Буало-Нарсежак: творческий тандем французских писателей. Пьер Буало и Тома Нарсежак. Лучшие произведения

За творческим дуэтом, свыше сорока лет удивлявшим читателей своими детективами, скрываются два французских писателя: Пьер Буало и Пьер Робер Эро. Как сложился их тандем? На паритетных ли правах творили оба писателя? Каковы их главные произведения? Что из их творчества переведено на русский язык? Какие фильмы по мотивам детективов Буало-Нарсежака выпущены на экраны? Какие книги оцифрованы и выложены в бесплатных виртуальных библиотеках? Обо всем этом читайте в данной статье.

Буало нарсежак

Биография Пьера Луи Буало

Будущий писатель родился в Париже 28 апреля 1909 года. Он получил неплохое образование и сначала занимался коммерцией. Несколько лет проработал на фабрике, производящей войлочные изделия. Потом «попробовал перо». Его литературный дебют состоялся в 1932 году. Журнал «Чтение для всех» опубликовал серию рассказов, связанных вместе одним главным героем – сыщиком Андре Брюнелем. Талант молодого писателя благосклонно оценили критики.

В 1934-м Буало выводит сыщика Брюнеля уже на страницах романа «Дрожащий Пьер». В том же году он пишет рассказ «Прогулка в полночь». К сожалению, перевод на русский язык этого произведения так и не состоялся. В 1938 году в 252-м выпуске сборника Le Masque был напечатан четвертый труд Пьера Буало – «Отдых Вакха». За это произведение автор удостоился приза на французском конкурсе приключенческих романов.

Пьер буало

Личная жизнь

Получив денежную премию, начинающий автор купил квартиру в Париже и осмелился сделать предложение руки и сердца юной секретарше, которая работала в редакции журнала, где печатался Буало. Личная жизнь писателя не такая бурная, как сюжеты его романов. Он счастливо прожил с супругой до самой своей смерти. Да и квартиру менять он тоже не собирался, а съехал с нее лишь в 1982 году, когда врачи прописали ему морской климат

. Когда премия была потрачена, Буало подрабатывал администратором в кабаре, принадлежавшем его кузине.

В первые же дни Второй мировой его призвали в армию. Рота, в которой служил Пьер Буало, в 1940-м попала в окружение, и писатель угодил в лагерь для военнопленных. Через два года он тяжело заболел, и по ходатайству Красного Креста его освободили. В Париже Буало излечился и, в свою очередь, принялся поддерживать других жертв войны в составе благотворительной организации «Национальная помощь».

После войны писатель вернулся к литературной деятельности. К концу сороковых он становится самым известным автором, творящим в жанре полицейского романа.

Тома нарсежак

Биография Пьера Робера Эро

В отличие от парижанина Буало, второй участник творческого тандема родился в провинции, в маленьком городке Рошфор-сюр-Мер на берегу Шаранты, недалеко от ее впадения в Бискайский залив. Писатель увидел свет третьего июля 1908 года. Творить детективные сюжеты он стал позже своего коллеги по тандему. Вначале Эро интересовался философией. Он окончил колледж и вплоть до конца сороковых годов работал профессором на кафедре университета. Но писал он и приключенческие романы, пародии на американские детективы. При этом взял себе творческий псевдоним Тома Нарсежак.

В числе философских работ Эро выпустил и труд под названием «Эстетика детективного жанра». В этой книге, опубликованной в 1947 году, содержалась критика литературных работ уже ставшего известным Пьера Буало. Тот прочел «Эстетику детективного жанра» и адресовал автору ответное письмо. Долгое время два члена творческого тандема общались удаленно.

Перевод на русский

Встреча и зарождение сотрудничества

Десять лет спустя после Буало, Пьер Робер Эро был удостоен премии на том же конкурсе за свой роман «Смерть в отъезде». Но если первый соавтор победил в номинации «Лучший детектив 1938 года», то Тома Нарсежак был отмечен особо. Он был назван автором, «мастерски владеющим техникой написания приключенческих произведений». На церемонию награждения специально приехал и Пьер Буало. Так два писателя наконец встретились.

Двух литераторов объединяло многое: любовь к романам с Арсеном Люпеном (главным героем Мориса Леблана), недовольство современным состоянием жанра французского детектива. И писатели решили создать творческий тендем, назвав его фамилией и псевдонимом - Буало-Нарсежак. Уже первый плод такой совместной работы – роман «Призрачная охота», выпущенный в 1951 году, – стал бестселлером. Авторы не остановились на достигнутом и продолжили сотрудничество.

Замкнутое пространство

Буало-Нарсежак: книги

Сорок один год, до смерти Пьера Буало 16 января 1989-го, существовал этот тандем. За это время авторы написали 37 повестей и романов. Они также «воскресили» грабителя-джентельмена Арсена Люпена и посвятили ему пять интересных книг. В соавторстве были созданы три сборника рассказов и шесть повестей для молодежи. Особенно следует упомянуть «Узурпацию личностей». В этом сборнике содержатся постмодернистские пастиши на А. Кристи, Конан Дойла, Э. Куина, Д. Сэйерс, Г. Честертона, Р. Стаута, Л. Чартериса и других мастеров жанра.

Перевод на русский язык большинства произведений творческого дуэта впервые был сделан в 2000 году, когда вышло полное собрание сочинений Буало-Нарсежака. В 11 томах были опубликованы уже известные романы и рассказы: «Та, которой не стало», «Среди мертвых», «Волчицы», «Вдовцы», «Дурной глаз», «Лица во тьме», «В заколдованном лесу» и многое другое. Кроме того, увидели свет на русском языке и такие книги, как «Брат Иуда», «Неприкасаемые», «Замкнутое пространство». Последнее произведение еще известно под названием «В тесном кругу». Это роман о двух талантливых сестрах, которые ненавидят друг друга. Они мстят изощрённо, в течение многих лет, с помощью подарков, способных свести с ума.

Буало нарсежак книги

Другие работы творческого тандема

Дуэт Буало-Нарсежак писал не одни лишь полицейские романы. Из-под пера соавторов вышло тщательнейшее и подробное исследование истории детективного жанра. Первое литературно-критическое эссе было выпущено в 1964 году под титулом «Полицейский роман». В 1975 году соавторы обновили и дополнили этот труд «Машиной, созданной в угоду читателям». В этих книгах-эссе не только прослеживается история и тенденции развития жанра полицейского романа. Соавторы поднимают проблему о том, что во второй половине двадцатого столетия, в эпоху постмодернизма, как никогда актуальным становится психологический детектив.

Под конец жизни обоих писателей, в 1986 году, они издали автобиографическую книгу «Тандем, или Тридцать пять лет «тревожной напряженности». В этом труде они приоткрывают завесу тайны над входом в свою «творческую кухню».

Тома Нарсежак пережил своего партнера по тандему на девять лет. Последняя совместная их работа - это роман «Солнце в руке», вышедший в 1989 году. После смерти Буало он издал еще несколько своих произведений. Умер Пьер Робер Эро в Ницце седьмого июня 1998 года, не дожив месяца до своего девяностолетия.

Буало нарсежак экранизации

Буало-Нарсежак: экранизации

Закрученный сюжет детективных романов, развитие событий, которое постоянно держит читателя в нервном напряжении, неожиданная развязка – всё это просто идеально для переложения книги в формат сценария. Растущая популярность тандема Буало-Нарсежак заинтересовала киношников. А многочисленные экранизации в век, когда не читают, а смотрят, прибавили славы соавторам. Но нужно отдать должное гениальности писателей. На литературный Олимп они пробирались своими силами.

«Та, которой не стало» - это первое совместное произведение авторов, перекочевавшее с бумажных страниц на широкий экран. Правда, режиссер Анри-Жорж Клузо изменил титул. Детективный фильм «Дьяволицы» вышел на экраны в начале 1955 года и завоевал премии им. Луи Деллюка и Эдгара Аллана.

Через два года Буало-Нарсежак дали согласие на экранизацию романа «Из мира мертвых». Режиссером фильма «Головокружение» стал такой мастер «ужасов», как Альфред Хичкок.

Характеристика творчества Буало-Нарсежака

Сейчас сдвоенная фамилия авторов уже служит маркой качественного детективного романа. Тандем стал классикой французской литературы двадцатого столетия. В чем же секрет популярности этого дуэта? Замкнутое пространство, в котором часто разворачивается действие в романах Буало-Нарсежака, сужает круг подозреваемых. Читателю все время кажется, что он близок к разгадке тайны, которая на самом деле оказывается сетью искусно расставленных ловушек. В автобиографической книге писатели раскрыли основы своего творческого процесса. Буало давал идею, «закручивал интригу», а Нарсежак прорабатывал мельчайшие детали и шлифовал стиль.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.