Наука охватывает все сферы человеческой деятельности. Чтобы детализировано рассматривать социум и явления природы, были созданы отдельные дисциплины. В рамках статьи для нас наибольший интерес представляет педагогика. Что изучает данная дисциплина? Каковы объект и предмет педагогики? Какие задачи она решает?
Общая информация
Итак, для начала давайте разберёмся с определением. Педагогика – это наука, которая занимается изучением закономерностей передачи социального опыта от старших поколений к младшим и его усвоение последними. Она занимается воспитанием, обучением и образованием людей. Также для неё интерес представляет и педагогическая деятельность. Это профессиональная активность специалистов, которые с помощью разных средств воздействия на учеников и благодаря взаимодействию с ними решает проблемы по поиску наилучшего подхода к обучению, воспитанию и образованию.Предмет, объект и цель
Основополагающие составляющие любой науки. Предметом педагогики выступает образование, а если смотреть шире – то сознательный и целенаправленный организованный процесс обучения. Исследуются сущности, закономерности, тенденции, принципы, перспективы, теория и технология реализации. Поскольку предметом педагогики выступает образование, то немаловажную роль в этом играет деятельность учеников и учителей. Под объектом понимают действительность, которой обусловлено становление и развитие отдельного человеческого индивида под влиянием общества и воспитателя. В качестве примера можно привести целенаправленный процесс обучения, который проводится в интересах самого человека, социума и государства. Следует отметить, что педагогика изучает методы воспитания, обучения и образования не только детей, но и взрослых людей. Относительно цели можно сказать, что она заключается в том, чтобы выявить закономерности и разработать самые оптимальные методы становления человека. А если к этому добавить объект и предмет педагогики, то у нас получается целый комплекс знаний о влиянии дисциплины на формирование индивида.Функции, задачи и вопросы
Конечно, вышеописанной информацией педагогика не ограничивается. Она является весьма хорошо проработанной дисциплиной. Следует отметить, что в данном случае всё связано, и большую роль в подготовке будущего поколения играет именно педагогика. Предмет и функции ее также являются взаимосвязанными. Существует два направления, каждое из которых имеет три уровня. Каждый из них имеет свои особенности. Так, теоретическая функция реализована на описательном, диагностическом и прогностическом уровнях. Она занимается подготовкой исследуемого материала. Технологическая функция имеет такие уровни: проектный, преобразовательный и рефлексивный. Она занимается внедрением наработок. Относительно задач можно сказать, что они следующие:- Находить закономерности в области воспитания, обучения, образования и управления систем.
- Изучать и обобщать практику и опыт педагогической деятельности.
- Давать прогнозы относительно развития будущего.
- Внедрять результаты исследований в практику.
Всё это направлено на то, чтобы дать ответы на определённые вопросы:
- Зачем и для чего необходимо учить и воспитывать?
- Чему следует обучать и какие идеалы прививать?
- Как учить и воспитывать?
Категории
Так называют основные понятия и термины педагогики. Все мы рассматривать не будем, остановимся только на наиболее важных:- Обучение. Так называют целенаправленный, организованный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников. Он направлен на то, чтобы получить и усвоить новые знания, умения, навыки, способы познавательное деятельности, развивать умственные способности и интересы.
- Воспитание. Это процесс, в основу которого положено целенаправленное влияние, главной целью выступает задача помочь ребенку накопить необходимый для жизни в обществе социальный опыт и сформировать у него систему ценностей, позволяющую жить в социуме.
- Образование. Под этим понимают процесс ознакомления с системой научных знаний, навыков, умений, а также конечный результат, который выражается в виде сформировавшихся мировоззренческих нравственных и иных качеств личности. При этом также достигается цель развития творческих способностей.
- Формирование. Так называют процесс, во время которого происходит становление индивида в качестве социального существа. При этом влияние на него оказывает большое количество факторов: идеологических, экономических, социальных, психологических и так далее.
- Развитие. Под этим понимают реализацию задатков человека, которые присущи ему от рождения.
- Социализация. Под этим понимают самореализацию и развитие человека. Следует отметить, что этот процесс происходит на протяжении всей жизни индивида.
Педагогическое взаимодействие
Это создание преднамеренных контактов, во время которых осуществляется общение педагога и ребенка. Целью таких действий является изменение поведения, деятельности и отношения к чему-то или кому-то. Здесь необходимо привести интересный ответ. Предметом педагогики выступает, напоминаем, именно процесс образования. Поэтому происходит изучение многих аспектов образовательной деятельности. Так, например, можно сказать, что девиантное поведение выступает предметом педагогики. И это будет абсолютно верно. Причем следует учитывать, что изучаются не только обычные люди, но и сами исследователи и воспитатели. Так, тезис о том, что предметом педагогики выступает психология учителя, является тоже абсолютно верным. Следует понимать, что эта дисциплина неотделима от иных наук про человека. Поэтому идёт постоянное накопление новых знаний, опыта, навыков работы и так далее.Чем же занимается педагогика?
Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, следует вспомнить, какие направления в ней есть. В качестве фундамента для этой дисциплины выступает философия. Её дополняет история образования. Затем следует общая педагогика, которая занимается теоретическими основами, дидактикой и школоведением. Её преподают в университетах для общего развития человека. Затем в порядке усложнения идёт возрастная педагогика. Они занимается дошкольной подготовкой, школьной, профессионально-технической и высшими учебными заведениями. Для решения проблем воспитания и оказания помощи обществу применяется социальная педагогика. Она занимается семьями, перевоспитанием нарушителей, подготавливает к обучению и запоминанию данных, а также учит человека, как себя необходимо предъявлять. Кроме этого, есть ещё специальная педагогика. Она занимается особенно тяжелыми случаями, например, обучением немых или детей с проблемами в развитии.
Междунаучные связи
Следует отметить, что педагогика развивается вместе с психологией, физиологией, социологией, философией, историей, географией, литературой, кибернетикой и медициной. Как видите, это настоящий комплекс наук. И всё это направлено на то, чтобы воспитать человека, в котором заинтересовано общество. Причем следует отметить, что они действуют в тесном взаимопроникновении, и часто можно наблюдать такую ситуацию, когда границы между науками стерты, и определить, что к какой дисциплине относится, не представляется возможным.Применение на практике
Когда может быть полезной педагогика? Многим это покажется удивительно, но она применяется не только и не столько в школе, профессионально-технических училищах и университетах. Поскольку в качестве предмета педагогики выступает образование, она применяется ещё и в различных организациях. В качестве примера можно рассмотреть предприятие. Владелец компании заинтересован в том, чтобы оно работало с максимальной эффективностью, а для этого необходимо позаботится о том, чтобы не было никаких проблем внутри коллектива. Для этого он нанимает управленца с педагогическим талантом, который может найти подход к любому человеку и решить проблему до того, как она успеет значительно обостриться.