Святое Евангелие повествует о том, что сорок дней, последовавших за Его чудесным воскресением, Спаситель пребывал среди учеников, а затем, поднявшись с ними на Масличную гору и благословив их, вознёсся на небо. В честь этого величайшего события на Руси испокон века строились и освящались храмы, одним из которых является храм Малое Вознесение на Большой Никитской улице в Москве.
Свидетель старины
Сегодня на этой, самой протяжённой улице столичного центра храм является древнейшей постройкой. Когда-то первенство принадлежало находившемуся в её начале Никитскому мужскому монастырю, основанному дедом первого царя из рода Романовых - боярином Никитой Романовичем, но ему не суждено было пережить советское лихолетье.
Часто приходится слышать вопрос о том, что такое Малое Вознесение, и откуда взялось столь необычное название. Дело в том, что в 1848 году в Москве было завершено строительство другого, большего по размерам храма, также освящённого в честь Вознесения Христова. Чтобы в разговоре было понятно, о каком из них идёт речь, старый получил название Малого Вознесения, а новый - Большого.
Праздник, установленный в честь Вознесения Господня, отмечают в первый четверг по истечении пяти недель после Пасхи. Согласно существующему поверью, это последний день, когда грешникам, обретающимся в аду, дано общаться с праведниками, стяжавшими жизнь вечную и пребывающими в раю.
Храм в честь воцарения последнего Рюриковича
Храм Малое Вознесение на Большой Никитской появился в 1584 году. Поводом для его строительства стало восшествие на царский престол последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича. Был он деревянным и находился в центре слободы, населённой выходцами из Новгорода и Устюга, переселёнными сюда ещё в предыдущее царствование.
В 1634 году деревянная постройка была разобрана, и на её месте возведена каменная, сохранившаяся поныне, хотя и претерпевшая многочисленные перестройки. Вызваны они были главным образом необходимостью восстанавливать храм после неоднократно возникавших в те годы пожаров.
Некоторые характерные особенности храма
Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение) отличался от прочих московских храмов прежде всего объёмно-пространственным решением здания, ориентированного по оси юг-север, и его своеобразным декоративным оформлением. Значительные работы в нём были произведены в начале XIX века. В этот период увеличили размер южного придела, а на северном фасаде устроили крытую галерею. Несколько позже возвели двухъярусную колокольню, завершающуюся шатром.
Весьма примечательными являются барельефы, украшающие фасад здания и выходящую в Вознесенский переулок стену. На одном из них представлен блаженный Прокопий Устюжский, прославившийся в XIII веке своими пророчествами. Его молитвам приписывается спасение Устюга от каменного града. Любопытно, что на барельефе он изображён с кочергами в руках. Согласно преданию, Прокопий носил их по городу, и если держал концами вверх, то это означало, что впереди всех ждёт богатый урожай и сытая жизнь, а если вниз – быть голоду.
Гордость российской науки
Среди прихожан храма наиболее известной является Е. К. Дашкова, стоявшая в своё время во главе двух российских академий. На территории прихода находились принадлежавшие ей земли и построенный по её собственному проекту дом. Храм Малое Вознесение на Большой Никитской стал местом её отпевания, и отсюда гроб с телом Екатерины Романовны был доставлен в её загородную усадьбу неподалеку от села Троицкого.
Годы лихолетья
С приходом к власти богоборческого правительства храм ещё некоторое время действовал, но в конце двадцатых годов с него сняли и отправили в переплавку колокола, а в тридцатые годы и вовсе закрыли. Тогда же с него были сняты кресты, а внутренние помещения переоборудованы для использования их в хозяйственных нуждах. В 1980 году бывший храм Малое Вознесение на Большой Никитской передали в распоряжение Главмосстроя, и в нём разместили одно из его отделений. Так продолжалось вплоть до наступления перестройки.
Возврат к духовным корням
В 1992 году, когда в стране велась широкомасштабная кампания по возвращению церкви её прежнего имущества, вновь стала достоянием прихожан и церковь Вознесения Господня на Большой Никитской. Прежде чем возобновлять в ней богослужения, предстояло восстановить внешний облик здания и привести в должный вид внутренние помещения. В решении всех возникших в связи с этим проблем помогли общины других московских храмов, оказавшие безвозмездную материальную и моральную поддержку при её восстановлении.
3 июня 1992 года было совершено освящение храма Вознесения Господня (Малое Вознесение). Церковь ещё не была полностью отреставрирована, и везде проступали следы былого лихолетья, но всем присутствующим было отрадно сознавать, что наступил, наконец, долгожданный поворот к тому духовному началу и тем корням, которые являются основой всей человеческой жизни.
Сегодня храм находится в числе наиболее известных и значимых религиозных центров столицы. Кроме регулярных богослужений, в нём проводится широкая просветительская работа с детьми и их родителями. Также осуществляется подготовка тех, кто желает принять святое крещение. К их услугам имеется библиотека и широкий ассортимент книг, предлагаемых в церковной лавке.