Для начала стоит дать определение понятию психология. Буквально – это наука о душе. Психология в качестве самостоятельной дисциплины утвердилась лишь в прошлом веке, после получения экспериментальной базы и естественнонаучной физиологической основы.
Какую роль играет психология в современной жизни?
С данной наукой можно столкнуться не только как с научной дисциплиной, но и встретить ее в модных изданиях, радио- и телепередачах в виде психологических тестов, рекомендаций известных психологов семейным парам, бизнесменам и т. п.
В рамках современного общества психология жизни имеет несколько значений. Это:
- Практическая роль – помощь в решении реальных проблем относительно производственной деятельности, жизненных трудностей, правильного выбора профессии, адаптации в коллективе, семейных взаимоотношений; обучение правильному подходу к руководителям, сослуживцам, подчиненным, родным.
- Развивающая роль – применение полученных психологических знаний к самому себе посредством самонаблюдения, профессионального психологического инструментария (к примеру, тестов).
- Общекультурная роль – овладение культурами разных народов посредством приобретения психологических знаний (труды выдающихся отечественных и зарубежных ученых).
- Теоретическая роль – исследование фундаментальных проблем.
Социальная психология в современном обществе
За последние несколько лет социум перешел от состояния эйфории, предвкушения, связанного с благоприятными надеждами относительно научно-технического прогресса (НТП), к состоянию так называемой фрустрации (реальное видение негативных последствий влияния НТП).
Первое последствие – расхождение гуманитарных и технических знаний. Это особо заметно в деятельности специалистов технического профиля. Они готовились лишь для систематического развития техники и производства. Интеллект такого специалиста, а также его навыки, умения, мировосприятие и психология, были сконцентрированы только на решении технических задач. Техницизм проявляется в процессе абсолютизации любой современной профессиональной деятельности, соответствующих знаний и требуемых подходов. Следствие этого происходит вытеснение индивидуальных потребностей общечеловеческими. Частным проявлением вышеуказанного процесса является трагическое развитие экологической и военной ситуации в современном мире.
Среди разнообразных наук, центрированных на человеке, особое значение отводится социологическим и гуманитарным, в частности, социальной психологии. Она будет способствовать процессу нейтрализации в вышеупомянутых технических подходах касаемо вопросов мировоззрения. Социальные знания помогут увидеть глубину и всю сложность реальных человеческих взаимоотношений.
Профессиональная деятельность, к примеру, инженера (преобразовательная, исследовательская, познавательная и др.) – это не только непосредственный контакт с анализируемом объектом (техникой, технологией, конструкцией), но и живое человеческое общение (кроме постановки целей, принятия решений, присутствует и координация групповых представлений и целей, умение разрешать внутриколлективные конфликты). Все это есть проявления особого межличностного общения, требующего от инженера специальных социально-психологических знаний и культуры, которыми он должен овладеть в ходе обучения.
Психология жизни (как наука о душе) должна помочь современному обществу, наряду с развитием техники и технологии, эволюционировать в социально-психологическом и гуманитарном аспекте.
Основы психологии человека
Индивид – определенный человек с присущими ему исключительными особенностями (представитель человеческой расы).
Всем известно выражение: "Человеком рождаются, а личностью становятся". Так, новорожденный ребенок – уже индивид, однако еще не личность. Если вокруг него будут созданы благоприятные условия, он вырастет ею. Но существует и иной исход: дети, воспитанные за пределами социума (не знающие языка и общепринятых социальных норм), часто не попадают под категорию личности. Также не определяются в качестве личности индивиды, ведущие вегетативный образ жизни; не способные к взаимодействию (вследствие генетических дефектов либо разного рода травм). К неличностям относятся и серийные убийцы, маньяки и иные психо- и социопаты.
Личность – это прижизненное образование (системное), отображающее социальную сущность реального типа человека в качестве активного мирового преобразователя и осмысленного субъекта познания.
Индивидуальность – это личность во всем своем своеобразии (сочетание личностных и индивидуальных свойств, которое отличает одного человека от другого). Она может проявляться в специфике либо чувств, либо ума, либо воли, либо всего одновременно.
Что такое профпсихология?
Это новая отрасль прикладной психологии, которая изучает закономерности становления личности в рамках профессиональной ориентации, феноменологию профессионализации, специфику профессионального самоопределения, а также психологические издержки данного процесса.
Практически в жизни любого человека профессиональной деятельности отводится важное место. С рождением своего ребенка родители уже начинают задумываться о его будущем, внимательно наблюдая за склонностями и интересами.
Перед выпускниками школ, как правило, стоит проблема касаемо выбора будущей профессии. К сожалению, довольно часто учебные учреждения выбираются случайно. После поступления для большинства молодых людей вышеуказанная проблема не разрешается окончательно. Многие разочаровываются в своем выборе уже на 1-м году обучения, некоторые – в начале трудовой деятельности, а третьи – спустя несколько лет работы по профилю. Профессиональная психология – отрасль, которая занимается изучением закономерностей в формировании намерений, выборе профессии, овладении ею.
Ее объект – взаимодействие профессии с личностью. Центр исследования – профразвитие личности, профессиональное самоопределение.
Специфические методы анализа профпсихологии основаны на формировании:
- профессиональной психобиографии;
- критических инцидентов;
- профориентированной графологии;
- экспертной оценки профессионализма;
- ретроспекции профессиональных кризисов;
- рефлексии профессиональной деформации и др.
Трактовка понятия «психологическая коррекция»
Это направленная манипуляция определенными психологическими структурами, осуществляемая в целях обеспечения всестороннего развития индивида, а также его полноценного функционирования.
Данный термин получил широкое распространение в 70-х годах (в период, когда психологи стали усердно заниматься психотерапией, как правило, групповой). В то время постоянно дискуссировали на тему касательно возможности психологов осуществлять лечебную (психотерапевтическую) деятельность, к которой они по факту были подготовлены за счет начального психологического образования как нельзя лучше. Это постоянно доказывалось на практике. Однако психотерапия – преимущественно лечебная практика. Ей могут заниматься исключительно лица с высшим медицинским образованием. В связи с этим было введено негласное разграничение: врач проводит психотерапию, а психолог – психологическую коррекцию. Все же вопросы, в которых соотносятся психотерапия и коррекция (психологическая), открыты и в настоящее время.
Принято выделять две точки зрения касательно этого момента:
1. Полная идентичность вышерассмотренных понятий. Но здесь не учитывается, что коррекция (психологическая) в качестве направленной манипуляции реализуется не только в медицинской практике (в трех основных сферах применения: психотерапии, реабилитации и психопрофилактики), но и в других областях, например, в педагогике. Даже в повседневном общении прослеживаются ее отголоски.
2. Коррекция (психологическая) призвана заниматься решением задач психопрофилактики (на всех стадиях) и в особенности при проведении вторичной и последующей профилактики. Но данное жесткое ограничение области применения рассматриваемой процедуры представляется, так сказать, искусственным: относительно неврозов четко разграничить такие понятия, как психологическая коррекция, лечение, профилактика, психотерапия не удается, потому что невроз – заболевание, протекающее в динамике (не всегда удается отследить стадию предболезни от самой болезни, а процесс лечения большей частью состоит из вторичной профилактики).
Также на сегодняшний день в рамках системы реабилитационного лечения заболеваний все чаще применяется комплексный подход, который учитывает присутствие в этиопатогенезе социального, биологического и психологического факторов, каждый из которых требует лечебных либо корригирующих манипуляций, соответствующих его природе. В ситуации, когда психологический фактор при определенном заболевании расценивается как этиологический, то его профессиональная коррекция большей частью совпадает с одним из компонентов такого лечебного процесса, как психотерапия.
Установить общую схему касаемо соотношения вышерассмотренных понятий вне нозологии чаще всего невозможно. Роль психологического фактора в рамках этиопатогенеза определенного заболевания обуславливает ориентацию методов решения психотерапевтических задач, что позволяет отождествлять методы психологической коррекции с психотерапией.
Сравнение психологической коррекции с психологическим вмешательством
Результат – очевидное сходство. Коррекция (психологическая), как и психологическое вмешательство, расценивается в качестве целенаправленного психологического воздействия, реализующегося в разнообразных сферах человеческой практики и осуществляющегося с помощью психологических средств.
И то и другое осуществляет одинаковую функцию. В зарубежной литературе больше распространено понятие «психологическое вмешательство», а в отечественной – «психологическая коррекция».
Методы психологической коррекции
Они многообразны, условно их можно классифицировать, исходя их специфики основных подходов:
1. Поведенческий (отклонения трактуются как принципы бихевиоризма: и психотерапия, и психологическая коррекция сопряжены с необходимостью создания у пациента оптимальных навыков поведения; разного типа психические расстройства детерминированы неадаптивным поведением).
Здесь применяются методы, которые условно можно отнести к трем группам:
- контробусловливания (разрыв негативной укрепившейся связи между реакций и раздражителем и (либо) ее замена новой (на практике используются такие приемы психологии, как сочетание приятного воздействия с неприятной для пациента ситуацией или наоборот);
- оперантные методы (применение системы наград за желательные, по мнению терапевта, действия);
- методы, базирующиеся на взглядах социобихевиористов (предъявление врачом модели наиболее приемлемого поведения).
2. Деятельностный (коррекция посредством организации специального процесса обучения, результат чего – управление и контроль внешней и внутренней активностью).
3. Когнитивистский (основа – теории, характеризующие личность в качестве организации определенных познавательных структур; применение «личностных конструкторов», позволяющих выдвигать соответствующие гипотезы относительно мира).
4. Психоаналитический (помощь пациенту в выявлении неосознаваемых причин серьезных переживаний, болезненных проявлений посредством их проработки).
5. Экзистенциально-гуманистический (основаны на философии экзистенциализма).
6. Гештальт-терапия (восстановление непрерывности человеческого сознания).
7. Психодрама (моделирование в театральной форме участниками группы ситуации, предложенной одним из пациентов и основанной на реальных событиях из его жизни либо рассказах из его сновидений).
8. Телесно-ориентированный (основан на системе «вегетотерапии» В. Рейха: «распускание мышечных панцирей», что впоследствии помогает человеку высвободить энергию, а значит, облегчить его душевные страдания).
9. Психосинтез (важная роль отводится субличностям – обособленным личностям внутри каждого человека, с которыми в ходе терапии пациент знакомится и учится отделять их от своего реального «я»).
10. Трансперсональный (помощь пациенту встретиться с собственным бессознательным и прожить соответствующий опыт посредством применения метода «холотропного дыхания»).
Методы психодиагностики
Они имеют следующий вид:
- Бланковые (предложение испытуемому серии вопросов и суждений).
- Опросные методы психологической диагностики (задавание испытуемому устных вопросов).
- Рисуночные (использование созданных испытуемым рисунков или интерпретация им готовых изображений).
- Проектные (применение вышеперечисленных методик).
- Объективно-манипуляционные методы психологической диагностики (представление в форме разного рода реальных предметов решаемых испытуемым задач).
Цели психокоррекции ребенка
В рамках отечественной психологии они устанавливаются посредством осознания закономерностей психологической эволюции ребенка в качестве активно развивающегося деятельностного процесса, который реализуется в сотрудничестве с взрослым.
Цели психологической коррекции формируются на основании:
- оптимизации социальной ситуации наблюдаемого развития;
- формирования возрастно-психологических новых образований;
- развития разных видов деятельности наблюдаемого ребенка.
Существуют правила, которыми стоит руководствоваться при конкретизации целей рассматриваемой коррекции, а именно:
- Они должны быть сформулированы в позитивной форме.
- Цели психологической коррекции должны быть достаточно реалистичны.
- В них обязательно включают прогнозы текущего и будущего развития личности ребенка для систематической доработки коррекционной программы.
- Необходимо помнить, что психологическая коррекция детей дает существенные результаты только по истечении длительного промежутка времени (в процессе терапии, к ее завершению, через полгода после нее).
В профессиональной деятельности коррекционно-развивающей направленности педагог-психолог специального учреждения применяет подгрупповые, групповые и индивидуальные формы работы. Психологическая коррекция и развитие ребенка по той или иной форме определяется в зависимости от его особенностей (выраженности аффективных проблем, возраста, темпов восприятия материала и др.).
Программа психокоррекции поведения подростков с задержкой психического развития
Воспитание социально-адекватного поведения – важнейшая цель коррекционной педагогики. Программа психологической коррекции поведения детей с ЗПР имеет достаточно сложные задачи ввиду того, что присутствует момент ослабленного, дефицитного развития, прежде всего психофизиологической базы механизмов поведения (аффективно-волевой сферы личности).
Причина дисгармонии психического гомеостаза – острая церебральная недостаточность, заторможенность развития нервной системы. В связи с этим коррекция поведения – важнейшее направление в процессе работы с подростками с ЗПР. Она должна быть ориентирована на сокращение агрессии у детей и на формирование у них социально-адекватного одобренного поведения.
Ей занимаются специализированные учреждения, к примеру, центр психологической коррекции «Речевой центр института семьи». Важнейший принцип его работы – учет степени тяжести и формы психического развития ребенка.