Процесс воспитания - это сложный и продолжительный этап, направленный на формирование гармоничной личности. Для начала выясним, что собой представляет термин «педагогика».
Происхождение термина
Греки назвали «педагогом» раба, который водил на занятия ребенка. Далее этим термином именовали воспитателей, учителей, преподавателей, а также специалистов в сфере педагогики. В буквальном переводе слово означает «детовождение». Процесс воспитания - это развитие определенных качеств у подрастающего поколения. Постепенно в это определение вносились некоторые корректировки, дополнения, но его основной смысл при этом не изменился.
На протяжении многих веков процесс обучения, воспитания и развития личности не предполагал специального рассмотрения, считался естественным для существования человечества.
На раннем этапе появления общества возникла необходимость передавать определенный опыт из поколения в поколение. Например, старшие члены семьи передавали молодому поколению свой опыт по собирательству, изготовлению различных орудий труда, организации домашнего хозяйства.
По мере роста человека как личности происходило усложнение его жизненного опыта, модернизировались методы процесса воспитания. Благодаря польскому педагогу Яну Амосу Каменскому появилась дидактика, являющаяся отдельной отраслью общей педагогики.
История педагогики
Процесс воспитания и образования имеет глубокие исторические корни. Для любого поколения актуальны три основные задачи:
- освоить опыт своих предков;
- приумножить приобретенные знания;
- передать информацию потомкам.
Только в этом случае возможен общественный прогресс. Педагогика - это наука, которая изучает основные закономерности передачи информации старшим поколением, усвоение ее подрастающей сменой. Воспитание в процессе обучения направлено на приобретение социального опыта, который потребуется ребенку для трудовой деятельности и нормальной жизни.
Постепенно педагогическая деятельность начала выделяться в отдельную сферу деятельности. Сначала ею увлеклись философы Древней Греции. Именно в этот исторический период появился термин «школа», который означал досуг. «Гимназиями» стали называть общественные школы физического развития.
В 17 веке воспитание в процессе обучения выделяется в отдельную науку. В этот период активно разрабатываются идеи и принципы воспитания и в русской педагогике. Например, Михаилом Васильевичем Ломоносовым было создано несколько учебных книг по грамматике и риторике.
Категории педагогики
В восемнадцатом веке педагогическая наука стала самостоятельной отраслью, имеющей собственный предмет исследования. В современном обществе процесс воспитания - это мероприятия, направленные на формирование и развитие личности в условиях ее образования, воспитания, обучения. Как правильно организовать этот важный и ответственный процесс? Для этого нужны разнообразные методы процесса воспитания.
Среди основных категорий педагогики отмечают образование, воспитание, обучение, развитие.
Процесс воспитания - это развитие личности под воздействием внутренних и внешних факторов. Развитие происходит под воздействием природных и социальных факторов.
Особенности воспитания
Процесс воспитания личности является одним из важнейших в педагогике. В широком смысле воспитание предполагает целенаправленный процесс формирования духовных и физических сил личности, интеллекта. Это полноценная подготовка к жизни, активной трудовой деятельности.
В узком понимании воспитание является процессом формирования в подрастающем поколении бережного отношения к окружающей природе, другим людям. Это целенаправленный процесс, в ходе которого происходит приобретение личностью тех свойств и качеств, которые соответствуют интересам определенного общества.
Развитие полноценного человека осуществляется только путем воспитания, сопровождающимся передачей своего опыта, трансляцией наследия предков.
Основа воспитания и обучения
Каковы основные компоненты обучения и воспитания? Процесс воспитания человека основывается на навыках, умениях, знаниях. Именно они являются способом отражения действительности с помощью понятий, фактов, законов, представлений.
Умения предполагают готовность личности к самостоятельному и сознательному выполнению теоретических и практических действий на базе социального опыта, знаний, полученных навыков.
Воспитание в процессе деятельности предполагает использование системы специальных методов. Его результатом выступают умения, навыки, знания, способы мышления, которыми в итоге овладевает обучаемый.
Основные педагогические категории
Основы процесса воспитания, образования, развития - это основные педагогические категории. Образование является процессом саморазвития личности, связанным с овладением ею измерений, знаний, творческих навыков. Образование можно рассматривать как социальную наследственность, передачу последующим поколениям своего опыта. Организация процесса воспитания в современном образовательном учреждении связана с созданием благоприятных условий, направленных на учебную, а также внеурочную деятельность.
Педагогический процесс представляет собой объединение воспитания и обучения, благодаря чему обеспечивается культурная преемственность поколений, готовность человека выполнять профессиональные и социальные роли.
Индивид в образовании осваивает сумму культурных и нравственных ценностей, которые соответствуют ожиданиям и интересам общества. Образование в полном соответствии со способностями и интересами личности является фундаментальным правом любого человека.
Государство всегда поддерживает воспитание. В процессе развития можно влиять на подрастающее поколение, формировать гармонически развитые личности, которые способны приносить пользу своей стране.
Культурная преемственность состоит в том, что не происходит стихийного формирования социальных ценностей личности. Процесс предполагает целенаправленное развитие и воспитание подрастающего поколения.
В качестве педагогического термина «образование» было введено в конце восемнадцатого века Иоганном Генрихом Песталоцци.
Долгое время этот процесс рассматривали как сумму умений, знаний, навыков, которые нужны для осуществления практической деятельности. В настоящее время особое внимание уделяется социализации как качественному и количественному изменению системы ценностей, установок, убеждений, моральных качеств, которые потребуются подрастающему поколению для успешной адаптации в социальной среде.
Современное воспитание
В наши дни педагогическую науку рассматривают как определенную систему, состоящую из отдельных элементов: процесса, результата. Классическая дидактика наделяет воспитание четырьмя аспектами: системностью, совокупностью, ценностью, результативностью.
Ценностная характеристика содержит три блока: воспитание как государственная, личностная, общественная ценность. Если образование подразумевает грамотность, профессиональную компетентность, менталитет, то воспитание характеризуется определенными моральными качествами.
Понятие о методах воспитания
Трудный и динамический педагогический процесс заставляет учителя решать массу классических и необычных воспитательных задач, связанных с гармоничным развитием личности. Они имеют несколько неизвестных, поэтому для успешного разрешения проблем педагог должен владеть воспитательными методиками.
Они состоят из разнообразных приемов, взаимосвязанных друг с другом. Например, для формирования взглядов, убеждений используют классическую беседу.
Приемы воспитания
В отечественной педагогике они являются конкретными операциями взаимодействия воспитуемого и воспитателя, зависят от цели их использования. Средства выступают предметами духовной и материальной культуры, применяемыми при разрешении педагогических проблем.
Методы воспитания представляют собой определенные пути воздействия на поведение, чувства, сознание детей в процессе подготовки их к социализации.
Для формирования у детей понятий, суждений, убеждений педагог проводит беседы, лекции, дискуссии, диспуты.
Опыт поведения формируется во время ролевых игр, а также при выполнении отдельных поручений, данных ребенку педагогом.
Для самооценки, стимулирования самостоятельной деятельности, педагог активно применяет наказание и поощрение, соревнования и конкурсы.
Духовная деятельность, направленная на осмысление бытия, создание нравственной позиции субъекта, становление его мировоззрения, осуществляется в тесной взаимосвязи с процессом приобретения научных знаний. Для развития мотиваций, осознанного поведения в отечественной педагогике используется прием личного примера.
Выберем некоторые приемы воспитания, имеющие максимальную результативность.
Используя притчи, сказки, метафоры, товарищеские дискуссии и споры, импровизации на различные темы, учитель постепенно формирует основную систему ценностей в своих воспитанниках.
После введения в образовательные учреждения федеральных стандартов второго поколения учителя стали уделять гораздо больше внимания творческим коллективным проектам, позволяющим не только обучать, но и воспитывать всех членов проектной группы.
Классификация воспитательных методов
В педагогической литературе описываются разные варианты, позволяющие достигать любых целей и задач. По характеру их делят на упражнение, убеждение, наказание, поощрение. В качестве общего признака выступает оценка деятельности воспитанников.
По результатам воздействия выделено два класса воспитательных методов:
- влияния, которые создают нравственные мотивы, установки, отношения, идеи, понятия;
- влияния, которые определяют некоторый поведенческий тип.
Самым объективным и удобным считают классификацию воспитательных методов по направленности. Эта интегративная характеристика, включающая в себя содержательную, целевую, процессуальную стороны воспитания:
- формирование личностного сознания;
- организация социального опыта поведения;
- стимулирование деятельности.
Сознание можно формировать во время тематических лекций, этических бесед, рассказа, доклада, инструктажа. Для стимулирования (мотивации) самостоятельной работы воспитанников педагоги активно применяют рейтинговые системы отметок.
Остановимся на некоторых способах формирования личностного сознания. Не постоянные убеждения, а реальные поступки и дела характеризуют воспитанность современных школьников. Именно поэтому в основе воспитательного процесса находится социализация.
Учителя стараются комбинировать теоретические и практические приемы, чтобы добиться оптимального результата. Среди приоритетных направлений современного воспитания лидирует формирование чувства патриотизма, любви к родному краю, семейным ценностям.
Убеждение является вариантом разностороннего воздействия на практическую деятельность ребят. Для эффективного управления воспитательным процессом учитель учитывает действия воспитанников при работе над отдельными этапами, мелкими операциями.
Для формирования бережного отношения к культуре родного края, семейным ценностям необходимо использовать в работе не только внушение, но и примеры художественной культуры, знакомить школьников с лучшими людьми села, поселка, города, страны.
Педагог должен выстраивать четкую и последовательную цепочку действий, руководствоваться в своей педагогической деятельности здравым смыслом, опираться на социальный заказ. Учитель старается обращаться не только к чувствам воспитанника, но и к их разуму.
Лекция является развернутым, продолжительным, систематическим изложением сути определенной учебной, научной, воспитательной проблемы. В ее основе выступает обобщение теоретического либо практического материала. Лекция сопровождается иллюстрациями, презентациями, элементами беседы.
Диспут отличается от лекции и беседы возможностью школьников высказывать свою аргументированную позицию по рассматриваемому вопросу.
Именно диспут позволяет молодому поколению приобретать опыт отстаивания личной точки зрения, аргументации позиции, выдерживания этических норм ведения дискуссии.
Среди вариантов воспитательного воздействия на подрастающее поколение необходимо отметить стремление детей к подражанию. Наблюдая за своими родителями, педагогами, старшими братьями и сестрами, дети вырабатывают собственную систему ценностей. Для развития трудолюбия, патриотизма, высокой нравственности, верности долгу, перед глазами школьника должен быть положительный личный пример воспитателя или педагога.
Для формирования поведенческого опыта необходимы упражнения. Они предполагают планомерное и систематичное выполнение воспитанниками разнообразных действий, практических поручений, направленных на развитие личности.
Приучение представляет собой планомерное и регулярное выполнение конкретных действий, направленных на формирование положительных привычек. В ходе учебного процесса он реализуется путем выполнения специальных упражнений, а в воспитательной работе предполагает осуществление поручений, которые связаны с социальной средой.
Заключение
Исследования подтверждают эффективность использования при воспитании подрастающего поколения разнообразных соревнований. Для современных подростков характерно потребительское отношение к жизни, что негативно отражается на системе их ценностей. Для того чтобы избежать подобного подхода, Министерство образования провело модернизацию современных образовательных учреждений.
В настоящее время уделяется особое внимание организации полноценной внеурочной деятельности школьников, созданию дополнительных спортивных секций и интеллектуальных кружков. Только при комплексном подходе к процессу образования, воспитания, развития можно рассчитывать на реализацию социального заказа общества – формирование гармонически развитой личности.
Учителя понимают важность и значимость воспитательного процесса, поэтому в своей работе они руководствуются эффективными методиками и приемами, направленными на воспитание подрастающего поколения.