В детской психологии сегодня существует немалое количество методик по исследованию психических особенностей и навыков ребенка. Это касается в первую очередь его способности качественно и в нужном объеме усваивать информацию, получаемую в школе. Поэтому в настоящее время закономерным становится дошкольное психологическое обследование либо устранение проблем в начальной школе. Одним из популярных тестов является методика Пьерона-Рузера. Разберемся, в чем ее назначение и особенности.
Цель
Основной целью теста является проверка уровня концентрации внимания у ребенка. Уже в дошкольном возрасте важно определить, насколько он способен к обучению, и в случае низких показателей скорректировать и повысить результаты. Методика Пьерона-Рузера также помогает определить параметры внимания: его устойчивость, переключение и распределение - оценить нейродинамические особенности (темп работы, степень утомления и пресыщения). Примечательно, что по времени тест занимает всего несколько минут. При детской неусидчивости он дает максимально точный результат. Простая программа помогает психологу сформировать представление о качестве развития ребенка, элементарных графических навыках, зрительно-моторной координации.
Возрастной диапазон
Применяется методика Пьерона-Рузера для дошкольников и школьников начальных классов. Возрастной диапазон составляет 5-8 лет. Он зависит от степени легкости и доступности теста. Задание относится к категории элементарных и считается первой ступенью в психологическом исследовании параметров внимания у детей.
Инструкция
Тест Пьерона-Рузера не требует специального оборудования. Для проведения его потребуются лишь заранее подготовленный бланк, простой карандаш и секундомер. На бланке должны быть изображены четыре вида геометрических фигур. Они располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга в таблице 10 х 10.
Перед началом теста ребенку даются указания: предлагается построчно заполнить фигуры соответствующими значками (плюс, минус, точка). Четвертая фигура остается пустой. На выполнение задания отводится 60 секунд.
Важные моменты
Методика Пьерона-Рузера «Проставь значки» рассчитана на детей разного уровня подготовки. Так, малышам или детям с определенными психологическими нарушениями количество фигур уменьшают на 5-7 строк, а начертание плюса и минуса заменяют горизонтальной и вертикальной чертами. Также к общему бланку прилагается наглядный образец для синхронного развития визуальной и аудиальной памяти.
Секундомер используется психологом не только для определения завершения теста, но и для фиксации количества заполненных фигур за отмеренный временной интервал. Иногда на выполнение теста ребенку требуется больше положенной минуты. Также специалисту необходимо проследить, с какого момента испытуемый начинает заполнять фигуры по памяти, не опираясь на образец.
Методика Пьерона-Рузера рассчитана как на индивидуальное исследование, так и на групповое (5-7 человек). Однако при групповом подходе не удается отследить моменты включения памяти в процесс заполнения фигур. А следовательно, результат нельзя будет назвать абсолютным. Единственным разрешением такой ситуации может быть подключение ассистентов.
Анализ
После того как ребенок выполнит тест и будут зафиксированы ключевые критерии оценки, психолог может перейти к общему анализу работы. В этом процессе важно установить причины, которые обусловили результаты. К таковым методика Пьерона-Рузера относит готовность ребенка выполнить инструкцию, настройку его на быструю расстановку знаков в геометрических фигурах и внутреннюю ориентацию на безошибочное выполнение теста. Как показывает практика, показатели концентрации внимания могут оказаться ниже возможных ввиду желания испытуемого показать свои способности, стремления к максимальному результату. То есть в ребенке просыпается чувство конкуренции, характеризующееся волнением и поспешностью. Также следует учитывать состояние утомления, остроту зрения, наличие болезни. Все это тест Пьерона-Рузера называет причинами снижения концентрации внимания.
При анализе работы испытуемого следует использовать определенный алгоритм показателей:
- Способность ребенка соблюдать инструкцию (порядок выполнения действий).
- Целенаправленность заполнения тестового бланка.
- Параметры внимания (распределение, переключение, устойчивость). Ошибки в тесте не всегда указывают на характер распределения внимания, иногда они говорят об особенностях зрительного гнозиса (способность распознавания предметов, цветов, знаков, фигур и т. д.).
- Индекс правильности (т. е. подсчет правильно заполненных фигур по отношению к их общему числу). Для подсчета результатов используется специальная таблица.
- Темп заполнения теста (число фигур за 30 секунд, минуту).
- Количество ошибок за регистрируемые временные интервалы.
- Динамика и распределение количества ошибок в разных частях тестового бланка (в начале, конце, слева и справа).
- Мотивация деятельности (соревнование, игра, личное достижение).
Упражнения
Методика Пьерона-Рузера – тест на концентрацию внимания, результаты которого необходимы для психолога, чтобы спланировать дальнейшие действия в отношении конкретного ребенка. При получении низких результатов и определении психологических причин проблемы разумным продолжением является их устранение. Одними из популярных и эффективных способов для детей специалисты считают игры и упражнения на внимание, которые формируют и укрепляют необходимые навыки.
Основной массив их направлен на тренировку и контроль лучом внимания. К ним относятся упражнения «Линия» (последовательное соединение линией точек или просто ведение линии по определенной траектории), «Найди отличие», лабиринты, пазлы. Помимо визуального восприятия, могут быть задействованы слух и речь. Главное, чтобы упражнения на внимание, их выбор ориентировались на вкусы и интересы ребенка. Если он будет включен в процесс, то желаемые результаты будут достигнуты быстро. И напротив, при появлении скуки и ощущения монотонности ребенок будет чувствовать быстрое утомление, рассеянность. А сам процесс тренировки не даст положительных результатов.