Авиационный завод им. Гагарина, расположенный в Комсомольске-на-Амуре, известен всем интересующимся военной и гражданской авиацией. С 50 годов прошлого века именно отсюда «вылетали» все самолеты ОКБ Сухого. Кроме военных, отсюда вышли и многие советские гражданские самолеты. Сегодня предприятие занимается сборкой "Суперджетов" — пассажирских лайнеров все того же ОКБ.
Но мало кто знает, что моторная лодка «Амур» выпускалась одним из отделений этого самого завода. Вначале это было просто одно из направлений развития предприятия, но в 1999 году компания отделилась. В 2006 году прекращено производство катеров, а в 2009 - и запасных частей. После чего дочернее предприятие закрывается.
Отличия
Во многих источниках слова «лодка» или «катер» используются как синонимы. Но если разобраться, названия относятся к разным типам. И то и другое относится к плавсредствам, но различие все-таки есть. Итак, чем отличается катер «Амур» от моторной лодки?
Про внешний вид упоминать не стоит — это понятно и так. Отличие в другом. Разница между моторной и обычной лодкой в одном — навесной мотор. Рулевой садится на кормовую банку, заводит его и дальше регулирует скорость и направление движения, поворачивая специальные ручки на двигателе. Человек, управляющий катером, садится, как в обычном автомобиле, впереди. Перед ним небольшой пульт, и мотор запускается кнопкой на этом пульте. Направление движения регулируется оттуда же.
Если же не углубляться в технические подробности, отличие между ними в установке мотора. Лодка подразумевает возможность его снятия. Катер — нет.
Описание
Как было принято в Союзе, любой военный завод должен был часть мощности отдавать для производства гражданских товаров. Первая моторная лодка «Амур» была выпущена в 1968 году. Стандартная спецификация на «Амур» подразумевала двигатель «412Э». Это 4-тактный, 4-цилиндровый карбюраторный вариант, используемый на автомобилях «Москвич-412». При установке его на моторные лодки обнаружился большой минус — сильная вибрация, передаваемая на корпус судна. Поэтому все последующие модификации получили поворотно-откидную колонку, благодаря которой винт и часть двигателя оказывались за пределами судна. Кроме увеличения пространства такое решение намного увеличивало срок службы ходовой части и значительно уменьшало вибрацию.
Первоначально лодка «Амур» изготавливалась целиком из дюралюминия, затем нижнюю часть стали делать из алюминиево-магниевых сплавов. Днище было толщиной 2,5 мм, борта — 1,5. Вдоль них выкладывались блоки из пенопласта для непотопляемости, а всю конструкцию усиливало 10 шпангоутов. Все эти детали переводили обычную моторку в разряд премиум-класса. И, несмотря на небольшие размеры, это судно было сравнимо по цене с автомобилем, поэтому купить его в Союзе было далеко не каждому по карману.
Модельный ряд
В то же время за почти 30-летнюю историю выпуска лодка «Амур» пережила несколько модификаций. Самые первые версии делали из дюралюминия, из-за чего они могли курсировать только в речной воде. К ним относились:
- «Амур» и «Амур- М». Это были базовые модели с угловым редуктором. Сборка только из дюраля.
- «Амур-Д» также делали только из дюралюминия. В то же время лодка стала первой версией, использующей поворотно-откидную колонку.
Для нижней части следующих версий стали применять алюминиево-магниевые сплавы, что позволило этим судам выходить в открытое море.
- Катер «Амур-2» стал первой версией, которая имела каютную крытую рубку на два места. Задняя часть, как и в более поздних моделях, закрывалась тентом.
- «Амур-3» мог выходить и в море, но имел открытую компоновку.
- «Восток» - имея другое название, он собирался по схеме «Амуров», но относился к водометному типу.
- «Восток -2» (иногда обозначался, как «Восток-2Т»). Такая же крытая каюта, как на "Амуре-2", но относится к водометному типу.
Нижняя часть обоих «Востоков» также делалась из сплавов, благодаря чему эти катера могли использоваться не только на реках.
Характеристики
Разобравшись с модельным рядом, перейдем к параметрам. Следует отметить, что, несмотря на более чем 30-летний срок выпуска, «Амур» - лодка, характеристики которой оставались постоянными. Для защиты винта и расширения полезного места она обрела поворотно-откидную колонку, затем другой сплав для нижней части, позволяющий выходить в море, но основные данные не менялись. На все модели ставился мотор от «Москвича», все имели практически одинаковую «начинку», даже внешние параметры во многом повторялись, поэтому отдельно рассматривать каждую разработку мы не будем — остановимся на модели «Амур-Д» — модификации с поворотно-откидной колонкой.
- Длина — 5,5 м.
- Ширина — 2 м.
- Скорость — 40 км/час.
- Пассажировместимость — 4 человека + рулевой.
- Полезная масса — 500 кг, снаряженная — 660 (без горючего).
- Бак — 100 л.
- Мощность мотора такая же, как у 412 "Москвича" — 60 л. с.
- Осадка — 0,5 м, полная габаритная высота — 1, 4.
- Водоизмещение — 1 т.
Следующие данные техническими параметрами не являются, но, тем не менее, хозяину лодки следовало их помнить:
- удаление от берега — до 50 км;
- высота волны — 0,75 м, в последних моделях — до 1,2 м.
В отличие от других прогулочных плавсредств, моторная лодка «Амур» получила электрический стартер, который и запускал главный двигатель. Кроме стартера, на лодке были сигнальные огни, звуковой сигнал и фара-прожектор. Все приборы управления также имели подсветку. Электричество подавалось от генератора или аккумуляторной батареи, расположенной в моторном отсеке. Напряжение - 12 В, максимальная сила тока - 40 А.
Тент
Начиная с базовой модели, все модификации получали складной тент, который хранился между подголовником заднего дивана и моторным отсеком. Как правило, его делали влагонепроницаемым, вентилируемым, и, что немаловажно, каркасным. Иными словами, применять его можно было не только на длительных стоянках.
Использование его днем могло предохранить от осадков или палящего солнца, вечером — от мошкары. Заводская комплектация включала тент на лодку «Амур», однако если вы хотели поменять его (порвался, протекает, или по какой-то иной причине), завод-изготовитель предлагал фирменную замену. Учитывая, что прогулочные катера и лодки имели большое распространение, владелец мог установить и не фирменный тент, который справлялся со своими задачами не хуже оригинального.
Цены
Прежде чем переходить к вопросу стоимости, стоит отметить, что конечная сумма будет зависеть как минимум от двух факторов. А именно: от условий эксплуатации, а также от технических деталей, которые все-таки немного отличались у разных моделей.
По первому заметим, что частый подход носом к берегу достаточно быстро истирал киль. Решение тут было одно — приваривать длинный прут от носа сверху вниз. Как и в другом транспорте, следует понимать, что простоявший некоторое время нормальный мотор не потребует доливки масла или воды. Если есть возможность, следует осмотреть корпус снизу или хотя бы поднять слани — оценить состояние изнутри.
Самым ярким примером второго пункта можно отметить тип движка: водомет или колонка. По спецификациям скорость у обоих одинакова. Однако колонка более управляема. На таком двигателе проще парковаться задним ходом. Учитывая возможность откидывания, вы спокойно сможете пройти по мелководью. За счет смещения двигателя назад наиболее вместительна будет колоночная лодка «Амур». Цена такой версии по сегодняшним меркам составит около 200-300 тыс. руб. Но следует учитывать, что это не окончательная стоимость. В зависимости от условий эксплуатации у прежнего владельца новому, возможно, что-то еще придется доделывать.
Отзывы
Базовой моделью завода была колоночная лодка «Амур». Отзывы о ней часто сходятся в одном. Установленный автомобильный мотор в 60 л. с. для нее был совершенно не пригоден, в результате чего быстро изнашивался. Замена его на более мощный карбюраторный или водометный положительно сказывалась на всех характеристиках этого прогулочного судна.
Заключение
Моторная лодка «Амур», названная в честь большой российской реки, была хорошим решением для любителей водного туризма или рыбаков. Несмотря на то что производство на сегодняшний день уже закрыто, «Амур» по-прежнему вызывает много споров в различных кругах. Интересующиеся могут найти варианты замены мотора, переделки кокпита, антикоррозийной обработки и т. д.