Диагноз психологический представляет собой результат деятельности специалиста, в ходе которой были выявлены особенности личности, их нынешнее состояние, а также прогнозы дальнейших возможных преобразований.
Определение понятия
Такое понятие, как "диагноз", используется достаточно широко не только в медицине, но и в других научных сферах. Дословно оно переводится как "распознавание". Что касается такого термина, как "диагноз психологический", то под ним подразумевают выявление проблем личностного характера, а также их явных и скрытых причин. При этом речь может идти не только об отклонениях или патологиях, но и о нормальных состояниях, которые также нуждаются в исследовании.
Постановка психологического диагноза может осуществляться по четырем основным направлениям, которые в свое время выделил известный ученый Рейкович:
- изучение, анализ и составление характеристики поведенческой деятельности;
- исследование психических процессов, которые отвечают за регулирование деятельности человека;
- диагностика механизмов протекания нервных реакций;
- изучение условий формирования психологических характеристик индивида.
Стоит отметить, что в психологии слово "диагноз" используется не так часто, как в других областях медицины. Это связано с тем, что эмоциональное состояние человека достаточно нестабильно и не всегда поддается доскональному изучению. Именно поэтому психологический диагноз зачастую носит приблизительный, описательный характер.
Если говорить о развернутом психологическом диагнозе, то он предполагает следующие моменты:
- первичное изучение общего состояния индивида и уровня его развития;
- изучение личности на предмет сбалансированности, а также выявление психологических особенностей;
- поиск проблем (не только осознаваемых самим пациентом, но и скрытых);
- определение отношения личности к выявленным проблемам;
- психологическая коррекция с учетом наличия или отсутствия у пациента выраженного адаптивного потенциала.
Основные ошибки психологической диагностики
Проблема психологического диагноза состоит в том, что установить его достаточно сложно. Специалисты довольно часто допускают следующие ошибки:
- невнимательное или искаженное наблюдение, в результате которого могут быть неверно истолкованы черты характера и форма их проявления;
- ошибки регистрации данных, чаще всего они связаны с пристрастным отношением к пациенту или же с субъективной оценкой терминов;
- инструментальные ошибки объясняются недостатком навыков в работе с техническими приспособлениями, а также неумением правильно интерпретировать полученные данные;
- постановка окончательного диагноза на основании первого впечатления без проведения дополнительных исследований;
- ошибка атрибуции состоит в том, что специалист может приписать испытуемому те черты характера, которые на самом деле не присущи ему;
- установление ложных причин отклонения от нормального состояния;
- стремление всюду использовать наработанные гипотезы, не желая работать над поиском новых решений;
- слишком осторожная формулировка диагноза.
Этапы деятельности психолога
Работа психолога с пациентом включает в себя следующие основные этапы:
- предварительная подготовка включает в себя установление контактов между больным и врачом, а также подбор методики работы;
- установление контакта с пациентом, а также мотивирование его к сотрудничеству (эта цель достигается путем создания дружелюбной и доверительной атмосферы);
- сбор данных о состоянии больного путем использования различных методик психологической диагностики;
- обработка полученных данных с последующей формулировкой диагноза и составлением прогноза дальнейшего развития состояния больного;
- разработка рекомендаций для нормализации состояния пациента;
- оформление медицинского заключения в установленной форме.
Психологическое заключение
Психологический диагноз, психологическое заключение - это похожие понятия, которые, тем не менее, нельзя отождествлять. Первый термин достаточно размытый и не так часто используется на практике. Если же говорить о психологическом заключении, то оно составляется в формализованном виде и может быть первичным, а также уточненным (итоговым).
Стоит отметить, что разделение заключений на первичные и уточненные достаточно условно. В психологической практике часто возникает необходимость в повторных исследованиях. Именно поэтому итоговое заключение может перейти в разряд первичного. Это связано с тем, что психологическое и эмоциональное состояние индивида подвержено постоянным колебаниям и является достаточно нестабильным.
Вполне допустимо писать психологическое заключение в свободной форме, но если говорить об общепринятой практике, то оно должно иметь приблизительно следующий вид:
- Общая часть:
- данные о пациенте;
- жалобы больного или лиц, сопровождающих его;
- данные анамнеза;
- описание специфических особенностей внешности и поведения;
- выявление степени сформированности регуляторных функций;
- развитие когнитивных характеристик;
- эмоционально-личностные проблемы и особенности межличностного общения.
- Специальная часть:
- сформулированный психологический диагноз;
- прогнозы дальнейшего развития ситуации;
- рекомендации по нормализации состояния.
Принципы психологического заключения
Психологические заключения устанавливаются на основе следующих принципов:
- документ не имеет стандартной формы написания, а потому составляется в соответствии с собственными теоретическими и практическими знаниями диагноста;
- основным из пунктов заключения является формулировка цели, с которой проводилось исследование;
- чтобы психологическое заключение имело практическую значимость, в нем непременно должны быть отражены отличительные свойства личности, которые могут считаться отклонением от нормального состояния;
- должна присутствовать ориентировка на конкретные действия, которые несут в себе корректирующую функцию;
- к заключению должны прилагаться исчерпывающие данные о проведенных исследованиях (бланки опросов и прочее);
- описания должны быть четкими и объективными.
Психологический диагноз и его виды
Стоит отметить, что разные специалисты и используют разные методы работы с пациентами. В связи с этим большой интерес представляет изучение таких вопросов, как психологический диагноз и его виды. Основными считаются следующие:
- Диагноз, основанный на констатации факта наличия того или иного признака. При этом психологические характеристики пациента оцениваются, исходя из заданного критерия, который считается нормой.
- Определение степени выраженности тех или иных характеристик. Довольно часто применяется при исследовании группы лиц на предмет наличия тех или иных характеристик.
Области применения результатов исследований
Психологический диагноз может найти свое применение в следующих областях деятельности человека:
- оптимизация обучающих и воспитательных процессов;
- работа в области профессионального обучения и профориентации;
- психотерапевтическая работа, которая направлена на устранение отклонений от нормального состояния;
- судебная практика (в зависимости от заключения специалиста может определяться мера наказания).
Основные способы постановки диагноза
Можно выделить следующие основные методы психологического диагноза:
- рисуночный метод - на основе изображения, начертанного испытуемым, делаются выводы о его состоянии;
- метод опроса - специальные бланки, после заполнения которых психолог может поставить соответствующий диагноз;
- социометрический метод используется с целью выявления закономерностей отношений в группе людей;
- биографический метод подразумевает изучение психологии человека на основе описания его жизни и реконструкции отдельных ключевых этапов;
- генетический метод - это постановка диагноза на основании исследования историй болезней ближайших родственников пациента;
- близнецовый метод направлен на то, чтобы выяснить природу психологических характеристик человека (являются они врожденными или же приобретенными в результате воздействия внешних факторов);
- математические методы позволяют обосновать и уточнить выдвинутую гипотезу.
Психологический диагноз по Выготскому
Одним из наиболее видных деятелей в области психологии считается Л. С. Выготский. Он уделял особое внимание таким понятиям, как "психологический диагноз" и "психологический прогноз". Исходя из его точки зрения, их содержание совпадает. Тем не менее, чтобы составить прогноз, необходимо изучить не только настоящее, но и прошлое состояние пациента, что позволит сформировать более-менее точную картину дальнейшего развития ситуации.
В соответствии с теорией Выготского, можно выделить следующие основные уровни психологического диагноза:
- эмпирический - констатация симптомов, на основании которых делается заключение;
- этиологический - состоит в выявлении причин возникновения того или иного состояния;
- типологический - это наивысший уровень диагностики, который подразумевает определение места выявленных отклонений в общей психологической картине личности.
Достижением Выготского стоит считать и введение такого термина, как "социальная ситуация развития". Это система отношений, которая устанавливается между личностью и окружающей ее средой.
Распространенные детские диагнозы
Можно выделить следующие частые психологические диагнозы детей:
- Расстройства привязанности - это страх разлуки как с близкими людьми, так и с дорогими вещами. Причиной может послужить недавняя потеря или же резкая смена обстановки. Проявляется в состоянии постоянной тревоги и замкнутости.
- Дизраптивные расстройства поведения, которые подразумевают чрезмерную активность и импульсивность. Дети с подобным диагнозом зачастую достаточно вспыльчивы и упрямы, а также чувствительны. При этом они стремятся командовать окружающими и отличаются чрезмерным стремлением получить желаемую вещь.
- Коммуникативные расстройства проявляются в затрудненном вербальном или невербальном выражении своих мыслей. Такие дети довольно часто характеризуются замедленной или невнятной речью, а также заиканием.
- Расстройства развития сопровождаются неконтролируемым поведением. Такие дети могут быть буйными и агрессивными, а также внезапно испытывать приступы гнева. Подобные расстройства сопровождаются нарушениями социальных и коммуникативных навыков.
- Физиологические расстройства подразумевают нарушения в системе питания, а также оправления естественных нужд. Они могут быть вызваны сильными стрессами или испугом.
- Расстройства настроения проявляются в виде угнетенности и апатичности. Также сюда относят и биполярные расстройства, которые сопровождаются маниакальными приступами, чрезмерным раздражением и возбуждением.
- Расстройства моторных знаков сопровождаются задержками в физическом развитии. Зачастую такие дети неуклюжи, долго учатся элементарным приемам (например, застегиванию пуговиц и так далее).
- Тикозные расстройства нередко имеют наследственный характер или же могут возникнуть в результате сильного стресса. Это непроизвольные и неритмичные движения различными частями тела. Зачастую при нормальной обстановке подобные проблемы проходят самостоятельно примерно к 7 годам.
Принципы постановки психологических диагнозов
Результатом работы специалиста с пациентом является психологический диагноз. Психодиагностике известны следующие основные принципы:
- комплексный подход подразумевает целостное исследование таких базовых сфер, как личность, поведение и интеллект;
- единство диагностики и коррекции;
- целостное изучение психических характеристик (во время исследования должно быть произведено выявление всех сфер психики);
- личностный подход подразумевает учет индивидуальных характеристик при постановке диагноза и назначении лечения;
- деятельностный подход состоит в том, что работа с пациентом должна осуществляться в контексте его сферы деятельности;
- принцип динамичности состоит в том, чтобы изучать не только актуальные характеристики, но и возможности дальнейшего их развития;
- сочетание индивидуального и коллегиального обследования состоит в возможности привлечения сторонних специалистов к установлению диагноза и лечению.
Рекомендации по работе с пациентами
Психологический диагноз - это сложная категория, а потому специалисты должны руководствоваться некоторыми правилами, взаимодействуя с клиентами:
- вырабатывая рекомендации для больного, стоит предлагать ему несколько альтернативных вариантов решения проблемы, чтобы он имел возможность выбора в зависимости от внешних обстоятельств;
- психолог не должен ограничиваться исключительно раздачей рекомендаций, а давать субъективную оценку каждому из советов;
- не стоит навязывать больному способ поведения, к которому склоняется психолог, - пациент должен иметь возможность самостоятельного выбора;
- психологическая консультация не должна ввергать пациента в зависимость от врача (по ее итогам больной должен получить навыки самостоятельной психокоррекции);
- клиент всегда должен иметь возможность повторно обратиться к специалисту, если он не может самостоятельно справиться с проблемой;
- психолог не должен завершать работу с пациентом до тех пор, пока не убедится в том, что тот правильно понял рекомендации и готов к самостоятельной деятельности.
Выводы
Понятие психологического диагноза подразумевает результат деятельности специалиста, которая была направлена на выявление отклонений в развитии личности, выработку рекомендаций и прогнозирование будущего состояния. Имеется в виду умение распознать проблемы личностного характера, а также причины их возникновения и прочие существенные моменты. Если говорить о направлениях диагностики, то она может заключаться в изучении поведенческой деятельности, а также психологических процессов, которые регулируют ее. Внимание уделяется механизмам, отвечающим за протекание нервных реакций, и условиям, в которых формируется психологический портрет.
Стоит отметить, что на данный момент уделяется огромное внимание такому вопросу, как психологический диагноз и его виды. Контрольная функция заключается в том, чтобы не допустить распространенных ошибок, которые часто допускают специалисты. Так, речь может идти в первую очередь о невнимательности к пациенту, ведь психологи нередко полагаются на свой предшествующий опыт. Также стоит отметить риск необъективного отношения к пациенту. Распространенная ошибка - это постановка диагноза на основании первого впечатления без проведения более глубокого анализа. Также стоит отметить вероятность использования шаблонных теоретических ситуаций без учета индивидуальных особенностей личности.
Такое понятие, как "диагноз", не настолько распространено в психологии, как "заключение". Несмотря на то что оно не имеет установленной формы, существует общепринятая схема его составления. Так, в общей части содержатся основные данные о пациенте, а также жалобы от него (или же от сопровождающих лиц). Здесь же должны быть сформулированы особенности внешности и поведения пациента, которые имеют значение для постановки психологического диагноза, а также выявленные проблемы. В специальной части содержится не только формулировка заключения, но также общие рекомендации по решению проблемы и прогноз дальнейшего развития событий.
Достаточно большой вклад в теорию и практику психологии сделал ученый Л. С. Выготский. Он пришел к выводу, что понятия прогноза и диагноза имеют примерно одинаковую направленность. Тем не менее второе является более широким и сложным, ведь оно подразумевает изучение не только прошлого и настоящего, но и перспективного состояния. Выготский выделял три уровня психологического диагноза. Эмпирический является наиболее простым и подразумевает лишь констатацию явных и скрытых симптомов. Если говорить об этиологическом уровне, то он является более сложным ввиду необходимости поиска и анализа причин отклонения. Реже всего встречается типологический уровень, на котором осуществляется установление места имеющихся отклонений в общей картине личности.