Кто такой земский староста?

Земский староста – оригинальная должность, которая стала известна на территории Руси, начиная с 16 века. Возникновение такого типа чиновников напрямую связано с реформой местного самоуправления. Дальнейшее развитие данных институтов закрепило права и обязанности земских старост, которые продолжали вести свою деятельность вплоть до 1917 года. Несмотря на все попытки либерализирвоать местные власти, они по-прежнему работали по-старинке. Почему так произошло? Попробуем разобраться.

Древняя Русь

Эта должность была известна еще со времен Киевской Руси. В то время земские старосты, они же княжеские холопы и верные слуги, назначались князем или его ближайшими сторонниками для осуществления руководства низшими сословиями. В законах Ярослава Мудрого упоминаются сельские и ратайные старосты. Первые занимались сельским населением княжеской вотчины, разбирали ссоры, тяжбы, собирали налоги. Вторые ведали земельными проблемами, спорами об общинных и вотчинных землях, разбирали имущественные неурядицы. Позднее институт старших перешел на территорию северо-восточных княжеств.

земский староста

Реформа Ивана Грозного

Долгое время губные и земские старосты назначались княжеским указом. По сути своей никакого влияния на местное население они не оказывали, а наезжали по методу татарских набегов: прискакали, собрали, увезли. Хотя именно им было поручено следить за порядком в самых отдаленных местах русских земель, обязанности свои они выполняли неохотно. Произвол и чудовищная коррупция царили повсюду, и не было на местных царьков ни управы, ни начальника. Понадобилась железная воля отдельного правителя, чтобы сломать существующую систему и выработать новый принцип функционирования местной администрации.

земские старосты при Иване Грозном

Во время правления Ивана Грозного возникла насущная необходимость полностью реорганизовать административную систему Российского государства. Общий свод законов, привязанный к этому политическому процессу, получил название реформ местного самоуправления. Основной причиной их возникновения стала необходимость упразднить так называемые кормления – архаичный пережиток давних времен, который давал право приезжим чиновникам жить с доходов (то есть кормиться) определенной области.

губные и земские старосты
Вместо натурального оброка была введена система финансирования, а денежные потоки напрямую контролировались государством.

Стоглавый собор

В 1551 году Стоглавый собор дал добро на внедрение уставной земской грамоты, согласно которой полностью ликвидировался институт наместников. Вместо назначенцев во всех уголках Российского государства стал на местах избираться земский староста. Царский указ от 1555 года повелевал аннулировать кормление и произвести выборы этих чиновников на местах. Сосредоточием местной власти стали Земские избы, которые олицетворяли исполнительную власть. Полностью реформировалась судейская и управленческая система, а земские старосты при Иване Грозном наделялись новыми правами и полномочиями.

Карьера земских старост

Преобразование местной власти полностью изменило профиль административной системы русского царства. Земский староста стал иметь широкий круг полномочий. В его ведении были поместные суды, разбиравшие не только гражданские дела, но и небольшие уголовные нарушения закона. Особо громкие уголовные преступления разбирались отдельно. Староста занимался проблемами тяглового населения, управлением низшими сословиями и сбором налогов. Основным видом налога стал «посошной откуп», который было обязано платить все взрослое мужское население страны. Этот сбор заменил устаревший наместничий. Деньги стали поступать напрямую в царскую казну, а уже оттуда выплачивалось содержание местных чиновников и заезжих ревизоров.

Земский староста стоял во главе Земской избы. Он занимался проблемами использования общинных земель, записями в тягло, сбором и распределением казенных налогов, выполнял другие поручения.

земские старосты назначались
Если по ряду причин губный староста не выполнял свои обязанности или не был избран, то и эти обязанности были в ведении главы Земской избы. В этом случае земский староста осуществлял надзор за общественной полиций, контролировал работу земских судеек, земских дьяков и подьячих, целовальников.

Выборность и контроль

Кандидат на эту замечательную должность избирался из числа наиболее влиятельных и обеспеченных местных жителей. При хорошем стечении обстоятельств им была уготована карьера столичных чиновников и бояр. Конечно, многие мелкие дворяне стремились сделать такую карьеру. Земский староста избирался на месте, а подчинялся непосредственно центральному приказу, в ведении которого находились близлежащие уезды. Период его полномочий длился от одного до двух лет. Одновременно с переизбранием пересматривался и весь штат Земской избы. Самым известным земским старостой был А. Минин.

губные и земские старосты назначались

В 1699 году Земские избы становятся похожи на местные советы небольших европейских городов. Земской староста стал бургомистром с существенным расширением круга своих обязанностей. Но в отдаленных местах Российской империи старая форма местной власти существовала и далее. Очередная реорганизация институтов местного самоуправления провелась в 1719 году.

Провинциальная реформа

Изменения центральной власти на протяжении двух веков (с 16 по 18 в.) носили периодический и несистемный характер. Петр Первый стремился придать дремучей российской администрации цивилизованный европейский вид. Разумеется, ни о какой самодостаточности европейских органов местного самоуправления речь не шла, скорее, об имитации шведской системы самоуправления, но фактически вся власть по-прежнему была сосредоточена в руках царских назначенцев. Губные и земские старосты вроде бы выбирались на местах, но для утверждения их в должности требовался отдельный указ царя.

земский староста избирался

Почему не вышло?

Городские управления реформировались по шведскому образцу, а вот сельские земские избы неохотно поддавались нововведениям. В первую очередь это было связано с отсутствием образованного населения и жесткими сословными ограничениями, не дававшими право занимать выборные должности тягловому сословию. Поэтому штат для новых органов местного самоуправления набирался из старых дьяков и подъячих, которые не умели и не могли реорганизовать свою работу по заданному образцу. Поэтому петровская реформа местного самоуправления не выполнила возложенных на нее задач, а стала лишь самодержавной декорацией существующих европейских свобод.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.