Продукты, собранные в группу, которая сформирована в соответствии с их сходством по одному или большему количеству признаков, носят название «ассортимент».
Виды ассортимента
Общепринятое разделение ассортиментов по тому, кем они сформированы, включает товарную и промышленную группы.
Промышленный становится результатом деятельности производственного предприятия или нескольких компаний, действующих в рамках одной отрасли. Этот вид ассортимента реализует сама фирма, а уже на его основании отдельные оптовые и розничные торговые организации формируют свой ассортимент.
Виды ассортимента изучают и используют в своей деятельности маркетологи, так как в их задачи входит организация закупок и продвижения продукта.
Товарным ассортиментом принято называть тот, что представлен в оптовых и розничных магазинах. То есть это товары, которые продаются в одном месте, выпущены несколькими производителями и имеют разное назначение. Существуют ситуации, когда товарный ассортимент представлен продукцией одного производителя, например в фирменных магазинах.
На основные виды ассортимента, их объем и структуру напрямую влияет такой фактор как потребительский спрос, его динамика и тенденции.
Товары различного происхождения, предложенные на рынке для удовлетворения одной и той же потребности, называют потребительской товарной линией. Эти продукты могут отличаться по отдельным параметрам или по цене.
Что такое широта охвата товаров
Этим термином характеризуют то, насколько полно сформированные виды ассортимента товаров отвечают ожиданиям и нуждам клиентов. Исходя из того, как можно охарактеризовать широту охвата товаров, различают ассортименты:
- простые;
- сложные;
- групповые;
- развернутые;
- сопутствующие;
- смешанные.
Все эти виды ассортимента, их отличительные особенности и специфика более подробно описаны ниже.
Характеристика подгрупп ассортимента
Если товар, представленный производителем или торговым предприятием, может быть классифицирован по минимальному количеству признаков (по трем), его называют простым. Это определение зафиксировано в ГОСТе. Многие магазины, предпочитающие реализацию товаров повседневного спроса, делают ставку на такой ассортимент. Виды ассортимента также зависят от уровня дохода клиентов.
Продавцы, которые формируют этот вид ассортимента, рассчитывают на покупателей с небольшим достатком и располагают свои предприятия в местах их проживания. Примером может служить сельский магазин, продающий хлеб.
В том случае когда классификацию можно провести по большему количеству признаков, говорят о сложном ассортименте. Разные виды крупных розничных торговых организаций (универсамы, гипермаркеты), а также оптовые базы создают ассортимент данного типа.
Разнообразие ассортимента
Укрупненный ассортимент представляет собой товары, объединенные каким-либо общим признаком или совокупностью характеристик. Зачастую это признаки, касающиеся функциональности или социального назначения. На базе укрупненного ассортимента образуют организационную структуру предприятия.
Когда ассортимент товаров включает большое количество их разновидностей, его называют развернутым. Такие виды ассортимента продукции имеют место в специализированных магазинах. Здесь продавец предлагает различные марки, подгруппы и виды товаров, их разновидности и наименования. Особенностью развернутого ассортимента становится относительно небольшое количество групп, в которые объединены однородные товары.
Особенности сопутствующего и смешанного ассортимента
Сопутствующий ассортимент – это товары, функции которых относятся к вспомогательным, то есть их продажа не является основным источником дохода организации. Пример такого вида организации торговой деятельности – наличие мыла и других хозяйственных товаров в продуктовом магазине.
Ассортимент смешанного типа отличается очень большим разнообразием товаров с различным функциональным назначением. Такой подход используют магазины, предлагающие и продовольственные, и непродовольственные товары.
Другие типы ассортимента
Более подробная классификация выделяет еще несколько категорий, на которые подразделяется ассортимент. Виды ассортимента, исходя из того, насколько полно они удовлетворяют потребности, выглядят так:
- Рациональный – в его рамках предложены товары, которые призваны в должной мере удовлетворить потребителей, что способствует достижению целей компании.
- Оптимальный -- для его формирования необходимы товары, которые не только будут отвечать потребительским запросам, но и станут для них полезными. Специфика этого вида ассортимента в том, что затраты на проектирование, производство и реализацию его продукции снижаются до минимума. Товары, относящиеся к оптимальному ассортименту, чрезвычайно конкурентоспособны.
В зависимости от того какие потребности призван удовлетворять ассортимент, его называют:
- реальным;
- прогнозируемым.
Первый характеризуется тем, что необходимые товары имеются в наличии у производителя или торговой организации.
Второй представляет собой перечень продукции, которая сможет удовлетворить еще не возникшие (предполагаемые) потребности.
Ассортимент и новизна товаров
Благополучие любого предприятия зависит от того, в какой мере его продукт отвечает интересам потребителя. На спрос оказывает влияние целый ряд факторов, среди которых социально-экономические, демографические, торгово-организационные, национальные, а также случайные конъюнктурные воздействия.
Идеальным способом сохранить лояльность постоянных клиентов и завоевать внимание новых считается обновление и расширение ассортимента. Так, исходя из того, насколько новыми являются товары, их разделяют на следующие группы:
- Совершенно новые.
- Подвергнутые усовершенствованиям.
- Модифицированные.
- Продукт рыночной новизны.
Следует отличать понятия «модернизированные» и «модифицированные» товары. Обновление продукта считается модернизацией, а изменение его свойств или их замена – это уже модификация. Кроме этого, ситуацию, при которой новый товар выходит, а устаревший продолжают производить, рассматривают в качестве дифференциации.