть мнение, что малые предприятия так или иначе расширяют свое присутствие на рынке. В какой-то момент компания достигает в своем развитии уровня, когда дальнейшее расширение бизнеса возможно либо только за счет поглощения других бизнесов (чаще всего конкурентов), либо посредством объединения с ними в тех или иных формах. Конечно, возможен и очень вероятен вариант, когда будет поглощен, в свою очередь, сам бизнес.

Концерн примеры

В среднем, компания работает порядка 3-5 лет, прежде чем встает вопрос о процедурах объединения. Необходимость в консолидации может возникнуть также и в силу рыночных обстоятельств. Как правило, такое положение дел характерно для периодов кризисов (как экономической, так и политической природы).

Преимущества объединения

Объединение предприятий - процесс, которое в большинстве случаев идет на пользу каждому из субъектов, в нем участвующих. Главные преимущества консолидации бизнесов могут проявляться в следующем.

Во-первых, компании, объединившись, как правило, формируют некую общность баз данных: клиентов, поставщиков, партнеров. Это почти всегда увеличивает выручку каждой из фирм, составляющих объединение.

Во-вторых, компании, как правило, фиксируют снижение издержек по многим направлениям - к примеру, во взаимоотношениях с теми же поставщиками. Часто бывает, что фирма, получив в распоряжение новых контрагентов, обнаруживает, что поставляемые ими товары или услуги дешевле, чем получаемые со стороны предыдущих партнеров. Также обычно снижаются издержки, связанные с позиционированием бренда, рекламой.

В-третьих, фирмы объединяют не только информацию, но также и финансовые ресурсы. Это позволяет, прежде всего, рассчитывать на привлечение в штат более квалифицированных специалистов. Кадры - важнейшая составляющая успеха любого бизнеса. Аналогично, больше финансовых возможностей - лучше оборудование. Это особенно важно, когда идет объединение промышленных предприятий - главное их конкурентное преимущество заключается в используемых при выпуске продукции технологиях.

Мы узнали о том, зачем бизнесам нужна консолидация. Теперь в подробностях рассмотрим формы объединения предприятий, которые мы определили как наиболее распространенные в России.

Концерны

Начнем с концернов. Данный вид консолидации бизнесов подразумевает достаточно большую самостоятельность участников. Как правило, взаимодействие компаний ограничивается обменом технологиями (патентами, лицензиями), в некоторых случаях унифицируются механизмы финансового управления.

Концерн может являть собой как объединение предприятий одной отрасли, так и консолидацию в рамках фирм, ведущих деятельность в достаточно непохожих сегментах. Но как правило, его участники все же как-то взаимосвязаны. Например, в рамках концерна могут объединяться компании в одной производственной цепочке - поставщики сырья, перерабатывающие его заводы, а также фабрики, выпускающие конечный продукт.

Формы объединения предприятий

Как правило, компании, формирующие концерн (примеры из российского бизнеса во многом это подтверждают), остаются юридически самостоятельными. Контрольный пакет акций каждого или преобладающая доля в уставном капитале обычно не принадлежит головной структуре. И в этом главное отличие концернов от холдингов (их особенности мы рассмотрим чуть позже). Однако, как мы уже сказали выше, управление финансовыми потоками, а также стратегические решения в области менеджмента применяются на уровне высшего руководства объединения. В этом отношении юридическая самостоятельность компаний, как считают многие эксперты, может и не играть существенной роли с точки зрения развития фирм как отдельных бизнес-единиц.

Организации, входящие в один концерн, могут входить в такие типы объединения предприятий, как ассоциации или союзы. Это не отражается на их юридическом статусе и механизмах управления. Но они не имеют права быть частью других концернов. Иначе возможны расхождения со стратегическими приоритетами консолидированной бизнес-структуры.

Концерны в России

Каким образом в России функционирует такой тип объединения как концерн? Примеры бизнесов, консолидирующихся в рамках этой формы, конечно, встречаются в РФ в очень большом количестве.

Есть, в частности, государственные отраслевые концерны. К таковым эксперты относят одну из крупнейших и самых известных в мире российских компаний - "Газпром". Часто бывает, что концерн - это объединение государственных предприятий оборонной отрасли.

Термин "концерн" в России и в мире

Возникает вопрос о том, имеет ли одинаковое значение термин "концерн" у нас в стране и за рубежом. Все зависит от конкретного государства. Рассмотрим несколько примеров. В частности, концернами в России принято называть такие компании, как Volkswagen, Siemens, Allianz. В свою очередь, в стране происхождения - Германии - эти организации именуются точно так же, Konzern. Если, в свою очередь, речь идет о таких компаниях, как General Motors, или Boeing, имеющих американскую прописку, то в России их тоже принято считать концернами. Но в США - нет. Там они называются "публичная компания".

Виды объединений предприятий

В некоторых случаях крупнейшие компании из США в России в среде российских СМИ или в специализированной литературе именуют концернами только лишь для того, чтобы ненароком не ввести читателя в заблуждение. Дело в том, что многие американские компании, к примеру, автомобилестроительный гигант Chrysler - это не что иное как "ООО" (по английски - Limited Liability Corporation). Российский обыватель ни за что не поверит, что "ООО" способно вырасти в такие масштабы: в нашем понимании это очень средняя фирма. Ему проще осознавать, что такое предприятие - концерн.

Холдинг

Как мы уже сказали выше, самые распространенные в России формы объединения предприятий представлены также холдингами. Этот тип консолидации бизнесов, как отмечают эксперты, очень близок концернам (более того, некоторыми экономистами и тот и другой термин отождествляются). Каковы отличительные особенности холдингов? И что, в свою очередь, общего, между ними и концернами?

Самый главный признак холиднга - в том, что он являет собой объединение организаций, предприятий при обязательном условии: сосредоточение во владении головной структуры контрольного пакета акций всех фирм. В то время как в концернах допускается (хотя и не всегда имеет место), что преобладающая доля в бизнесе принадлежит основателям фирмы или сторонним акционерам.

Ассоциации и союзы

По большинству признаков (цель создания, тип управления и т. д.) холдинги в целом очень близки к концернам. Они также могут являться объединениями в рамках одной или нескольких отраслей, быть консолидирующей структурой для бизнесов с точки зрения организации производственной цепочки. Так же как и в случае с концернами, предприятия, входящие в холдинг, как правило, обладают юридической самостоятельностью, ведут в целом независимую хозяйственную деятельность.

Но ключевые управленческие решения принимает все же головная структура. Ее основные компетенции заключаются в следующем.

Во-первых, она разрабатывает концептуальные основы развития всего объединения. Продумывает стратегию привлечения и распределения инвестиций и прибылей. Финансовый менеджмент, как считают многие эксперты - главная составляющая работы головной структуры холдинга. Средства могут распределяться в том числе и в рамках внутренних кредитов.

Во-вторых, головная структура холдинга, как правило, ответственна за ключевые управленческие решения на уровне менеджмента компаний, входящих в объединение.

В-третьих, материнская организация представляет интересы всех подочетных ей фирм в межотраслевом пространстве и на зарубежных рынках.

Во многих холдингах, к слову, есть ограничения на владение акциями головной структуры для компаний-участников объединения (так же как и для менеджеров и владельцев долей).

Рассмотрим теперь исторические формы объединения организаций, игравшие заметную роль в экономике Царской России и СССР.

Картели

Под картелем понимается структура, консолидирующая в себе бизнесы одной отрасли. Цель создания таких форм объединений - ведение совместной деятельности в аспекте сбыта (реже - производственных процессов). В рамках картелей компаниям, как правило, было проще продавать выпускаемые товары за счет договоренностей по ценам, квотам, использованию совместных с другими бизнесами каналов реализации. Компании, входящие в картели, сохраняли полную юридическую и хозяйственную независимость.

Синдикаты

Если деятельность компаний, консолидировавшихся в рамках картелей, сосредотачивалась на как таковых каналах сбыта (а не на производственной части), то предприниматели могли договориться о создании синдиката - единой для всех бизнесов структуры, ответственной за реализацию продукции по единым ценам и каналам.

Объединение союз

То есть функция отдельных фирм ограничивалась производством. Продажей занимался, как правило, исключительно созданный ими синдикат. В некоторых случаях сбытовая структура не создавалась отдельно, а формировалась на базе ресурсов одной из компаний, входящих в объединение.

Тресты

Если картели и синдикаты обычно создавались с целью оптимизации каналов реализации товара, то тресты - для того, чтобы консолидировать усилия как раз таки в рамках производственной части (но во многих случаях объединялись также и сбытовые подразделения). Объединения такого типа формировались бизнесами, не сохранявшими, в отличие от картелей и синдикатов, юридической и хозяйственной независимости. Создавалась, как правило, головная структура треста (примерно так, как в холдинге). Но были прецеденты, когда фирмы подписывали соглашения о слиянии и поглощениях. Обычно тресты подразумевали консолидацию всех производственных процессов, входящих в единую структуру фирм, а также ресурсов, к ним относящихся. Нередко участниками таких сообществ становились бизнесы из разных отраслей промышленности. В них, подобно тому, как это происходит в рассмотренных выше концернах, выстраивалась производственная цепочка. Как правило, в трестах имел место институт совместной собственности на те ресурсы, который задействовались в выпуске товаров (а также на готовую продукцию).

Картели и синдикаты при этом были в большей степени характерны для времен Царской России (когда институт частного предпринимательства существовал без существенных ограничений). Причем вторых было гораздо больше. Картели были, надо сказать, достаточно редким явлением. В СССР (до того момента, когда коммерческие отношения были запрещены) большей популярностью пользовались тресты.

Ассоциации и союзы

Рассмотрев актуальные и исторические формы консолидации компаний в рамках процессов слияний и поглощений, рассмотрим второй тип объединений бизнесов - ассоциации и союзы. Сразу отметим тот факт, что эти два термина, как правило, можно отождествлять. Просто "ассоциация" - это и значит "объединение", "союз", только на иностранный манер. Бизнесы сами определяют, как себя именовать в рамках консолидированной структуры.

Ассоциации и союзы - это объединения организаций (частных или государственных) не с целью консолидации финансовых и управленческих ресурсов, а для защиты интересов и взаимного координирования различных направлений работы. Практически всегда это структуры некоммерческого типа. То есть, если говорить о юридическом статусе - это, как правило, НКО. Фирмы, входящие в ассоциацию или союз, сохраняют абсолютную юридическую и хозяйственную независимость.

Объединение государственных предприятий

Масштаб такого рода организаций может быть очень разным. Например, Ассоциация рестораторов и хостельеров. На слуху у многих такое объединение - "Союз промышленников и предпринимателей". Есть и международные и политические структуры (цель создания которых - налаживание деловых связей). В числе таковых - Таможенный Союз.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
спасибо!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.