- Почему грустишь, царевна? Почему печален взгляд?
И ужимки скоморохов отчего не веселят?
- Ах, приснился мне царевич, он настолько был пригож,
И со мной случилось что-то: мне уж замуж невтерпёж.
Такой разговор мог бы произойти в волшебном Тридевятом царстве, но для нас этот диалог интересен прежде всего тем, что в нём присутствуют примеры, в которых мягкий знак на конце наречий после шипящих отсутствует.
Орфограмма изучается в 4-м классе
Очень сложная орфограмма, связанная с шипящими на конце и Ь, подлежит изучению в начальных классах. Дети проходят эту тему в течение всего обучения в начальной школе: сначала в ходе изучения глагола, потом – существительного и прилагательного. А наречия изучаются в последний год начального образования.
Следовательно, изучает правописание орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс. ФГОС предусматривает знакомство с написанием самых распространённых слов, в которых присутствует эта орфограмма, к таким относятся исключения:
- невтерпёж;
- замуж;
- уж.
Формирование навыка различения частей речи
Очень важно сформировать у детей умение различать слова различных частей речи, так как от этого зависит их орфографическая зоркость. Без такого навыка учащиеся не смогут правильно выбирать нужную орфограмму, в том числе и мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Слова удобнее всего будет распределить на группы по частям речи, в этом поможет таблица, в которой, кроме части речи и вопросов, нужно указать условия выбора употребления или неупотребления мягкого знака.
существительное | прилагательное | глагол | наречие |
отвечает на вопросы: кто? что? | отвечает на вопросы: каков? | отвечает на вопросы: что делать? что делаешь? что сделать? что сделаешь? | отвечает на вопросы: как? |
3 скл. – пишется не 3 скл. - не пишется | не пишется | пишется | пишется (иск.: замуж, уж, невтерпёж) |
Мягкий знак на конце наречий после шипящих
Правило написания мягкого знака в данном случае формулируется довольно просто. В качестве примеров наречий приведем слова, заканчивающиеся на шипящий и отвечающие на вопрос: как?
- Бежит (как?) вскачь.
- Распахнул (как?) настежь.
- Упал (как?) навзничь.
- Покрыт (как?) сплошь.
- Стало (как?) невмочь.
Как видно из этих примеров, мягкий знак на конце наречий после шипящих пишется, не распространяется это правило только на слова: замуж, невтерпёж, уж.
Словарная работа
Очень важно, чтобы дети понимали значение наречий, иначе они их просто не запомнят. Значит, необходимо проводить словарную работу. Для этого возможно использование синонимов:
- она выходит замуж - он женится;
- вскачь – быстро, скачками;
- навзничь – на спину;
- наотмашь – с размаху;
- настежь – распахнуто до отказа;
- невмочь, невтерпёж – терпеть невозможно, очень хочется;
- прочь - вон;
- сплошь – плотно, очень густо, все подряд;
- уж - сейчас, в данный момент.
Для закрепления рекомендуется составить словосочетания с изученными словами в ходе выполнения заданий:
1. Установите соответствия между словами, которые можно связать по смыслу:
наречия | другие слова |
|
|
2. Составьте с этими словами предложения о школьной жизни на одну из тем:
- Мы на уроке.
- Мы на перемене.
- Мы идём на экскурсию.
Диктант для закрепления
Когда правописание усвоено, и толкование слов понятно, можно провести контрольный диктант с целью диагностики сформированности навыка правописания орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» и закрепления изученного материала.
Текст диктанта:
Когда мама выходила замуж, ее младшей сестре было невмочь поскорее увидеть старшую в белоснежном наряде. Вот уж наступил день свадьбы, и сестренка вскачь побежала в комнату невесты. Она настежь распахнула дверь, а там стоял папа. Он был на свадьбе женихом, и пришёл раньше. Он очень хотел жениться на маме, и долго ждать ему было невтерпёж. Он стоял за дверью, и когда та распахнулась, папа упал навзничь и уронил вазу. Весь пол был сплошь залит водой. Но мама не рассердилась, ведь у нее был счастливый день!
Контрольный тест
Для применения правила «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс должен обладать целым комплексом знаний и умений. С целью их выявления целесообразно провести тестирование.
Первое задание - на знание частей речи и умение различать слова по этому признаку. Нужно определить, какое из слов является наречием:
- рожь;
- беречь;
- настежь;
- горяч.
Второе задание проверяет умение ставить мягкий знак на конце наречий после шипящих. Примеры слов:
1) настеж(?); 2) проч(?); 3) невтерпёж(?); 4) невмоч(?).
Третье задание - вставить слова в предложения. Это способствует развитию речи детей и помогает сформировать навык употребления наречий в собственной языковой деятельности:
- Я хватаю шляпу и бегу ________ из душных комнат.
- Стены были __________ увиты плющом.
- Окна в доме были _____________ открыты.
- Всадник понёсся ____________ по дороге.
- Скорей бы _________ кончился урок.
- Мне бегать и прыгать _____________.
- Я ударил противника _____________ и выиграл схватку.
- Его сестра собиралась _____________ за моего брата.
- Под напором волны я повалился ______________ .
- Не хватило________ несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.
Четвёртое задание поможет обобщить умение правильно ставить мягкий знак на конце слов. Нужно вставить, где необходимо, мягкий знак в предложениях:
- Луна меж туч(?) несмело выглянула на миг, и снова скрылась проч(?).
- Луч(?) золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
- Песок Сахары жгуч(?), он беспощаден и горюч(?).
- Со свистом мимо наших крыш(?), как молния, пронёсся стриж(?).
- Наотмаш(?) ударило море волной бедный кораблик мой.
- Камыш(?) у бережка растёт, малыш(?) его для мамы рвёт.
- Дуб вырос высок и могуч(?), под ним сегодня много луж(?).
- Отца попросит доч(?) помоч(?), самой ей невмоч(?).
- С зарёю проч(?) уходит ноч(?).
- Карандаш(?) мой хорош(?), он нарисует мне чертёж(?).
Ответы на задания теста «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»
Ответ на первое задание:
- настежь.
Ответ на второе задание:
1) настежь; 2) прочь; 3) невтерпёж; 4) невмочь.
Ответ на третье задание:
- Я хватаю шляпу и бегу прочь из душных комнат.
- Стены были сплошь увиты плющом.
- Окна в доме были настежь открыты.
- Всадник понёсся вскачь по дороге.
- Скорей бы уж кончился урок.
- Мне бегать и прыгать невтерпёж.
- Я ударил противника наотмашь и выиграл схватку.
- Его сестра собиралась замуж за моего брата.
- Под напором волны я повалился навзничь.
- Не хватило лишь несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.
Ответ на четвёртое задание:
- Луна меж туч несмело выглянула на миг, и снова скрылась прочь.
- Луч золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
- Песок Сахары жгуч, он беспощаден и горюч.
- Со свистом мимо наших крыш, как молния, пронёсся стриж.
- Наотмашь ударило море волной бедный кораблик мой.
- Камыш у бережка растёт, малыш его для мамы рвёт.
- Дуб вырос высок и могуч, под ним сегодня много луж.
- Отца попросит дочь помочь, самой ей справиться невмочь.
- С зарёю прочь уходит ночь.
- Карандаш мой хорош, он нарисует мне чертёж.