Вольга Святославович – известный былинный герой, в котором отразились черты как исторического, так и первобытнообщинного строя. Особенностью персонажа является то, что он, согласно сказаниям, умел понимать язык зверей и птиц, а также превращаться в животных. В науке существует точка зрения, что в лице этого персонажа соединились черты нескольких реально существовавших древнерусских князей.
Мнения о происхождении
В историографии существует несколько мнений о том, кто такой Вольга Святославович. Некоторые исследователи видят в его образе черты первобытнообщинного уклада. Они ссылаются на следующие сюжетные моменты в былинах: описание грома и молний при его рождении, а также на тот мифологический факт, что, согласно сказкам, его отцом был змей.
Часть ученых видит в этом отголоски древнеславянских культов и языческих верований. Однако другие авторы прослеживают в этом персонаже реальные исторические корни. Например, есть версия, что Вольга Святославович был прототипом полоцкого князя Всеслава. Существует точка зрения, что в герое нашли отражение черты знаменитого Вещего Олега, который, согласно преданиям, погиб от укуса змеи, в чем находят параллели с историей этого сказочного персонажа.
Рождение
С именем героя связано несколько повествований, и первое из них посвящено его появлению на свет. Как уже говорилось выше, его происхождение окутано различного рода мифологическими пластами. В момент его рождения, по словам сказания, раздался гром, сверкнули молнии, и все животные испугались. Как и во многих других русских народных сказках, Вольга Святославович рос не по дням, а по часам, интенсивно набирался силы. Он быстро научился читать и писать, а также понимать язык животных. В этой версии его происхождения ярко выражено влияние языческих тотемических представлений древних славян о связи людей и животных.
Войны
Вольга Святославович, былина о котором посвящена его походам в заморские страны, был одним из наиболее популярных фольклорных героев древнерусского эпоса. Его отличие от других персонажей состоит в том, что он добивается победы не физической силой, как другие витязи, а хитростью, магией и волшебством. Это показано в произведении, посвященном его походу в Индию.
Согласно сказанию, он набирает дружину и отправляется воевать в иноземные края. Неизвестный автор пишет, как он превращается то в волка, то в сокола, добывая своим воинам дичь для пропитания. Перед осадой, согласно мифу, он превращает дружинников в муравьев, а по взятии крепости снова возвращает им человеческий облик. После победы он женится на супруге погибшего правителя, а его воины берут себе в жены местных женщин.
Исторические мотивы
Многие ученые находят в этом эпизоде еще одно важное отличие истории персонажа от традиционных повествований о витязях. Дело в том, что обычно былинный древнерусский воин не оставался на месте, а продолжал путешествовать по русским землям, защищая их от врагов. То, что герой остался в завоеванном городе, позволяет многим авторам утверждать, что в этом сказании есть отголоски далекого времени переселения и вражды племен между собой, когда завоеватели оседали на покоренных территориях и вступали в брак с местными жительницами.
Встреча с Микулой Селяниновичем
Об отражении многих архаических черт в мифах о герое говорит их краткое содержание. Вольга Святославович не только путешествует в заморские края, но и ездит по русским землям. В одном из сказаний повествуется о том, как он получил в наместничество три города, где намеревался собрать дань. Он собрал свою дружину и отправился в путь. По дороге он встретился с крестьянским пахарем, который сохой обрабатывал землю.
В произведении дается пространное описание этого нового героя, простого крестьянского мужика Микулы, что мог одной рукой поднять тяжелую соху, которую не смогли вытащить из борозды ни дружинники, ни сам Вольга. Согласно повествованию, главный герой отдал Микуле в управление эти города после того, как навел порядок в сборе дани. Дело в том, что прежде сборщики налогов злоупотребляли своими полномочиями, собирая больше денег, чем это было положено.
Исторические реалии
Главная мысль былины «Вольга Святославович» заключается в том, что она показывает не только ратные подвиги воинов, но и простой крестьянский труд, а также занятия древних славян. В сказании об Индийском походе охота показана, например, как основное занятие народа. Если в других произведениях данный вид занятия изображался как забава князей и их дружинников, то здесь показано, что лесной промысел давал людям средства к существованию. Произведение отразило те времена, когда население еще не знало ни земледелия, ни скотоводства, и вело в основном присваивающее хозяйство. Так, именно за счет добычи питается дружина персонажа в походе.
Влияние иноземных сказаний
Вторая часть, по общему признанию исследователей, менее исторична, так как в ней отразились несколько культурных напластований, например, мотивы сочинений об Александре Македонском, который также совершил поход в Индию. Кроме того, имеется ряд отсылок к сказкам других восточных народов. Это сказалось, в первую очередь, в фольклорных моментах, связанных с превращением персонажа в животных. Однако в былине присутствует отсылка к событию из древнерусской истории: речь идет о походе Вещего Олега на Византию. Этот князь построил корабли на колесах, чтобы провести войско. Вольга также прибегает к различным хитростям, чтобы добиться взятия города.
Новгородские корни
История о встрече героя с Микулой, по замечанию большинства специалистов, связана с новгородскими реалиями. Об этом говорит описание природы, которое напоминает северные районы страны. В этих местах почва была очень трудна для вспахивания, в ней действительно были камни, как и сказано в былине. Кроме того, в произведении упомянуты соль и гроши, что, по словам ряда авторов, связано с тем, что Новгород, имея в достатке собственную соль, тем не менее, покупал ее у немецких купцов, за что платили большую дань. С этим связано упоминание о несправедливых сборщиках податей. Также в былине упомянут город Ореховец, в котором многие историки видят отсылку к древнему городу Орешку.
Еще один любопытный момент, на который указывают авторы относительно данной былины, – это то, как показаны отношения персонажа с простым крестьянином. Микула явно превзошел своего Вольгу в силе и ловкости. Его кобыла оказалась быстрее и выносливее коней Вольги. В этом авторы видят отсылки к тому далекому времени, когда варяжские дружины и местное славянское население враждовало между собой.
Особенности
Былины, посвященные этому персонажу, отличаются тем, что в них отразилось множество архаических черт, присущих древнерусскому обществу. Поэтому в своем образе соединил несколько культурных традиций Вольга Святославович. Мультфильм, снятый в 2010 году, тем не менее, совершенно не отразил древнерусских мотивов, характерных для данных произведений. А ведь сказания показали переходный период в становлении древнерусского государства с сохранением элементов общинного строя, но с зарождением политической власти правителей. В этом состоит отличие сказаний от традиционных былин, которые показывают уже сложившуюся общественную структуру. Но ни одну из этих особенностей не показал мультик «Вольга Святославович», который снят в современном стиле без учета исторических реалий.